А.А. МОЛЧАНОВА, заместитель исполнительного директора Национального кровельного союза
Добровольная сертификация продукции – отличное средство для увеличения ее конкурентоспособности. Подтвердив качество выпускаемых материалов, производитель увеличивает доверие к себе со стороны партнеров и клиентов, инвестиционную привлекательность компании, а также получает возможность участие в тендерах и государственных закупках. Однако в настоящий момент основная масса производителей отказывается от добровольной сертификации, так как не понимает, в какой системе ее проходить.
Voluntary certification of products is an excellent tool to increase their competitiveness. By confirming the quality of the materials produced, the manufacturer increases the confidence of its partners and customers, the investment attractiveness of the company, and also gets the opportunity to participate in tenders and public procurement. However, at the moment, the majority of manufacturers refuse voluntary certification, as they do not understand in which system to pass it.
Предыстория вопроса
Использование бланков системы сертификации ГОСТ Р для целей обязательной сертификации было отменено Приказом Минпромторга России №3358 от 22 сентября 2016 года. Однако возможность добровольной сертификации осталась и многие ей успешно пользовались.
Отношения, возникающие в области добровольного подтверждения соответствия, регулируются статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». В этой статье говорится о том, что «система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию».
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и/или индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации заинтересованным лицам.
Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
В 2019 году приказом об отмене действия ряда систем добровольной сертификации из единого реестра были исключены 8 добровольных систем сертификации. Среди них:
• Система добровольной сертификации продукции Госстандарта России (рег. №POCC RU 0001.03Д000 от 27.12.1995 г.)
• Система добровольной сертификации услуг ГОСТ Р (рег. № РОСС RU.0156.04Э000 от 16.12.2004 года).
Некоторые органы по сертификации продолжали работать и выдавать сертификаты ГОСТ Р на оставшихся бланках по старой форме. В конце января 2020 г. держателем бланков добровольных сертификатов было выпущено письмо о возможности получения бланков нового образца.
10 июня 2020 г. Росстандарт опубликовал на своем сайте новость об окончательной отмене сертификации ГОСТ Р и сообщил, что документы на бланках системы сертификации ГОСТ Р, оформленные после 26 декабря 2019 года, выданы незаконно и не являются подлинными.
Сертификаты, выданные ранее, заканчивают срок действия. Производители должны определиться, в какой системе сертифицироваться. Однако уничтожив старую систему, государство не оставило однозначной альтернативы. Многие отраслевые ассоциации стали регистрировать собственные системы добровольной сертификации.
На рынке строительной продукции, при наличии десятков и сотен добровольных систем сертификации, ощущается явный дефицит доверия, подкрепленный многочисленными фактами выпуска в обращение фальсифицированной и контрафактной продукции, объем которой не уменьшается и по разным сегментам рынка составляет до 50%.
Пути решения проблем
Осенью 2020 года состоялось дистанционное совещание членов Национального кровельного союза, посвященное системам добровольной сертификации материалов для строительства крыш. В мероприятии принял участие А.В. Еремин, генеральный директор научно-исследовательского центра «Строительные технологии и материалы».
Обсудив существующие проблемы в области добровольной сертификации, участники совещания решили силами Технической рабочей группы НКС проанализировать действующие системы добровольной сертификации. Целью этого исследования стал поиск наиболее прозрачной и удобной для использования системы сертификации.
По результатам проведенной аналитической работы, в 2021 году Национальный кровельный союз заключил соглашение о сотрудничестве с Системой добровольной сертификации «Строительные материалы, изделия и конструкции» (СДС СМИК). Представитель Союза вошел в состав Наблюдательного совета СДС СМИК.
Система добровольной сертификации «Строительные материалы, изделия и конструкции»
СДС СМИК создана в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и иных действующих нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов. В задачи СДС входит не только организация и осуществление деятельности по добровольному подтверждению соответствия строительных материалов, изделий и конструкций, удостоверению соответствия объектов сертификации документам по стандартизации, условиям договоров, но и проведение добровольного подтверждения соответствия персонала в строительной отрасли.
В перечень продукции, в отношении которой в рамках СДС могут проводиться процедуры оценки соответствия, входит широкая номенклатура материалов и изделий, например, продукция горнодобывающих производств, лакокрасочные и полимерные строительные материалы, и изделия, стальной прокат, трубная продукция, смеси и растворы строительные, теплоизоляционные материалы, системы фасадные (СФТК), стекло, штучные материалы (кирпич, блоки стеновые) и многое другое.
Отличием СДС СМИК является то, что для участия в ней допускаются только органы по сертификации и испытательные центры (лаборатории), аккредитованные в установленном законодательством РФ порядке и внесенные в Реестр аккредитованных организаций ФСА.
Для создания открытой и прозрачной схемы функционирования СДС СМИК в ее рамках создается общественный Наблюдательный совет, в его ведение будут переданы функции контроля за деятельностью руководящих органов данной системы добровольной сертификации и другие не менее важные функции. В Наблюдательный совет вошли представители крупных профессиональных объединений, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Сейчас в него входят эксперты от таких некоммерческих организаций как Ассоциация «Национальное объединение промышленности строительных материалов» (НОПСМ), Ассоциация «РОСИЗОЛ», Ассоциация «АНФАС», Ассоциация «НАППАН», Национальный кровельный союз.
В настоящий момент времени СДС СМИК работает в штатном режиме, и в рамках системы уже ведутся работы по сертификации строительной продукции.