Стартует Академия подготовки «цифровых» строителей
ДОМ.РФ официально запустил Цифровую Академию, которая займется подготовкой специалистов с диджитал-компетенциями для стройотрасли. Уже доступна регистрация на базовую обучающую программу по технологии информационного моделирования (ТИМ). В дальнейшем планируется запустить еще несколько образовательных программ.
В рамках базовой программы по ТИМ специалисты расскажут о цифровой трансформации, особенностях ее применения для проектирования, строительства и эксплуатации зданий, а также о законодательстве в области цифрового строительства, принципах формирования и ведения информационных моделей объектов капстроительства.
Длительность программы составляет 40 часов. После прохождения курса слушатели смогут выбрать одну из специализированных учебных программ с углубленным изучением технологий цифрового строительства. Все учебные программы Академии будут регулярно актуализироваться.
В текущем году обучение будет проводиться в два потока: с 16.08 по 15.10 и с 18.10 по 17.12.2021г. Как ожидается, до конца 2022 года Цифровая Академия подготовит около 9,5 тыс. специалистов с цифровыми компетенциями, а к 2024 году – более 24 тыс. «цифровых» кадров для строительной отрасли.
Помимо базовой программы ТИМ, в Академии слушателям доступно обучение применению Стандарта комплексного развития территории от Фонда ДОМ.РФ. Со следующего потока можно будет принять участие и в федеральной программе «Проект.Ф» по подготовке специалистов проектного финансирования. В ближайшее время также планируется запустить курсы обучения методологии Agile.
Работу по снижению админбарьеров в стройке закончат в 2022 году
Об этом заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. Он напомнил, что раньше в жилищном строительстве было 96 административных процедур, прохождение которых требовало еще более 100 согласований. Теперь, по его словам, на уровне федерального закона количество админпроцедур в строительстве уменьшается до 32, а согласований – до 50.
«Весь этот год и первую половину 2022 года мы будем докручивать эти документы, чтобы сократить инвестиционный цикл. Тогда все будет быстрее строиться, больше денег будет в обороте… Это очень прорывная инициатива, причем денег на нее не надо: это просто законы и системная работа», – заключил он.
Нормативная зарплата строителей в ценообразовании
Расценки на оплату труда в строительстве по госзаказу вовсе не занижены, считают в Минстрое. По данным министерства, соответствующий показатель в отношении рабочих специальностей превысил 52 тыс. рублей в месяц. Это более чем на 20% выше, чем получают строители по данным Росстата.
«Установленная субъектами РФ заработная плата по рабочим специальностям строителей на 2021 год в среднем по РФ на 20,89% выше среднемесячной начисленной заработной платы работников по виду экономической деятельности «Строительство» (по данным Росстата) и на 3,13% выше среднемесячной начисленной заработной платы работников по всем организациям (по данным Росстата). За период 2019-2021 годы рост уровня нормируемой оплаты труда рабочих-строителей составил 20%», – утверждается в материале.
В 2020 году, по данным Росстата, средняя начисленная зарплата строителей в России составила 43,55 тыс. руб. в месяц, в экономике в целом – 51,1 тыс. руб. в месяц. Тем самым, указанный в сообщении Минстроя нормативный показатель равен 52,6 тыс. руб. в месяц.
Однако и эти расценки придется менять, ранее утверждал вице-премьер Марат Хуснуллин. Основная причина – рост средних зарплат строителей из-за дефицита мигрантов в связи с коронавирусными ограничениями.
Рынок цемента. Итоги 6 месяцев 2021 года
По итогам января-июня 2021 г., по данным Росстата, в России было произведено 26 107,4 тыс. т цемента (+3,9% к уровню аналогичного периода предыдущего года). По итогам II квартала объем производства цемента составил 17 035,2 тыс. т (+11,5% к уровню II квартала 2020 г.).
Рост объемов производства цемента наблюдается во всех федеральных округах за исключением Центрального и Северо-Кавказского. Наиболее высокие темпы роста в СЗФО (+17,5% к аналогичному периоду предыдущего года). Наибольшие темпы роста производства были характерны для Пермского края (рост на 68,1% по сравнению с уровнем аналогичного периода предыдущего года) и Липецкой области (рост на 22,2%).
