II международная научно-практическая конференция «Строительство качественных и безопасных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих» состоялась в последних числах сентября. Организаторами выступили НО «Ассоциация бетонных дорог», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) и СРО «Союздорстрой». Мероприятие прошло при поддержке Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и Государственной компании «Автодор».
The II International scientific and practical conference «Construction of high-quality and safe roads using cement concrete and mineral binders» was held in the last days of September. The organizers were NO «Association of Concrete Roads», Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI) and SRO «Soyuzdorstroy». The event was held with the support of the Federal Road Agency (Rosavtodor) and the State Company Avtodor.
Пленарную сессию «Реализация комплексного пятилетнего плана дорожной деятельности: новые возможности и перспективы развития российской экономики» открыл и.о. ректора МАДИ Дмитрий Ефименко. В своем приветственном слове он озвучил цели и ключевые задачи пятилетнего плана – приведение в нормативное состояние 85 % опорной сети, а также обратил внимание на низкие сроки службы дорожных одежд и высокие эксплуатационные затраты. Также он подчеркнул, что: «Деятельность дорожной отрасли должна быть нацелена на широкое внедрение в России новых технологий, материалов и решений. Привлечение для этих целей профильных образовательных и научных организаций позволит значительно повысить качество наших дорог и продлит сроки их эксплуатации при снижении издержек на содержание и ремонт».
Председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов отметил практичность строительства дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих: «При строительстве дорог с покрытиями из цементобетона срок службы увеличивается в несколько раз, сокращаются затраты на капитальный ремонт, что благоприятно сказывается на экономике России. Сырья для производства цемента на сегодняшний день достаточно в каждом регионе, как и цементных заводов». Он также добавил, что Совет Федерации будет поддерживать переход на строительство цементобетонных дорог и уход от строительства дорог с применением асфальтобетона.
Председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко подчеркнул, что с точки зрения технических решений и инноваций дорожная отрасль сделала большой прорыв за последние 10-15 лет. Он напомнил, что в России технология цементобетонных покрытий незаслуженно забыта. Поэтому в рамках работ госкомпании, в частности строящейся скоростной трассы М-12 «Казань – Екатеринбург», планируется построить 30 км автодороги с цементобетонным покрытием для отработки технологии и ее внедрения.
Председатель Межправительственного совета дорожников Бури Каримов поделился опытом строительства цементобетонных в Армении, Беларуси, Узбекистане, Азербайджане, Казахстане и др. Он рассказал, что: «Основной технической проблемой является прогрессирующая потеря несущей способности существующий дорожных одежд. К сожалению, эта тенденция продолжается не только в России, но и в странах СНГ. В то же время, строительство дорог с цементобетонными покрытиями в России и странах СНГ никак не набирает нужные обороты. Несмотря на то, что бетонные дороги строятся более 90 лет во многих странах мира. Как показывает практика, при строгом соблюдении технологических регламентов и должном уровне содержания цементобетонных покрытий, они служат как минимум 30 лет без проведения крупных ремонтных работ».
Начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец отметил, что нормативная база для применения в дорожной деятельности минеральных вяжущих практически сформирована. В 2021 году утвержден и введен в действие комплекс национальных стандартов на дорожные бетонные смеси. В этом году будут разработаны национальные стандарты, устанавливающие требования к дорожным цементобетонам, правилам производства цементобетонных работ, грунтам и щебеночно-гравийно-песчаным смесям, укрепленным неорганическими вяжущими, а также требования к холодным органоминеральным смесям с использованием демонтированного асфальтобетона, в которых также предусмотрено применение минеральных вяжущих. В ближайшее время будет пересматриваться методика проектирования жестких дорожных одежд.
В то же время на различных площадках продолжают обсуждать исключительную экономическую эффективность применения цементобетонных покрытий. Проведенный Росавтодором анализ 280 проектов, получивших положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» за последние пять лет, в которых сравнивались варианты дорожных конструкций с покрытием из цементобетона и асфальтобетона, не позволяет сделать однозначные выводы. «Росавтодор всегда выступал и продолжает выступать за взвешенный подход при принятии решения о выборе той или иной технологии, с учетом всех ее преимуществ и недостатков. Необходимо принимать во внимание ресурсные возможности конкретного региона, отталкиваться от условий производства работ и индивидуальных характеристик объекта», – отметил Сергей Гошовец.
Об увеличении межремонтных сроков службы дорожных одежд с применением инновационных технологий рассказал Виктор Ушаков, президент Ассоциации бетонных дорог. По его словам, сегодня в условиях реализации пятилетнего плана развития дорожной отрасли крайне необходимо применять при строительстве автомобильных дорог такие материалы, как цементобетон и минеральные вяжущие. Только так можно выполнить поставленные задачи Президентом России по увеличению межремонтных сроков службы автомобильных дорог всех категорий, в то же время сохранив уровень безопасности дорожного движения и не увеличив размер финансовых затрат.
В свою очередь, к участникам форума обратился заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб. «Когда мы говорим о цементобетонных трассах, речь идет не просто о конкретных технологиях, а о подходе к дорожному строительству, который, насколько могу судить на основании изученных материалов, является инновационным. От того, выберем мы его или нет, во многом зависит будущее дорожного строительства нашей страны, – уверен Владислав Валерьевич. – Считаю, что подход, связанный с применением жестких дорожных одежд, максимально соответствует задачам и установкам программных и стратегических документов Президента и правительства России, поскольку способствует формированию условий, необходимых для динамичного развития транспортной инфраструктуры».
Завершил пленарную сессию первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков. «О необходимости более широкого внедрения эффективных технологий обустройства дорожного полотна с применением цементобетона сегодня много говорят на разных уровнях. Однако по итогам 2021 года только 0,1% возведенных в нашей стране трасс построено в цементобетоне, на остальных объектах уложен асфальт, – рассказал Валерий Александрович. – Чтобы изменить ситуацию, необходимо как можно скорее разработать объективные механизмы сравнения двух подходов к возведению автодорог, выстроить открытый конструктивный диалог двух сторон. Кроме того, важно обеспечить прозрачность и публичность процедур технико-экоомического сравнения вариантов дорожных одежд для каждого проекта».
Конференцию продолжила техническая сессия «Практика применения цементобетона и минеральных вяжущих в дорожном строительстве». Модератором выступил президент Ассоциации бетонных дорог Виктор Ушаков. Ее участники – руководители транспортного комплекса России, представители органов государственной власти, экспертного сообщества, ключевые игроки рынка инфраструктурных проектов.
В рамках мероприятия дорожное сообщество обсудили меры, направленные на увеличение сроков службы дорожных одежд и покрытий. Кроме того, участники конференции рассказывали о перспективах и практике работы, о возможностях и технологических особенностях применения цементобетона в дорожном строительстве, о разработке нормативной базы для применения в дорожной деятельности минеральных вяжущих, о планах по изменению методики проектирования жестких дорожных одежд, современных технологиях укрепления грунтов, холодной регенерации, строительства цементобетонных покрытий и оснований и готовности цементной промышленности к реализации проектов по строительству автомобильных дорог с увеличенными сроками службы.
Эксперты дорожного хозяйства резюмировали, что широкое применение цементобетона и минеральных вяжущих в дорожном строительстве при увеличивающейся сегодня интенсивности движения позволит выполнить дорожные работы в установленные Правительством РФ сроки, и при этом сократить затраты на последующий ремонт и содержание.
По итогам конференции участники сформируют проект резолюции с актуальными предложениями для развития дорожно-транспортного комплекса.