Кто всё-таки  возьмется за подготовку кадров строительной отрасли

Кто всё-таки возьмется за подготовку кадров строительной отрасли

Уважаемые коллеги!
Стратегия строительной отрасли РФ констатирует, что профессиональная и квалификационная структура трудовых ресурсов не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к персоналу в контексте развития технологий строительного производства.
Дефицит квалифицированных кадров на предприятиях, вызванный отсутствием современных программ подготовки специалистов на уровне государства, создал проблему конкурентоспособности заводов отрасли – совокупности трудового и научно-производственного потенциала организации, способного создавать и производить продукцию определенного уровня качества, что является одной из причин банкротств заводов ДСК и КПД, прошедших реконструкцию современным западным оборудованием. Дефицит кадров, способных переналаживать, перенастраивать такое оборудование и адаптировать технологии под изменяющиеся потребности рынка, становится все более актуальным. Работа по освоению современной оснастки на производстве, освоение 3D моделирования, требуют определенного уровня квалификации.
Квалификация рабочих, связанная с их низким уровнем образования, является слабой стороной предприятия, в результате чего может повыситься риск увеличения уровня брака продукции, что значительно снизит уровень конкурентности предприятия.
В советский период взаимодействие учреждений среднего профессионального образования и предприятий было достаточно активным. Базовые предприятия были заинтересованы в формировании будущего специалиста и поэтому вкладывали силы и средства в техникумы и ПТУ, приглашали на практику в предприятия, подготавливая для себя кадры.
Сейчас начали появляться правильные лозунги. Стратегия отрасли, заговорили на разных уровнях власти о необходимости профподготовки, запущена программа «Профессионалитет», слышны призывы организовывать дуальное практико-ориентированное образование. Но на самом деле заниматься этим серьезно никто не стал. Есть все программы, но это не практико-ориентированное образование, это по-прежнему подготовка квалифицированных потребителей. Эта система, по большому счету, сейчас нигде не работает. Может быть Минстрою РФ взяться за подготовку кадров отрасли? Но сегодня, даже не все предприятия ЖБИ готовы брать студентов на практику.
Очевидно, что уповать на Минобрнауки не приходится. Кадры придется готовить самим. Давайте на заводах организуем рабочие места для студентов колледжей или университетов, которые будут, пусть не каждый день, ходить на рабочее место, будут постоянно включены в технологию и рабочий коллектив. Это могут быть как рабочие места, так и места, например, технологов-конструкторов. И, начиная с 16 лет, студенты будут погружены в рабочий процесс под руководством опытных наставников. И уже через год они окажутся по квалификации в профессии гораздо более подготовленными, чем приходящий на завод выпускник ВУЗа.
Еще одно предложение для обсуждения – организация экспериментального образовательного технологического полигона – учебно-производственного комбината (УПК). Это не простой, длительный и не очень дешевый инвестиционный процесс. Чтобы видеть перспективу в таких инвестициях, необходимо введение элементов долгосрочного государственного планирования, субсидирование создания УПК.
Сегодня без поддержки промышленности, укомплектованной профессионалами, мы не сможем конкурировать в высоких технологиях индустриального домостроения.

А.Г. БУБЛИЕВСКИЙ, замдиректора Ассоциации «Железобетон», ­руководитель ЭГ1.3 «Товарный бетон и раствор, сборные железобетонные изделия и конструкции», член НТС Минпромторга РФ

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы