О безопасности строительных материалов и изделий, и о совершенствовании технического регулирования

О безопасности строительных материалов и изделий, и о совершенствовании технического регулирования

Уважаемые коллеги!
Вышли в свет проекты технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», согласование и утверждение которого запланировано на IV квартал 2023 года, и Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
Пристального внимания в первом документе заслуживает перечень характеристик строительной продукции по группам безопасности, включая ссылки на соответствующие нормативные документы, содержащие конкретные требования.
Во втором документе подробно разобраны вопросы совершенствования технического регулирования. Основная проблема нормативно-правовой базы – отсутствие системного подхода, «зарегулированность» требований, дублирование и противоречия. Поэтому для решения накопленных проблем предлагается осуществить тотальный переход от предписывающих норм, которые сдерживают внедрение передовых технологий и материалов, к параметрическому нормированию.
Очевидно, что требования ТР РФ «О безопасности задний и сооружений» (384-ФЗ) и проекта ТР ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» возможно реализовать, опираясь на исчерпывающий перечень стандартов, которые и содержат необходимые предписывающие характеристики. Понятно, что на данный момент имеется противоречие Стратегии развития строительной отрасли и сложившихся «правил игры» в сфере технического регулирования. При двухуровневой модели технического регулирования в РФ и в ЕАЭС возможность полного отказа от предписывающей системы нормирования представляется довольно сомнительной. Данный переход реализовать довольно сложно, затратно, он может занять многие годы (особенно в случае недостижения консенсуса между странами при принятии того или иного наднационального нормативного документа, разработанного в рамках параметрической стандартизации).
Говоря о техническом регулировании ЕАЭС, стоит заметить, что в настоящее время практически не реализован принцип гармонизации национальных стандартов на наднациональном уровне. При переходе от предписывающего нормирования к параметрическому необходимость внедрения такого подхода для всех стран-участниц ЕАЭС зачастую отходит на второй план. При этом можно столкнуться с другой проблемой, когда при «поддержке» требований ТР ЕАЭС будут использоваться «предписывающие» нормативные документы, хотя на уровне РФ фонд стандартов будет перерабатываться в рамках иной модели нормирования. Все это усложнит далекую от идеала систему нормативных документов, которые станут лишним звеном в организации предпринимательской деятельности.
На сегодня необходимо выработать более взвешенный подход к реализации Стратегии развития строительной отрасли с учетом требований, заложенных в действующих и планируемых к принятию технических регламентов, в основе которых будет реализован принцип баланса социально-экономических интересов общества и государства. Для этого необходимо активное формирование современной нормативной базы, которая должна не замедлять развитие бизнеса, а стать гарантом стабильной работы строительной отрасли.
В настоящее время государство прикладывает огромные усилия по привлечению к работе отраслевых специалистов. Для этого организуется множество общественных платформ для дискуссий и подключаются профильные СМИ.
Сейчас особенно важно делиться практическим опытом и выносить свои предложения на всеобщее обсуждение. Только так мы сможем по­влиять на процесс разработки важных отраслевых документов и сделать его более продуктивным.
СТАРОВЕРОВ Вадим Дмитриевич, канд. техн. наук, доцент кафедры технологии строительных материалов и метрологии СПбГАСУ, советник РААСН, член Экспертного Совета НА «Союз производителей бетона»

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы