Правительство снизило нагрузку на подрядчиков по строительным госконтрактам
Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, которое устанавливает предельные размеры обеспечения госконтрактов на проектирование и строительство бюджетных объектов.
«Теперь предельный размер обеспечения контрактов не может превышать 20% от цены контракта, если она составляла менее 1 млрд рублей, и 15% – для контрактов стоимостью более 1 млрд. Для расчета обеспечения из цены контракта должна вычитаться сумма аванса, выдаваемого застройщику», – указывается на сайте кабмина.
Размер обеспечения, согласно действующему законодательству, может варьироваться от 0,5 до 30% от цены контракта. Однако заказчики, как правило, устанавливали максимальный размер обеспечения, что негативно сказывалось на финансовой устойчивости компаний-подрядчиков, отмечается в сообщении.
В нем напоминается, что обеспечение исполнения госконтракта – банковская гарантия, которую компания-подрядчик должна предоставить заказчику. Если подрядчик нарушил свои обязательства, то банковская гарантия исполняется, а средства перечисляются заказчику. Таким образом, снижение предельного размера обеспечения контрактов должно улучшить финансовое состояние предприятий в стройотрасли, сократив нагрузку на них.
Минфин не против снижения взносов строительных СРО в компфонды
Об этом говорится в материалах Минфина России, подготовленных к обсуждению реализации предложений доклада Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова по разделу «Строительство».
Ранее Титов отмечал, что финансовые требования к обеспечению заявки участников госзакупок в сфере строительства избыточны: наряду с наличием независимой банковской гарантии от них требуется обеспечивать своими взносами наличие средств в компенсационном фонде саморегулируемой организации (СРО).
«Банковские гарантии обходятся стройкомплексу недешево, – констатировал бизнес-омбудсмен. – В качестве платы за них подрядчикам приходится отдавать банкам от 3% до 8% объема самой гарантии. С того же 2017 года совокупные расходы строительных организаций по этой статье приблизились к 50 млрд рублей.
Госзаказчики, между тем, чаще всего используют именно механизм банковской гарантии, не предъявляя требований о компенсации убытков из компенсационных фондов. Игроки отрасли, таким образом, вынуждены выводить из оборота финансовые средства, которые в итоге все равно не используются по назначению».
«Компенсационный фонд является механизмом субсидиарной ответственности, – отмечается, тем не менее, в материалах Минфина. – Эти выплаты носят дополнительный характер, они применяются, если кредитор не смог получить от должника в разумный срок ответ на предъявленное требование. Обеспечение заявки в виде банковской гарантии и наполнение компенсационного фонда не исключают друг друга, а взаимодополняют. Цель у них разная».
Впрочем, совокупный размер взносов в компенсационные фонды действительно в разы превышает выплаты, которые из них производятся, признает министерство. Например, еще в 2020 году Ассоциация строителей и поставщиков дорожного комплекса предоставляла в Минфин информацию, по которой в компенсационных фондах СРО размещалось 94,6 млрд руб., из них 33,8 млрд руб. в фондах возмещения вреда и 60,8 млрд руб. в фондах обеспечения договорных обязательств. За весь период существования компенсационных фондов СРО был возмещен ущерб на сумму 171,8 млн руб., большая часть которого пришлась на 2017 год – 128 млн руб.
«Целесообразно рассмотреть вопрос об обращении в Минстрой России и Минтранс России – по вопросу о внесении изменений в законодательство о градостроительной деятельности, направленных на снижение размеров взносов в компенсационные фонды СРО», – говорится в материалах Минфина к совещанию.
Производство российской строительно-дорожной техники увеличилось в 2022 г. на 38%
По данным портала «Росспецмаш-Стат» российские заводы строительно-дорожного машиностроения произвели за 9 месяцев 2022 года продукции на общую сумму 53,3 млрд руб., что на 38% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Отгрузки на внутренний рынок РФ выросли за рассматриваемый период на 30% до 48,2 млрд руб.
Отгрузки телескопических погрузчиков за 9 мес. 2022 года увеличились в количественном выражении в 2,2 раза, экскаваторов – на 59%, фронтальных погрузчиков – на 50%, мини-погрузчиков – на 20%, автогрейдеров – на 11%, кранов-манипуляторов – на 9%.
При этом по итогам 9 месяцев 2022 года отгрузки экскаваторов-погрузчиков снизились на 52%, катков – на 28%, кранов-трубоукладчиков – на 17%, автокранов – на 4%.
Существенное влияние на общий рост выпуска техники и ее продаж оказали поставки по предоплаченным контрактам, заключенным еще в конце 2021 года и в январе 2022 года. Весной текущего года количество заказов на продукцию заводов по сравнению с аналогичным периодом 2021 года резко сократилось. С лета темпы роста начали восстанавливаться.
Для отечественных компаний одной из главных сложностей по-прежнему является поиск новых поставщиков комплектующих и перестроение логистических цепочек, что привело к увеличению себестоимости производимой продукции. Иностранные компании не сталкиваются с такими проблемами и поэтому получили главное конкурентное преимущество. Производители из ряда стран прибегают к демпингу, негативно влияя на развитие российского машиностроения. Поэтому существуют риски, что уже в ближайшем будущем зарубежные производители способны не только полностью заместить ушедшие с российского рынка иностранные компании, но и существенно потеснить на нем отечественные заводы.
