Снижение или рост цен. Что лучше для строителей?

Снижение или рост цен. Что лучше для строителей?

В.А. ГУЗЬ, управляющий партнер консалтинговой компании СМПРО

«Миссия ФАС – свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России. Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя», – Федеральная антимонопольная служба.
«The mission of the FAS is freedom of competition and effective protection of entrepreneurship for the sake of the future of Russia. Free competition between market participants stimulates the development of new technologies and the search for the most efficient ways of production. This leads to an increase in the competitiveness of goods, a balance between their quality and price, and an expansion of choice for the consumer,» – the Federal Antimonopoly Service.

Часть I

А был ли в истории РФ случай, когда ФАС возбуждала дело по факту недобросовестной конкуренции, выразившейся в снижении цен на производимую продукцию?

Мы убеждены, что снижение цен при росте себестоимости наносит ущерб предприятиям и экономике больше, чем рост цен.

Рост цен формирует инвестиционную привлекательность отрасли. Это значит, что будут появляться новые предприятия, а существующие – модернизироваться и перестраиваться, появляться новые технологии. Рост цен на цемент в 2005–2008 годах привел к тому, что сейчас большая часть цемента производится на современных предприятиях, построенных в XXI веке. Сформировался инвестиционный цикл, который привел к появлению более десятка новых производственных линий и предприятий.

Появление новых предприятий и игроков уравновешивает спрос и предложение, а стоимость продукции возвращается к функции себестоимости.

А если цена снижается, то как это стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства?

Начнем с того, что экономических предпосылок снижения цены не было, нет, и в ближайшие десятилетие не будет. Себестоимость будет расти, так же как три десятилетия подряд растет стоимость электроэнергии, газа, транспортных услуг, автомобильного топлива, стоимости жизни и т.п.

Цены на промышленные товары за 10 лет выросли в 2,14 раза, в том числе продукция металлургической промышленности – в 2,43 раза, деревообрабатывающей промышленности – в 2,09 раза.

Цены на стройматериалы (прочая неметаллическая минеральная продукция без продукции деревообрабатывающей, металлургической и добывающей промышленности) существенно отстают от динамики всей промышленности: индекс цен составил 1,84. Индекс цен в цементной промышленности составил 1,66 (см. график).

Себестоимость будет расти и из-за возможного снижения объемов продаж за счет условно-постоянных расходов.

Можно было бы предложить революционную идею: пускай капиталисты снижают цены за счет своих прибылей. Нет, не получится, так как основной доход современных предприятий идет на обслуживание и погашение кредитов из-за высокой ставки рефинансирования.

Снижение цен стимулирует закрытие производств или отдельных технологических линий. В зависимости от долговой нагрузки, а не от эффективности производства. Как правило, новое предприятие имеет большую задолженность по инвестиционным кредитам.

Динамика индексов цен

Часть II

Ежегодный на протяжении трех десятилетий рост всех составляющих себестоимости, а также высокие ставки рефинансирования делают неизбежным рост цен на промышленную продукцию.

Поэтому пропорциональный рост цен, скорее, свидетельствует о рынке, который находится в нормальном состоянии.

Снижение цен в ситуации, когда перед этим резкого роста не было, – очевидный сигнал о проблемах с конкурентной средой.

Снижение цен НЕ стимулирует развитие новых технологий, НЕ приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, НЕ ведет к расширению выбора для потребителя.

Рассмотрим типичную ситуацию. Снижение потребления какого-нибудь строительного материала. Это может быть сезонным фактором, а может и долгосрочным трендом. НЕэффективный менеджер/собственник или коммерсант, который живет не только на трудовые доходы, принимает единственное кажущееся правильным решение: снизим цены и удержим не только своих клиентов, но и получим новых. Сохраним объемы производства, выполним KPI, получим премии и т.д. Да еще и убьем второго зайца: «У конкурентов же себестоимость выше, они не смогут с нами конкурировать, и вынуждены будут закрыть производство». А так как любой руководитель еще и немного стратег, то третьим зайцем в этой разрушительной логике будет: «А потом мы дешево купим конкурентов». А там и четвертый заяц – «Монополизируем рынок и поднимем цены».

И где же «эффективная защита предпринимательства ради будущего России»?

Часть III

Для того, чтобы деятельность Федеральной антимонопольной службы соответствовала миссии, необходимо отслеживать не только рост цен, но и их снижение.

Почему это критически важно для «будущего России» и «новых технологий», покажем на примере.

За последние два десятка лет мы имели возможность ознакомиться с более, чем сотней бизнес-планов по организации новых производств строительных материалов. Все финансовые модели основаны на растущем прогнозе цен. Рост вне зависимости от сценариев: в пессимистичном – низкие темпы роста, в оптимистичном – высокие. И понятно почему. Ни один проект не покажет необходимую финансовую эффективность и не получит заемное финансирование при снижающихся или постоянных ценах. А, следовательно, не получит финансирования. Поэтому стагнация, или снижение цен, или снижение объемов продаж неизбежно ведут к финансовым проблемам у новых проектов, ведущих к «расширению выбора для потребителя». Отрасль теряет инвестиционную привлекательность. Реструктуризация задолженности – вполне обычная практика, позволяющая избежать массовых банкротств.

В условиях растущей себестоимости и снижении/стагнации цен никакого бюджета развития корпорации себе не могут позволить. Где взять ресурсы на «поиск наиболее эффективных способов производства»?

Позволим себе следующее суждение. Научно-техническое развитие в традиционных секторах производства является не результатом острой конкуренции, а зависит от размера финансирования, которое направляется на новые разработки, закупку оборудования, привлечение специалистов. Размер финансирования зависит от текущих и прогнозных доходов. Если доходы снижаются или снижается объем потребления, а цены не растут, то бизнес переходит в режим сохранения ресурсов.

В режиме сохранения руководители предприятий в первую очередь сокращают бюджет развития. Снижаются цены – сокращаются расходы на инновации.

Могут быть исключения. Российские части транснациональных/глобальных компаний находятся в других условиях, и их инновационное развитие может не зависеть от текущих трендов на отдельных рынках, а определяться общей стратегией развития. Как много таких компаний останется на нашем рынке к концу года?

ООО «СМ Про»
123610, Москва, ЦМТ, Краснопресненская наб., 12, офис 1608
Тел.: +7 (495) 902-61-15
e-mail: info@cmpro.ru
www.cmpro.ru

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы