Перспективы использования высокодисперсного торфо-минерального сырья в составе цементного камня

Перспективы использования высокодисперсного торфо-минерального сырья в составе цементного камня

А.Ф. КОСАЧ, доктор техн. наук, профессор, Б.Э. БАГДАСАРЯН, аспирант, К.А. МЕМЯЧКИН, аспирант, Югорский государственный университет

Ключевые слова: теплопроводность, наноматериалы, прочностные характеристики, механоактивация, структурообразование, наномодификаторы
Keywords: thermal conductivity, nanomaterials, strength characteristics, mechanical activation, structure formation, nanomodifiers

В статье представлена оценка растительно-минеральных композитов на основе модифицируемого высокодисперсного торфа в бетонах. Исследован цементный камень из цементно-песчано-торфяной смеси. Представлена технология производства бетона путем измельчения частиц дисперсной фазы на стадии перемешивания с использованием песчано-торфяной смеси в пропорции 60:40.

В последнее время ученые все чаще обращают внимание на использование органики как достаточно дешевого сырья для производства различных строительных материалов. Оптимальным сырьевым ресурсом для производства композитов с использованием растительных заполнителей в Ханты-Мансийском автономном округе является торф. Эффективность применения материалов на основе растительно-минеральной композиции и практически неограниченная сырьевая база (свыше 312 млрд м3) дают право рассматривать развитие их производства как одно из важнейших направлений в освоении новых прогрессивных строительных материалов в ХМАО.

Чтобы теоретически верно обосновать возможности применения торфа в производстве строительных материалов, необходимо иметь полное представление о составе и свойствах каждого компонента торфяного сырья и определить целесообразность выделения тех или иных компонентов в зависимости от требуемых характеристик получаемого материала. В торфе содержатся частицы различных форм и размеров, поэтому он является полидисперсной системой. С физико-химической точки зрения торф можно отнести к классу сложных многокомпонентных полидисперсных полуколлоидных высокомолекулярных систем [2].

При производстве строительных материалов торф может выступать в качестве основного и вспомогательного сырья. При химической переработке органического вещест­ва, содержащегося в торфе, можно получить соединения, которые улучшают гидрофобные свойства цемента и материалов на его основе. Использование торфа как торфяного заполнителя (торфяной лигнин) в бетоне способствует улучшению его теплофизических свойств. Основные свойст­ва торфа: низкая теплопроводность, антисептичность, биостойкость, низкая плотность. В торфе выделяют шесть основных групп соединений. Определение группового состава проводилось по общепринятой методике Инсторфа. Данные приведены в табл. 1.

Таблица 1. Средний диапазон содержания групповых составляющих торфа

Тип торфа Б, % на daf ГК, % на daf НГО, % на daf ВРВ+ЛГВ, % на daf ФК, % на daf Ц, % на daf
Верховой 3,7-8,2 9,0-28,9 8,0-12,4 30,3-53,6 14,7-19,7 2,8-9,0
Переходной 3,4-5,0 25,2-34,1 10,0-12,9 33,2-38,2 11,1-18,6 2,0-3,5
Низинный 2,2-4,2 30,0-43,9 11,9-18,2 26,0-33,5 10,6-13,0 1,7-2,3

Примечание: Групповые составляющие торфа: битумы, гуминовые кислоты, не гидролизуемые остатки, водоростворимые, а также легко гидролизуемые вещества, фульвокислота, целлюлоза

Различия в содержании этих групп в торфе связано с их разновидностью и со степенью разложения. Следует отметить, что не все содержащие группы торфа положительно влияют на свойства строительных материалов, получаемых на его основе. Например, лигнин и углеводы оказывают негативное воздействие на прочность и долговечность цементного камня [2].

Таким образом, в ХМАО имеются благоприятные условия для разработки технологий производства из торфа и минерального сырья новых типов строительных материалов для различных видов строительства с заданными свойствами, необходимыми для эксплуатации в суровых климатических условиях [1].