Текущая экономическая и политическая обстановка показывает, что использование иностранной техники несет в себе серьезные риски, такие как отсутствие импортных запчастей и компонентов, зависимость применяемых в строительстве технологий от иностранных машин, снижение качества проводимых работ при эксплуатации импортной техники с технически упрощенным функционалом, увеличение срока поставок машин. Важно защитить внутренний рынок от импорта за счет введения антидемпинговых мер и повышения ставок утильсбора.
Для развития российского строительно-дорожного машиностроения Ассоциация «Росспецмаш» предлагает предусмотреть механизм предоставления производителям субсидий в виде грантов на развитие выпуска комплектующих для специализированной техники с объемом финансирования из федерального бюджета в 2022-2026 гг. в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно.
Необходимо разработать и запустить программу «Федеральный лизинг» по примеру программы, действующей в сельхозмашиностроении, активно использовать программу субсидирования пилотных партий, предусмотреть увеличение финансирования постановлений № 811, №823 и №634 в 2022-2030 гг. в соответствии с фактическими потребностями производителей. Требуется ужесточить контроль за исполнением постановления №2013 (регулирует минимальную долю закупки отечественной техники в рамках ФЗ-223).
В России спрогнозировали рекордный объем ввода жилья
В 2022 году в России прогнозируется рекордный объем ввода жилой недвижимости — 95 млн кв. метров. Об этом заявил заместитель главы Минстроя России Никита Стасишин, уточнив, что на ноябрь текущего года в стране уже введено в эксплуатацию 84,4 млн «квадратов» жилья.
По данным Росстата, в 2021 году в России введено в эксплуатацию 92,6 млн кв. метров жилья. Никита Стасишин отметил, что в текущем году необходимо обеспечить ввод жилья в значении не ниже прошлогоднего результата. «Поэтому перед субъектами стоит задача не только по достижению показателей федерального проекта “Жилье”, но и по сохранению ввода жилья на уровне не ниже прошлого года», — сказал он.
Ранее о том, что в текущем году ожидается рекордный объем строительства жилой недвижимости, сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, выступая на правительственном часе в Совете Федерации.
В свою очередь по мнению зампреда комитета по строительству и ЖКХ Госдумы Николая Алексеенко, исходя из текущей ситуации, из-за притока вынужденных переселенцев, исходя из возросших социальных обязательств объем строительства в России должен составлять 150-160 млн кв. метров в год.
В России за год в 1,5 раза снизилось число одобрений на строительство ЖК
В октябре 2022 года положительное заключение экспертизы проектной документации получили на 57,3% меньше многоквартирных домов, чем в октябре прошлого года. По сравнению с сентябрем показатель сократился на 20,2%. Об этом говорится в отчете Единого ресурса застройщиков (ЕРЗ.РФ).
Положительное заключение экспертизы проектной документации — это документ, после которого дается разрешение на строительство и фактически начинаются строительные работы. Всего за десять месяцев этого года положительное заключение экспертизы проектной документации получили 1754 объекта. Этот показатель на 26,4% меньше аналогичного периода 2021 года.
Первое место по положительным заключениям экспертизы заняла Челябинская область, где одобрили семь объектов. В первую пятерку вошли Новосибирская и Свердловская области, а также Башкортостан и Саха (Якутия), где одобрили по шесть объектов. В Москве положительное заключение в октябре получил один объект.
Евроцемент» поставит 1360 вагонов цемента в Калининградскую область
«Евроцемент», крупнейший российский производитель цемента и строительных материалов, в ноябре-декабре 2022 года доставит в порты Бронка и Усть-Луги Ленинградской области 1360 вагонов с цементом. Об этом сообщили в пресс-службе компании, уточнив, что из Ленобласти вагоны морскими судами и паромами будут доставлены в Калининградскую область, при этом более 400 вагонов общим весом 30,5 тыс. тонн цемента уже находится в пути.
Чтобы удовлетворить цементные потребности региона, компания переориентировала логистику ряда предприятий. Для этого были выделены дополнительные транспортные мощности, увеличено количество ж/д вагонов и введены дополнительные отгрузочные смены. По договоренности с операторами и «РЖД» были внедрены новые технологии формирования железнодорожных маршрутов, позволившие избежать простоя и дефицита вагонов.
Как отметил директор по закупкам и логистике «Евроцемента» Денис Назаров, всего в текущем году в Калининградскую область поставили 393,3 тыс. тонн цемента: «Пик поставок пришелся на август-сентябрь (120,5 тыс. тонн), меньше всего было поставок в январе-феврале (10,5 тыс. и 13,5 тыс. тонн соответственно). До конца года заводы отгрузят в регион еще 90-100 тыс. тонн цемента».
