Период стабильности на рынке стройматериалов завершился. Это значит, что в 2024 году нас ожидает дальнейшее повышение цен, обусловленное, в числе прочего, ростом цен на энергоносители, кадровым дефицитом на стройке и нарастающими проблемами с транспортом. Продукция нашего производства уже в январе выросла в цене на 23% относительно 2023 года и в первом квартале мы планируем повышение цен ещё на 5%.
The period of stability in the building materials market has ended. This means that in 2024 we are expected to see further price increases due, among other things, to rising energy prices, a shortage of personnel at the construction site and increasing problems with transport. Our products have already increased in price by 23% in January compared to 2023, and in the first quarter we plan to increase prices by another 5%.
В течение ряда лет, с 2015 по 2021 год включительно, цены на автоклавный газобетон оставались стабильными и составляли в среднем 3400–3500 руб./м3, все колебания происходили в коридоре плюс-минус 10% (здесь и далее — данные Национальной ассоциации производителей автоклавного газобетона, НААГ). При этом нужно отметить, что для производителей ситуация не была такой «гладкой» на протяжении всего означенного периода. Колебания цен на энергоносители, нестабильное качество сырья, логистические проблемы и другие факторы периодически существенно снижали маржинальность производства, особенно тех предприятий, которые принципиально относятся к своим обязательствам в части качества продукции. Были периоды, когда газобетон приходилось отпускать практически по себестоимости, однако лидеры рынка стремились держать стабильные цены.
Ситуация резко изменилась в 2022 году, когда сумма влияния внешних факторов на работу предприятий стала критичной. В частности, к прочим проблемам добавились разрывы в устоявшихся цепочках поставок сырья, перебои с поставкой запчастей и расходных материалов для оборудования и пр. В результате отпускная стоимость сразу подскочила в два раза и достигла 7465 руб./м3 в среднем по России. И хотя к началу 2023 года она стабилизировалась на уровне 5435 руб./м3, на дальнейшее снижение рассчитывать сегодня вряд ли стоит.
Нужно заметить, что даже в условиях нестабильного рынка газобетонные заводы старались в течение 2023 года держать стабильные отпускные цены. Однако для конечного потребителя они продолжали расти, но не по инициативе производителей, а из-за проблем с транспортом: логистика за год подорожала на 20-30%, что не могло не сказаться на фактической стоимости стройматериалов для заказчиков. В конечном счете, проблемы в логистике влияют и на себестоимость производства, поскольку ведут к росту цен на сырье.
ISTKULT — российский премиальный бренд автоклавного газобетона и продуктов для ИЖС и городского строительства. Концепция бренда ISTKULT разработана в 2022–2023 гг. российской командой YTONG. Производство продукта было запущено на предприятии YTONG в Можайске (Московская область). В октябре 2023 года завод по производству премиального газобетона АО «ИСТКУЛЬТ МОЖАЙСК» (производитель продукции под торговыми марками ISTKULT и YTONG) вошел в состав российского холдинга «АлфиГрупп»).
Что касается объемов производства, то в течение всего 2023 года загрузка заводов оставалась стабильной и по итогам года была примерно такой же, как в 2021–2022 гг., во всяком случае, в центральных регионах РФ, в Москве и Московской области.
Помимо дефицита транспорта и водителей, в российской строительной индустрии сейчас наблюдается высокий отложенный спрос на стеновые материалы в целом, не только на газобетон. Одна из причин – нехватка трудовых ресурсов, из-за чего многие стройки сократили потребление. Если проблема с кадрами решится, то возможен взрывной рост спроса ближе к лету.
При этом до сих пор дефицита не наблюдалось. Напротив, в 2022 году практически на всей территории РФ (за исключением Северного Кавказа) фиксировалось снижение объемов производства автоклавного газобетона по отношению к 2021 году. Больше всего в СЗФО (на 10,8%), меньше всего в УФО, в среднем по РФ – на 3,3%. Это говорит о том, что вызванный пандемией спрос 2021 года стабилизировался. На данный момент мощности большинства предприятий также загружены не полностью.
Отдельно стоит остановиться на качественных показателях. Основным производимым в РФ продуктом был и по сей день остается газобетон марки D500, его доля превышает 70 % отгрузок. Это универсальный материал, который используется и в промышленно-гражданском строительстве, и в индивидуальном жилищном. При этом на самом деле для ИЖС оптимальны более низкие плотности, которые обеспечивают необходимую энергоэффективность дома при меньшей толщине стен. Частнику это дает одновременно увеличение полезной площади и сокращение затрат на строительство.
Однако на сегодняшний день на долю газобетона D400 в России приходится всего около 10% отгрузок. И это при том, что текущий объем потребления ИЖС опережает городское жилищное строительство (примерно 60/40).
Что касается марки D600, на долю которой приходится около 19% отгрузок, то это нишевый продукт, используемый главным образом в многоэтажке, т.к. его повышенная прочность позволяет крепить тяжелые фасадные конструкции.
По-прежнему актуальна и проблема качества продукции на рынке автоклавного газобетона. Отсутствие систематического государственного регулирования делает систему контроля качества непрозрачной, фактически оставляя этот вопрос на совести самих производителей.
Александр СУДНЕВ, генеральный директор АО «ИстКульт Можайск», торговая марка ISTKULT