В области наноразмерного масштаба частиц имеют место качественные эффекты, определяемые зависимостью химических и физических их свойств от соотношения числа атомов в приповерхностных и внутренних объемах частиц. Такие частицы и их ансамбли приобретают иную физико-химическую и механохимическую активность, в силу чего могут принципиальным образом изменять процессы синтеза, структурообразования, менять термодинамическую и энергетическую обстановку в дисперс­ной системе, какой является бетонная смесь.

Эффект от введения наноразмерных частиц принципиально выражается в том, что в системе появляется не только дополнительная граница раздела фаз, но и носитель квантово-механических проявлений.

Из-за своей высокоразвитой поверх­ности наночастицы обладают свойствами высокоэффективных адсорбентов, то есть способны поглощать на единицу своей массы во много раз больше адсорбируемых веществ, чем макроскопические дисперсии. Многие наноматериа­лы обладают гидрофобными свойствами или являются электрически заряженными, что усиливает процессы адсорбции [3].

Совокупность изложенных факторов свидетельствует о том, что наноматериалы могут обладать совершенно иными физико-химическими свойствами, чем вещества в обычном физико-химическом состоянии. По этой причине их можно относить к новым видам материалов и продукции на их основе [4].

Отличительной особенностью технологии строительных материалов на основе наноразмерных систем является постоянное присутствие твердой фазы в системе независимо от присутствия жидкой и газообразной фаз. Твердая фаза является носителем основного свойства строительных материалов – прочности, она участвует в формировании всех трех вышеназванных структур. Частицы твердой фазы являются элементарными «кирпичиками» формирования различных структур, прочность которых предопределяется прежде всего дисперсностью и гранулометрическим составом частиц. Чем меньше размер частиц, тем меньше внутренних дефектов они содержат. Присутствие таких частиц в исходных дисперсных системах является обязательным. Необходимо различать две составные части: структурный каркас, образованный грубодисперсными частицами, и межзерновую пустотность, состоящую из тонкодисперсных частиц и продуктов гидратации, расположенных в межзерновом пространстве грубодисперсного каркаса. Следует особо подчеркнуть, что решающую роль имеет регулирование свойств структуры на ранних стадиях ее зарождения, а именно в коагуляционный период [7].

Нанотехнология создает наносистемы как «сверху вниз», так и «снизу вверх». Уже сейчас известны явления самоорганизации наноструктурированных объектов, в которых участвуют процессы самоорганизации веществ на атомно-молекулярном уровне, позволяющие создать уникальные объекты без внешнего влияния. Таким образом, образование подобных структурированных объектов не случайно (рис. 1) [2].

Механизм создания наносистем
Рис. 1. Механизм создания наносистем

Нанотехнологические подходы при создании материалов в настоящее время используются достаточно широко. Всех их условно разделяют на два типа нанотехнологий: «сверху вниз» и «снизу вверх». Тип «сверху вниз» – это технология получения наноструктурированных материалов, в которой нанометровый размер частиц достигается с помощью измельчения более крупных частиц, порошков или зерен твердого тела.

Тип «снизу вверх» – это технология получения наноструктурированных материалов, в которой реализуется образование наночастиц из атомов и молекул, т.е. достигается укрупнение исходных элементов структуры до частиц наноразмера, образуя при этом продукты гидратации.

Эти гидраты представлены в виде мельчайших частиц – субмикрокристаллов с размерами меньше 0,1 мкм. Они создают в прослойках между гидратированными зернами цемента коллоидную систему – тоберморитовый гель. Между частицами возникают коагуляционные контакты, что и приводит к образованию коагуляционной структуры. Особенностью этих контактов является обязательное наличие между частицами тонкой устойчивой прослойки воды (дисперсионной среды) [4, 5].

В результате физических контактов коагуляционной структуры цементного геля происходит облегченность миграции атомов, наблюдаются более выраженные силы притяжения между атомами, что приводит к склонности самоорганизации кластерных структур (рис. 2) [6].