По его словам, высокий темп поставок был достигнут благодаря правительственному механизму субсидирования морских перевозок между Калининградом и другими регионами. Тем не менее, производители отмечают ряд факторов, которые в скором будущем повлияют на себестоимость и доставку цемента. «Грядущая 10% индексация железнодорожного тарифа, рост затрат на транспортировку порожних вагонов на пароме, двукратное повышение срока оборота вагонов из-за увеличенного срока ожидания вагонами парома неизбежно повысят издержки производителей и покупателей цемента», – отметил Денис Назаров.
Завод «Атакайцемент» в Краснодарском крае продали на торгах почти за 4,5 млрд рублей
Банк непрофильных активов «Траст» продал на открытых торгах 100% долей ООО «Атакайцемент» и права требования к компании. Сумма сделки составила 4,39 млрд рублей.
Компании принадлежит один из крупнейших производителей цемента в Южном федеральном округе – завод «Атакайцемент», который занимает 10% рынка Краснодарского края. Производство ведется современным экологичным «сухим» способом. Его проектная мощность составляет 450 тыс. тонн цемента в год, показатель EBITDA по итогам 2021 года составил 592 млн рублей.
Уточняется, что у завода есть собственное месторождение цементных мергелей с запасами 21,9 млн тонн, имеется лицензия на пользование ими до 2031 года.
Интерес инвесторов с коммерческой и торговой недвижимости переключился на производства, в том числе стройматериалов. Под эффективным управлением «Траста» финансово-экономические показатели завода «Атакайцемент» сохраняли положительную динамику. В итоге актив удалось реализовать за выставленную цену, что соответствует плану по сборам, – считают эксперты.
Скандинавская кровля с русским характером
ТЕХНОНИКОЛЬ обновляет коллекции гибкой черепицы. Обновления коснулись цветовой палитры сразу двух коллекций – «Оптима» и «Фазенда», которые дополнились черепицей глубокого черного цвета. Новинки будут особенно востребованы при реализации архитектурных задумок в скандинавском стиле и строительстве домов по типу барнхаус.
Простота, четкость линий и ясность форм, так популярные в скандинавской архитектуре, становятся все более востребованными и в российском сегменте малоэтажной стройки.
Черный по праву завоевал звание главного цвета скандинавского дизайна. Его ключевое преимущество — универсальность. В сочетании с любыми материалами, фактурами и цветовыми схемами он выглядит современно и элегантно.
«Так у нас появилась идея выпустить гибкую черепицу благородного черного цвета, которая добавит любому дому выразительности, — прокомментировала Ольга Рузиева, директор по качеству ООО «Завод Шинглас». — Гибкая черепица черного цвета станет альтернативой фальцевым кровлям, распространенным при строительстве домов в стиле барнхаус».
Отличительная черта барнхауса – симметричная двускатная крыша с большим уклоном, которая является продолжением фасада. В традиционном варианте кровля такого дома чаще всего выполнялась из фальца. Однако гибкая черепица при высоких эстетических характеристиках, долговечности не уступает в надежности металлу, а в некоторых случаях его превосходит (например, по параметрам звукопоглощения). Она не шумит во время дождя. С точки зрения эстетики гибкая черепица сохраняет стойкость цвета в течение всего срока эксплуатации. За счет базальтовой посыпки имеет мягкую, бархатистую фактуру. К тому же благодаря компактным размерам ее удобнее транспортировать, работать с ней на объекте и поднимать на кровлю.
Черепица в черном цвете доступна в коллекции «Оптима». Это однослойная гибкая черепица традиционной формы нарезки «соната» на основе улучшенного битума. При доступной стоимости служит долго и имеет гарантию 10 лет.
Двухслойная гибкая черепица в коллекции «Фазенда» также представлена в черном цвете, имеет форму нарезки «драконий зуб». Материал имеет идеальное сочетание стоимости и качества, а также гарантию 20 лет.
В СВФУ разработали «якутский» пенобетон
В Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) разработали пенобетон на композиционном вяжущем из местных сырьевых ресурсов Якутии.
В качестве основного компонента композиционного вяжущего был использован портландцементный клинкер завода «Якутцемент». В качестве алюмосиликатных минеральных добавок применялось природное минеральное сырье из районов, представляющих Арктическую и субарктическую зоны Северо-Восточного региона РФ: это природный цеолит месторождения Хонгуруу Сунтарского района и речной песок Ленского бассейна. В качестве регулятора схватывания композиционного вяжущего использовался гипсовый камень Олекминского месторождения.
В климатических условиях Якутии и Арктики пенобетон востребован за счет теплоизоляционных свойств – он обладает высокой способностью к сохранению температуры. Материал устойчив к огню, экологичен, весит мало, стоит недорого, технология его производства проста и доступна, а это актуально при коротком строительном сезоне.
Подборка новостей подготовлена на основе сообщений информационных порталов realty.ria.ru, ancb.ru, ombudsmanbiz.ru, stroygaz.ru, s-vfu.ru, а также материалов от пресс-служб ассоциации «Росспецмаш», компании ТЕХНОНИКОЛЬ, пресс-центра Республики Саха (Якутия) в Москве