К вопросу о консалтинговых услугах

К вопросу о консалтинговых услугах

Уважаемые коллеги!

Компаний, оказывающих консалтинговые и информационно-аналитические услуги, можно разделить на три группы. К высшей лиге относятся несколько международных компаний, обязательно имеющие офисы в Лондоне, Нью-Йорке и Токио. Всем хорош консалтинговый сервис компаний, входящих в мировую элиту за исключением того, что риски инвестора по итогам работы с ними меньше не становятся. Отраслевую компетенцию иногда закрывают наймом субподрядчика. Соотношение здесь примерно 20 к 1. То есть из условного контракта стоимостью 5 млн руб. на оплату команды нанятых субподрядчиков пойдет всего лишь 250 тысяч рублей. Иными словами вы заплатили за лимузин премиального класса, а повезли на грузовике, да еще и в кузове. Так что скелетов в шкафу у международных компаний немало, но избежать конфликтов позволяют многочисленные оговорки в документах и контрактах. Да и заказчики стараются не афишировать свои провалы.

К следующей группе относятся многочисленные компании, у которых нет отраслевой специализации, и они работают со всеми видами товаров и услуг, по которым есть централизованный источник информации с облегченным электронным доступом. Как правило, это Федеральная служба государственной статистики. Сегодня компания выпускает анализ рынка детского питания, а завтра керамического кирпича. Студент, компьютер, Интернет – что еще надо для подготовки отраслевого обзора за 35-50 тысяч рублей за штуку? Очень часто в таких обзорах встречаются перлы, когда цемент, например, измеряется в килограммах, а бетон в тоннах. Благодаря развитию информационных технологий изделие передается заказчику в электронной форме. И работа таких маркетинговых агентств наносит минимальный вред окружающей среде. Польза, правда, тоже отсутствует. Трудно с пониманием относиться к инвесторам-клиентам этих компаний, которые принимают инвестиционные решения на миллионы и миллиарды рублей. К банкирам вопросов меньше – они тратят не свои.

Мы рекомендуем на этапе принятия инвестиционного решения пользоваться услугами, советами и информацией специалистов узкого профиля. Не надо относиться к маркетинговому исследованию как к бесплатному приложению к финансовой модели. Не надо «подкручивать» чтобы «летало».

В своей практике мы рассматривали проект, который находился в финальной стадии инвестирования. В абсолютно провальной ситуации: основной спрос на продукцию сосредоточен в Московском регионе страны, сырье находится в Поволжье. Инвестор решил строить крупное предприятие в одной из южных республик – подальше от властей, сырья и рынка. Банкиры были не против, но поставили условие: чтобы бизнес-план подготовила указанная ими авторитетная компания. Из-за отсутствия ограничений, которые являются следствием опыта и знаний, нанятая консалтинговая компания нашла рынки сбыта в радиусе 1,5 тыс. км. Кроме Ирана, в этот радиус попали Каракумы и солнечный Ашгабад – беломраморный город-сад и столица Нейтрального Туркменистана, а Аральское море, вскоре окончательно высохло, так и не дождавшись ценного строительного материала. За несколько лет поменялась пара собственников. Из-за отсутствия стабильного спроса на слабозаселенных рынках сбыта предприятие генерирует убытки. Банк попытался вернуть 30% от вложенного, что является хорошим бенчмарком в отрасли. Пострадавших нет.

Анализ рынка товарного бетона России. Август 2021
Анализ рынка кирпича России. Август 2021
Анализ рынка нерудных материалов России. Август 2021
Анализ рынка листового стекла России. Август 2021
Анализ рынка ЖБИ России. Август 2021

Евгений ВЫСОЦКИЙ, исполнительный директор СМПРО