Основной объем произведенного цемента пришелся на долю портландцементов без минеральных добавок. Объем выпуска этой продукции составил 15,8 млн т (60,5% общероссийского выпуска цемента). Второе место по объемам производства занимают портландцементы с минеральными добавками – 8,9 млн т (34,2% от общего объема производства цемента в стране).
В рассматриваемом периоде наблюдался рост объемов производства всех видов цемента за исключением тампонажных портландцементов.
Объем отгрузки цемента крупными и средними предприятиями всеми видами транспорта за отчетный период вырос на 3,3% по сравнению с уровнем аналогичного периода предыдущего года. Во II квартале объем отгрузки вырос на 11,6% год к году. На долю железнодорожного транспорта пришлось 46,1% от общего объема отгрузки цемента против 44,3% по итогам 6 месяцев 2020 года.
Складские запасы производителей цемента по состоянию на конец июня 2021 года сократились по сравнению с началом года на 5,8% и составили 1,36 млн. т.
Объем импорта цемента в Россию вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил около 0,55 млн т. Основной объем поставок (около 68%) традиционно пришелся на долю Республики Беларусь. Объем экспорта цемента составил 0,62 млн т. Рост – 4%.
Потребление цемента в России за первое полугодие составило около 26,3 млн т, что на 4,9% больше, чем годом ранее. В т.ч. во II квартале 2021 г. потребление выросло на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. и составило около 17,3 млн т. Рост спроса на цемент наблюдался в 41 регионе страны, Среди субъектов Федерации основным рынком сбыта цемента стал Московский регион. Второе место по разделили Краснодарский край и Ленинградский регион. Третье место занимает Тюменская область.
Создан бетон, который может заряжать электромобили на ходу
Дороги, которые могут заряжать электромобили на ходу – не новая концепция, но до сих пор реализация этой технологии была слишком дорогой и неэффективной. Тем не менее, Департамент транспорта штата Индиана (США) уже проводит тестирование нового типа бетона со встроенными намагниченными частицами.
Сообщается, что эта технология может обеспечить эффективную высокоскоростную беспроводную зарядку электротранспорта при «стандартных затратах на строительство дорог».
Проект финансируется Национальным научным фондом (NSF) и поддерживается Университетом Пердью и немецкой компанией Magment. Тесты будут проходить в несколько этапов. Сначала намагниченный цемент, называемый «магментом», будет проверен в лаборатории, а затем опробован его на 400-метровом участке дороги.
В брошюре Magment говорится, что ее продукт обеспечивает «рекордную эффективность беспроводной передачи с эффективностью до 95 процентов». При этом магнитная зарядная дорога может быть построена так же легко, как и обычная. Разница лишь в используемом материале.
В рамках заключительного этапа тестов исследователи проверят возможность магнитного бетона заряжать тяжелые электрические грузовики на высокой мощности (200 киловатт и выше). Если этот тест окажется успешным, магнитные зарядные дороги начнут строиться в Индиане повсеместно.
Содержание трассы М-4 «Дон» могло бы быть и дешевле…
Строительство и ремонт дорог в российских регионах были бы заметно дешевле, если бы действующие ГОСТы разрешали использовать щебень чуть большего размера. К такому выводу пришел аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов. Подготовленный им отчет опубликован на официальном сайте ведомства.
Как пишет Богомолов, ГОСТ допускает использование сит с ячейками, размерам которых соответствует щебень только одного типа (ГОСТ 32703-2014). Это делает невозможным применение в дорожном строительстве традиционных асфальтобетонов, для которых требуется щебень чуть большего размера (ГОСТ 8267-93).
