В 2018 году торговое представительство Viessmann в России отметило свое 20-летие. За прошедшие годы компании удалось добиться значительного успеха, ее продукция приобрела широкую известность в России и подтвердила среди отечественных потребителей репутацию надежного производителя. В 2017 году в Липецкой особой экономической зоне заработал завод промышленных водогрейных котлов Viessmann, который по праву считается одним из самых современных и высокотехнологичных производств Viessmann Group в мире. Об истории компании, ее успехах и планах на будущее рассказывает Мариус Шуберт, генеральный директор ООО «Виссманн».
Ред. Двадцать лет назад компания Viessmann открыла представительство в России. Согласитесь, двадцать лет в России – срок, достойный уважения. Какой путь прошла компания за эти годы?
М.Ш. На самом деле поставки оборудования Viessmann в Россию начались значительно раньше. Как показывает статистика сервисной службы, сегодня встречаются бесперебойно работающие котлы, поставленные непосредственно из Германии в начале 1990-х. В 1995 году мы открыли представительство в Москве, а 1998-й – это год основания ООО «Виссманн». Компания была образована примерно в то же время, что и торговые представительства в других странах, поскольку именно в тот момент проф. Мартин Виссманн принял стратегическое решение о расширении присутствия на глобальном рынке и организации производств за пределами Германии.
За время своего существования в России (с 1998 года) фирма пережила не один кризис и всегда оставалась на рынке в ряду ведущих поставщиков теплового оборудования, выполняя свои обязательства перед партнерами. Несмотря на нестабильный курс рубля, фирма активно развивалась и показывала хорошие результаты, а наш товар всегда отгружался вовремя. В 2017 году мы открыли завод по производству промышленных котлов Viessmann в Липецке, а в прошлом году для выполнения всех поступающих заказов была запущена работа второй смены завода. Также одним из наших самых значительных достижений является установка котлов Viessmann на олимпийских объектах г. Сочи в преддверии зимних Олимпийских игр 2014 года. Среди знаковых объектов – СТК «Горная карусель» на отм. +960 и +540, биатлонный стадион «Псехако» и Скайпарк на территории Сочинского национального парка. В контексте этих достижений хочется особо отметить интерес компании к зимним видам спорта и спонсорство соревнований по биатлону на протяжении нескольких поколений семьи Viessmann.
Ред. В каких городах России представлена сегодня компания Viessmann, спустя 20 лет?
М.Ш. По мере того как увеличивался спрос на нашу продукцию, мы открывали новые представительства в крупных городах России. Сейчас, помимо центрального офиса в Москве, у нас есть филиалы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Самаре, Новосибирске, Казани и с лета 2017 года в Липецке.
Ред. Какое место занимает Россия в глобальном бизнесе компании?
М.Ш. Значимое. Россия – это один из пяти ключевых стратегически важных мировых рынков для Viessmann, наряду с Китаем, где компания также имеет собственное производство, а также США, Канадой и Великобританией. В общей сложности на долю экспорта и продаж зарубежных филиалов сейчас приходится 56% оборота компании Viessmann Group. Российское представительство тоже вносит свой вклад в этот рост, и наша доля в этом обороте постоянно растет. Так, юбилейный для ООО «Виссманн» 2018 год мы закончили на подъеме, с 25%-ным приростом продаж по отношению к 2017-му.
Ред. Viessmann поставляет продукцию во многие страны бывшего СССР. Есть ли различия между рынками этих стран и российским?
М.Ш. Поставки в страны бывшего Союза осуществляются главным образом напрямую из Германии, и в основном это отопительная техника небольших мощностей. Если говорить о поставках в Россию и промышленном оборудовании, то российский рынок для нас – основной и самый важный. Здесь у нас самый большой объем продаж по группе Viessmann, который абсолютно несравним с объемом поставок в страны СНГ.
Ред. Какая продукция Viessmann наиболее востребована на российском рынке? Чем он отличается от европейского?
М.Ш. В России мы видим те же тенденции, что и в Европе, хоть и с некоторым опозданием. Например, в Германии домовладельцы уже практически полностью отказались от котельных в подвалах своих домов, на смену напольным котлам пришли более компактные настенные, которые можно устанавливать в любом помещении – от кухни до мансарды. Сейчас они набирают популярность и в России.
Постепенно растет спрос и на конденсационные котлы. В Западной Европе мы сейчас продаем только их, поскольку установка традиционных котлов до 400 кВт запрещена законодательно из-за низкой энергоэффективности. Российские потребители тоже начинают понимать, что конденсационная техника более выгодна в эксплуатации. По нашим расчетам, разница в стоимости между конденсационным и обычным газовым котлом окупается за два – два с половиной года, после чего пользователь получает уже чистую экономию. По мере роста цен на энергоносители выгода от использования конденсационного оборудования становится все более ощутимой.
Ред. Есть ли в современной России спрос на энергоэффективные решения и ВИЭ: тепловые насосы, солнечные коллекторы?
