С.Н. ЕФИМОВ, канд. техн. наук, МАДИ, В.В. ЧЕРНЫШОВ, ООО «ТоргБетон»,
А.Ю. ТАРАСОВА, канд. техн. наук, ООО «Лаборатория ККМ» (Мостовая инспекция)
Авторы представляют свое видение причин возникновения крайне неудовлетворительной ситуации с качеством строительных материалов, сложившейся за последние 10-12 лет.
С.Н. ЕФИМОВ | В.В. ЧЕРНЫШОВ | А.Ю. ТАРАСОВА |
Основная суть негатива сложившейся ситуации сводится к трем составляющим:
1. Замена контроля качества строек независимыми лабораториями на контроль лабораториями саморегулируемых организаций (СРО). На серьезных строительных объектах всероссийского значения контроль качества организован как следует. На рядовых же объектах, строительство которых поручено СРО, объективный контроль прочности бетона нередко подменяется фикцией контроля. То есть при выявлении несоответствия прочности бетона в той или иной конструкции проектной или иных нарушений директор СРО говорит начальнику лаборатории: «Ну и что? Мало ли какая там ситуация! Мне объемы сдавать надо! Срочно делай акты испытаний, что все хорошо!»
Типичный пример трагедии, вызванной указанной выше причиной, – обрушение свежеуложенного бетона в плиту перекрытия строящегося тоннеля. Авария произошла при реконструкции автомобильной дороги А-101 Москва – Малоярославец – Рославль (Калужское шоссе) в марте 2017 г. В результате погибли два человека.
2. Распространенная при получении подрядными организациями крупных госзаказов система тендеров. Например, при себестоимости 1 м3 (3700 рублей + доставка) бетонной смеси класса по прочности В25 организации, участвующие в тендере, с целью его выигрыша опускают цену до 3500 рублей. Перед такой организацией стоит главная задача – получить данный заказ. А уж получив, как-нибудь строят. Отсюда известные случаи производства некачественного бетона: приготовление бетонной смеси прямо в миксере (без бетономешалки); использование цемента, песка, щебня нижайшего качества; несоблюдение элементарной технологической дисциплины, сведение к минимуму (а иногда и полное отсутствие) лабораторного контроля и т.п.
Фотографии, иллюстрирующие некоторые из указанных выше случаев, представлены на рис. 1-4.
Рис. 1. Завод товарной бетонной смеси без бетоносмесителя
Рис. 2. Склад заполнителей завода (крупный и мелкий заполнители вместе)
Рис. 3. Бетон, забракованный в связи с преждевременным демонтажом опалубки
Рис. 4. Разрушение цементобетонных кернов при испытаниях на морозостойкость. 20 циклов замораживания-оттаивания по третьему ускоренному методу ГОСТ 10060
3. Вместо борьбы с указанными выше негативными явлениями и наведением элементарного порядка в строительстве Минстрой РФ, Минтранс РФ при активном участии НИИЖБ в последние годы увлеклись бесконечным тиражированием новых, зачастую понятных только авторам, а иногда просто переведенных иностранных нормативно-технических документов (НТД). В большинстве случаев такие НТД не согласуются с практикой отечественного строительства.
Приказом Минпромторга и Росстандарта № 242-СТ от 10.05.2018 приостановлено действие одного из самых проблемных таких стандартов – ГОСТ Р 57345-2016 / EN 206-1:2013 «Бетон. Общие технические условия».
Однако в стране вводятся в действие все новые переводные стандарты. Например, действующие с лета 2018 г.: ГОСТ Р 57809-2017 / EN 12350-2:2009 «Испытания бетонной смеси. Часть 2. Определение осадки конуса»; ГОСТ Р 57810-2017 / EN 12350-3:2009 «Испытания бетонной смеси. Часть 3. Метод Вебе». Для чего? Ведь в России есть ГОСТ 10181 «Смеси бетонные. Методы испытаний», в котором достаточно четко изложены методики испытаний, вошедшие в указанные ГОСТы.
Не прекращаются попытки навязать строителям России ПНСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси цементобетонные дорожные и цементобетон. Технические требования». Данный стандарт содержит ранее не применявшиеся в России требования к цементобетонным смесям и заполнителям для них (деление бетонных смесей на виды в зависимости от максимального размера применяемого крупного заполнителя: от С8 до С63, определение гранулометрического состава щебня и песка на ситах с квадратными ячейками и др.).
В 2019 г. Росавтодор выставил лот на выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Разработка комплекса ГОСТ Р на смеси бетонные». Цель работы – разработка комплекса проектов ГОСТ Р на смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий дорог общего пользования. В Техническом задании написано:
«…Действующие требования к цементобетонам дорожным в РФ были разработаны более 50 лет назад и не учитывают современные мировые требования к цементобетонам дорожным. Первого сентября 2016 г. в Российской Федерации закончился переходный период и в полную силу вступил ТР ТС 014 / 2011 «Безопасность автомобильных дорог» с перечнем стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента. При этом входящие в состав цементобетонных смесей дорожных заполнители (щебень, гравий и песок) были включены в перечень стандартов под ТР ТС 014 / 2011, а следовательно, к ним были разработаны требования, основанные на современных передовых мировых подходах, важными из которых являются требования к зерновым составам, регламентированные на значения проходов зерен каменного материала через сита с квадратными ячейками. Смеси цементобетонные дорожные и цементобетон в перечень стандартов под ТР ТС 014 / 2011 включены не были. На сегодняшний день в РФ действуют стандарты на цементобетонные смеси и цементобетон, которые не учитывают новые требования межгосударственных стандартов по зерновому составу заполнителей, дробимости щебня и гравия, дроблению и износу крупного заполнителя и др. В этой связи целесообразно разработать комплекс ГОСТ Р на смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий дорог общего пользования с учетом требований к исходным минеральным материалам, составляющим доказательную базу ТР ТС 014 / 2011».
Следует отметить, что действующие в России НТД, а именно:
– СП 46.13330 «Мосты и трубы»;
– СП 34.13330 «Автомобильные дороги»;
– ГОСТ 7473 «Смеси бетонные. Технические условия»;
– ГОСТ 26633 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые»;
– выходящие в 2019 г. «Методические рекомендации на строительство (реконструкцию) монолитных цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог общего пользования и аэродромов» и ряд других нормативов вполне достаточны для сооружения цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов по успешно работающим в нашей стране в течение десятилетий методикам.
Реализация указанных в п. 3 предложений в России весьма затратна, технически сложна и бессмысленна!
29 мая 2014 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, подписали Договор об учреждении Евразийского экономического союза. В рамках Договора обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС [1]. В рамках Договора (вступил в силу 1 января 2015 г.) постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 г. № 717 Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, дополнены тремя разделами, одним из которых является раздел 2364 «Смеси и растворы строительные. Смеси строительные. Растворы строительные» [2]. Постановление вступает в силу 27.12.2018 г.
Обеспечение строительных объектов качественной бетонной смесью – важнейшая задача каждого бетонного завода. Однако бетонная смесь является промежуточным (скоропортящимся) продуктом строительного производства. Конечные свойства товарного бетона зависят от множества факторов (изготовление, перевозка, укладка в конструкцию, уход за уложенным бетоном). В связи с этим принятие данного закона о Декларации считаем малоэффективным. Подобные нормативные документы могут играть позитивную роль при условии нормализации ситуации в отрасли, о чем сказано выше.
Библиографический список
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 14 мая 2018 года) / Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancomission.org (дата публикации: 05.06.2014).
2. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. №982» от 17 июня 2017 года №717 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2017, №0001201706270030.