«При этом, по мнению ООО «Трансстроймеханизация» и АО «Труд», традиционные асфальтобетоны с использованием полимерных добавок и различных типов вяжущего могут обеспечить снижение затрат на дорожные работы и увеличение сроков службы дорожного покрытия в течение установленных межремонтных сроков», – пишет Богомолов. Кроме того, производство более мелкого щебня требует больших трудо- и энергозатрат. В Ростовской области, к примеру, это приводит к удорожанию тонны щебня в среднем на 68,1% (до 1,5 тысячи рублей). В некоторых регионах рост стоимости вовсе достигает 121%. По подсчетам Богомолова, в масштабах страны разрешение на использование старого щебня позволило бы ежегодно экономить почти 1,5 млрд рублей.
Еще один вывод из его исследования – в России было бы гораздо выгоднее строить цементобетонные дороги, как это делается, к примеру, в США или Китае. Они хоть и дороже при строительстве, зато прочнее, долговечнее и в итоге гораздо дешевле по содержанию.
В принятой в России Стратегии развития промышленности строительных материалов, к слову, в качестве цели указывалось, что доля ввода в эксплуатацию цементобетонных дорог в общем объеме строительства должна расти. В 2018 году это должно было быть 5%, в 2019 году – 10%, в 2020 году – 20%. Но на 1 января 2019 года протяженность российских цементобетонных дорог составила 1,3 тыс. км. Это 0,1% от протяженности всех автодорог и 2,5% от протяженности федеральных дорог с усовершенствованным покрытием. Для сравнения, протяженность цементобетонных дорог в США на 01.01 2019 года составляла 231,2 тыс. км., в Китае – 89,8 тыс. км.
Синтетика из отходов: ученые нашли замену природному гипсу
Российские ученые в составе международной группы исследователей из НИТУ «МИСиС», Белорусского государственного технологического университета, Института общей и неорганической химии Национальной академии наук Белоруссии и Лимерикского университета Ирландии синтезировали гипс из отходов химических производств, в частности серной кислоты. По своим характеристикам, как утверждают разработчики, он превосходит природный аналог и может найти свое применение в строительной отрасли.
«В настоящее время закончены комплексные исследования и технико-экономическое обоснование по получению гипса из других отходов. Также разработан энергоэффективный способ получения ангидрита в одну стадию, минуя фазу образования гипса», – сообщил один из авторов исследования, сотрудник НИЦ «Конструкционные керамические наноматериалы» НИТУ «МИСиС» Валентин Романовский.
Ученые смешали серную кислоту из отходов производства с водой и известняком, в результате чего были получены образцы синтетического гипса трех видов: строительный гипс, высокопрочное гипсовое вяжущее и ангидрит.
Авторы исследования утверждают, что преимущество данного способа производства строительных гипсоматериалов из синтетического гипса в том, что он изначально синтезируется в виде порошка.
«Предложенный метод позволяет получать кристаллы необходимой формы и размеров в зависимости от предъявляемых требований к материалам, синтезированным на основе синтетического гипса», – отметил Валентин Романовский.
Ученые также предполагают, что благодаря синтетическому гипсу снизятся затраты на электроэнергию за счет упрощения технологии производства.
Музей 3D-печати из бетона откроется в Китае
Fab-Union, китайская компания, специализирующаяся на различных технологиях роботизированного строительства, печатает на 3D-принтере массивную бетонную конструкцию, в которой, согласно источникам, разместится первый Музей 3D-печати в строительстве.
Музей строительной 3D-печати, скорее всего, продемонстрирует ряд различных строительных технологий в рамках строительной 3D-печатной конструкции.
Все технологии Fab-Union основаны на FUROBOT, платформе программирования роботов, разработанной компанией для строительной отрасли. Цель программного обеспечения состоит в том, чтобы связать проектирование и строительство, позволяя дизайнерам и другим специалистам с отрасли беспрепятственно вмешиваться в роботизированный процесс строительства.
Подборка новостей подготовлена на основе сообщений информационных порталов ancb.ru, realty.ria.ru, Ради дома Pro, cement.ru, donnews.ru, russian.rt.com, jcement.ru, The Concrete Times, а также материалов от пресс-служб ДОМ.РФ и ООО «ГС-Эксперт».