М.Ш. Спрос есть, но пока он не очень высок. В вопросах энергосбережения, на мой взгляд, очень многое зависит от законодательства и государственной поддержки. В Европе этот спрос, как и спрос на конденсационное оборудование, стимулируют государственная поддержка, различные субсидии и льготы, на которые могут рассчитывать те, кто выбирает энергоэффективные решения. Более того, если говорить о новом строительстве, домовладельцы обязаны использовать возобновляемые источники энергии в качестве одного из энергоносителей. Это, безусловно, способствует более активному развитию энергосберегающих технологий. Сегодня ГК Viessmann предлагает гораздо более широкую линейку моделей тепловых насосов.
В Россию мы тоже поставляем некоторые модели тепловых насосов, несмотря на то, что спрос на них здесь пока небольшой. Более того, мы стали лауреатом премии Eco Best Award 2018 за уникальный проект модернизации системы теплоснабжения Усть-Илимской ГЭС. Установленные на электростанции три промышленных тепловых насоса позволяют экономить порядка 2,5 млн кВт*ч электроэнергии ежегодно. Источником тепла служит система охлаждения трансформаторов ГЭС. На сегодняшний день этот проект не имеет аналогов в России.
Ред. Как можно охарактеризовать ситуацию по продажам промышленного оборудования?
М.Ш. Продажи промышленных котлов в России значительно опережают европейские показатели и даже превосходят наши собственные ожидания. Россия – большая страна со множеством климатических зон, и на такое оборудование всегда есть высокий спрос. Именно поэтому было принято решение о запуске производства промышленных котлов в Липецке, которое работает с 2017 года.
Ред. Расскажите, пожалуйста, о заводе в Липецке. Чего уже удалось достичь с его помощью, какие планы осуществляются в данный момент? Почему вообще возникла необходимость локализовать производство?
М.Ш. Локализация производства в Липецке связана с увеличением спроса на продукцию российского производства. Мы стремимся предоставить нашим партнерам и клиентам наиболее выгодные условия, стать более доступным продуктом на рынке, и запуск производства в России дает нам такую возможность. Можно с уверенностью говорить о том, что нам удалось перевыполнить собственные амбициозные планы по загрузке Липецкого завода, по количеству произведенных и проданных промышленных котлов. В планах – дальнейшее расширение производства в Липецке, рост количества выпускаемых котлов, увеличение мощностного ряда и расширение продуктовой линейки до 14 МВт. В частности, сейчас обсуждается вопрос по производству котлов 16,5 и 20 МВт.
Особая гордость – это наш учебный центр при заводе, где представлена вся продаваемая в России продукция в действующем режиме. Здесь мы регулярно проводим обучение для специалистов, в том числе по промышленному сервису, а также экскурсии для партнеров, желающих посетить наше высокотехнологичное производство.
Ред. Правильно ли мы понимаем, что на продукцию завода имеется высокий спрос? Кто ее основные потребители?
М.Ш. Спрос и темпы роста превосходят наши ожидания. В докризисные годы уже был период, когда мы продавали в России более трехсот промышленных котлов в год. Тогда все это оборудование поставлялось из Германии. Сейчас мы видим, что в ближайшем будущем снова выйдем на такие показатели, но теперь этот спрос будет обеспечивать Липецкий завод. Чтобы удовлетворить его, мы в 2018 году ввели на предприятии вторую смену.
Что касается конечных потребителей, то это предприятия разного профиля. Мы видим хороший спрос на промышленные котлы со стороны городских теплоснабжающих организаций, муниципальных и государственных предприятий, которые строят новые и модернизируют существующие котельные и ТЭЦ, в том числе в рамках перехода с угля и мазута на газ. Также это и коммерческие компании: производители продуктов питания, фармацевтические и биохимические компании, целлюлозно-бумажные комбинаты и многие другие. Промышленным предприятиям важны эффективность использования топлива и надежность оборудования.
Ред. Каковы общие объемы продаж Viessmann в России?
М.Ш. Продолжая тему Липецкого завода, могу сказать, что он был рассчитан на 250-300 промышленных котлов в год и на этот объем мы уже вышли.
Что же касается бытового оборудования, то в этом сегменте мы продаем 25 тысяч котлов ежегодно, не считая сопутствующего ассортимента: радиаторов и комплектующих для систем отопления, систем вентиляции и водоподготовки.
Ред. Каких новинок ожидать российским потребителям в 2019 году?
М.Ш. Свои новинки мы традиционно представим в марте во Франкфурте-на-Майне, на главной ежегодной отраслевой выставке ISH. Ассортимент, который будет представлен там, частично появится и в России. Немного забегая вперед, могу сказать, что мы планируем ввести новые модели настенных котлов и пополнить линейку оборудования программы Vitoset. Кроме того, в планах – расширение спектра сервисных услуг и инструментов для проектировщиков. Будут и другие новинки, которые станут приятным сюрпризом для российских потребителей.