Склонность к самоорганизации кластерных структур в результате физических контактов коагуляционной структуры цементного геля
Рис. 2. Склонность к самоорганизации кластерных структур в результате физических контактов коагуляционной структуры цементного геля

Основная часть

В промышленности разрабатываются и производятся различные типы помольных установок, принцип работы которых заключается в получении высокодисперсных материалов, а в жидких системах, проходящих через рабочие органы установки, эффектов гидродинамической и акустической кавитации.

Для получения высокодисперсных частиц на основе песчано-торфяных смесей использовали мельницу непрерывного действия роторного типа «Вьюга-3», которая по степени дисперсности при сухом помоле позволяет получать ультрадисперсные материалы 102-103 нм (рис. 3).

Рис. 3. Мельница непрерывного действия роторного типа «Вьюга-3». Расположение мелющих тел: 1 – цилиндрический корпус; 2 – цилиндрические мелющие тела – цилиндрические спирали (8 шт.); 3 – вал с вертикальными пластинами для крепления цилиндрических спиралей (8 шт.), закрепленный в корпусе с помощью подшипников; 4 – загрузочное окно; 5 – окно выдачи активированного материала

В лаборатории ООО «Институт новых технологий и автоматизации промышленности строительных материалов» («ИНТА-Строй»), г. Омск, были изготовлены и испытаны образцы из активированной песчано-торфяной смеси по сухому способу, согласно структурной схеме (рис. 4).

Структурная схема исследований
Рис. 4. Структурная схема исследований

Для увеличения производительности и дисперсности помола торфа в качестве абразивного материала принимали песок. Соотношение торфа к песку 100:0, 80:20, 60:40, 40:60. Абразивный материал был выбран с учетом физических и химических характеристик, которые позволяют увеличить физико-механические свойства бетона от 10% до 30%. На основании полученных результатов по тонкости помола, определяемой с помощью лазерного анализатора частиц MicroSizer 201, принимаем соотношение 60:40 (рис. 5).

Содержание наноразмерных частиц активированной песчано-торфяной смеси
Рис. 5. Содержание наноразмерных частиц активированной песчано-торфяной смеси

В ходе эксперимента применялись следующие материалы:

1. Вяжущее вещество – портландцемент ПЦ400 Д20 производства Искитимского цементного завода (г. Новосибирск).

2. Пылинское месторождение ХМАО. Общая площадь 120337 га, общие запасы 445467 тыс. м3 со следующими характеристиками: Мк=2,0-2,4; истинная плотность – 2615 кг/м; средняя плотность – 2363 кг/м3; насыпная плотность – 1530 кг/м3; содержание кремнезема 96-98%.

3. Вода водопроводная.

Испытания образцов производили в лаборатории ООО «ИНТА-Строй». Образцы-балочки размером 4×4×16 см в количестве 6 штук были испытаны в соответствии с требованиями ГОСТ 10180-2012. Прочность образцов на изгиб Rизг определялась на установке МИИ-100, а прочность на сжатие Rсж – на испытательном прессе Matest C040N. При обработке результатов наименьшее и наибольшее значения не учитывались. Значения считались недействительными, если разброс между ними был более 15%. За результат принималось среднее из четырех испытаний.

Результаты испытаний на прочностные характеристики (Rсж,Rиз) образцов-балочек 4×4×16 см и теплопроводность пластин размером 100×100×15 мм при нормальной консистенции раствора в зависимости от содержания активированной песчано-торфяной смеси от общей массы цемента представлены в табл. 2.

Таблица 2. Результаты испытания цементно-песчано-торфяных образцов

Показатели № образца Содержание цемента к активированной песчано-торфяной смеси
100:0 80:20 60:40 40:60
Rизг Rсж Rизг Rсж Rизг Rсж Rизг Rсж
Прочность, МПа 1 14,1 40,7 17,2 43,9 14,3 41,2 13,7 39,3
41,0 43,7 40,4 39,1
2 14,3 41,9 17,5 44,0 14,0 40,1 13,5 38,9
41,5 44,1 39,7 38,0
3 14,5 41,2 17,1 44,3 14,3 39,9 13,0 38,5
41,8 44,5 40,3 38,1
Rср 14,3 41,4 17,3 44,1 14,2 40,3 13,4 38,7
Коэффициент теплопроводности, Вт/(мк) 1 0,388 0,331 0,319 0,298
2 0,375 0,329 0,320 0,289
3 0,379 0,331 0,317 0,302
Средний коэффициент теплопроводности, Вт/(мк) λср 0,380 0,331 0,318 0,298
Средняя плотность, кг/м3 ρср 2401 2387 2363 2355

Теплопроводность образцов определяли методом стационарного теплового потока прибором ИТП-МГ4 в соответствии с ГОСТ 7076-99.

Образцы (для определения теплопроводности прибором ИТП-МГ4) изготавливались из пескобетона, состава: вяжущего 500 грамм (цемент, активированная песчано-торфяная смесь в соотношении согласно табл. 2) и песка 1500 грамм. Образцы размером 100×100×15 мм – с различным содержанием песчано-торфяной смеси в вяжущем.

Выводы:

Появление инновационного строительного материала из доступного местного сырья для жилищного и промышленного строительства может способствовать привлечению значительных инвестиций в регион ХМАО, что положительно скажется не только на экономической, но и социальной обстановке в округе.

Применение цементно-песчано-торфяных высокодисперсных активированных смесей, согласно полученным результатам, позволяет экономить цемент до 30% без ухудшения прочностных характеристик пескобетона, а также увеличивать теплофизические характеристики бетона на 20% в зависимости от объема активированной песчано-торфяной смеси.

На основании полученных результатов по активации песчано-торфяной смеси возможно ее использование в качестве высокодисперсного торфо-минерального сырья;

Принимаем соотношение песчано-торфяной смеси 60:40 (рис. 4), так как содержание размеров частиц менее 400 нм больше, чем в других песчано-торфяных смесях в три и более раз.

Высокодисперсное торфо-минеральное сырье в соотношении 60:40 применяем в количестве 40% от общей массы цемента, при этом прочность образцов по сравнению с прочностью контрольных образцов уменьшилась на 1%, что является незначительным. В связи с этим принимаем состав цементно-песчано-торфяных образцов с 40% содержанием активированной песчано-торфяной смеси от массы цемента. При этом коэффициент теплопроводности снизился на 16%.

Библиографический список
1. Толстограй В.И. Проблемы торфяных ресурсов ХМАО // Эколого-географические проблемы природопользования нефтегазовых регионов: Теория, методы, практика / Отв. ред. Ф.Н. Рянский, С.Н. Соколов – Нижневартовск, 2003, с. 31-40.
2. Косач А.Ф., Ращупкина М.А., Кузнецова И.Н. Влияние наноразмерного модификатора на основе зол гидроудаления Омской ТЭЦ на свойства цементного камня // Вестник СибАДИ. №4 (50), 2016.
3. Гусев Б.В., Кондращенко В.И., Маслов Б.П., Файвусович А.С. Формирование структуры композиционных материалов и их свойства. – М.: Научный мир, 2006, – 560 с.
4. Сидоров В.И., Агасян Э.П., Никифорова Т.П. и др. Химия в строительстве / Учебник для вузов: – М.: АСВ, 2007, – 312 с.
5. Лесовик В.С., Строкова В.В. О развитии научного направления «Наносистемы в строительном материаловедении» // Строительные материалы. Сер. «Наука», №8, 2006, с. 18-20.
6. Балоян Б.М., Колмаков А.Г., Алымов М.И., Кротов А.М. Наноматериалы, классификация, особенности свойств, применение и технологии получения, 2007.
7. Ахведов И.Н. Основы физики бетона / Учебник для вузов – М.: Стройиздат, 1981, – 464 с., илл.

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы