В настоящее время в средствах массовой информации г. Сочи вновь обсуждается вопрос о том какими будут искусственные острова . На этот раз речь идет о проекте «Остров Сочи». Информация о проекте размещена на сайте «Союза развития туризма в РФ». Подробности обсуждения – в предлагаемой статье.
Now in mass media of Sochi the question of construction of artificial islands is again discussed. This time we are talking about the project “Sochi Island”. Information about the project is available on the website of the “Union for Tourism Development in the Russian Federation”. Details of the discussion can be found in the proposed article.
В описании проекта отмечается, что «Остров Сочи» – это масштабный проект, который планируется реализовать в акватории Черного моря на удалении 150 метров от береговой линии на искусственном земельном участке общей площадью насыпного острова 8000 м2 в районе улицы Черноморская (рис. 1, 2). Высота насыпного острова над уровнем моря составляет около 6 м. Глубина моря в районе строительства комплекса – 4 м.
Формат проекта – пятизвездочный тридцатиэтажный гостиничный комплекс общей площадью 30000 м2, высотой порядка 100 м. Предполагаемая площадь застройки составляет не менее 1200 м2. Подключение водоснабжения, канализации, электрификации проектируется с береговой линии, размещение коммуникаций – в эстакаде, в соответствии с техническими условиями.
Как видно из описания проекта, речь идет о строительстве очередного высотного здания, на этот раз не на берегу, а в море всего на расстоянии 150 м от суши. Причем это будет очередная якобы «гостиница», которая вскоре, как обычно, будет объявлена «отелем апартаментного типа». Помещения будут распроданы, и все сооружение станет частным владением узкой группы богатых людей, не доступным широкому кругу отдыхающих и жителям города.
Не трудно понять, что этот проект является «пилотным» для очередной градостроительной вакханалии в г. Сочи. Так, после презентации в 2007 г. проекта «Александрийский маяк» (здание «апартаментного типа» в верхней части Приморской набережной), одним из авторов данной статьи был сделан прогнозный коллаж будущей застройки прибрежной зоны города – рис. 3.
Реальная действительность далеко превзошла прогноз. На рис. 3 все же оставлены некоторые промежутки между зданиями и элементы озеленения. В реальности сейчас центральная часть города визуально отрезана от моря практически сплошной стеной различных сооружений.
Этого же следует ожидать и от предполагаемого «островного» строительства в видении разработчиков «Острова Сочи». В скором времени не только город будет отрезан от моря, но и море от города. Ряд островов с многоэтажными зданиями протянется вдоль побережья, заслоняя море и солнце, и превратит существующую пляжную акваторию в сточную канаву.
Из сказанного вовсе не следует, что авторы против островного строительства. Напротив, искусственные острова могли бы стать своеобразной «изюминкой» рекреационной зоны города Сочи. Но для этого они должны, на наш взгляд, отвечать некоторым принципиальным требованиям:
– на островах должны размещаться общедоступные рекреационные объекты. Это могут быть искусственные пляжи, аквапарки, парки развлечений с различными рекреационными сооружениями, кафе и рестораны, аквариумы, яхтные гавани и т.п.;
– максимальные высотные отметки сооружений на островах не должны превышать 10-15 м над уровнем моря, чтобы не закрывать море со стороны берега;
– острова должны быть вынесены на расстояние не менее 200-300 м от уреза воды;
– расстояние между островами должно быть не менее 0,5-1,0 км.
Следует отметить, что принятый в 2011 г. ФЗ об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах [1], узаконил искусственные острова, как объекты собственности и дал им конкретное определение – это искусственные земельные участки, созданные на водном объекте, находящемся в федеральной собственности. Они представляют собой сооружение, создаваемое на водном объекте или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или располагаться изолированно.
Кроме того, в законе регламентированы процедура создания искусственных островов, порядок возникновения права собственности на них, целевое назначение, содержание и их эксплуатация.
Таким образом, в настоящее время нет непреодолимых юридических препятствий для создания и эксплуатации искусственных островов.
Нет и особых инженерно-технических трудностей для их строительства. На Черноморском побережье России имеется опыт строительства островного порта для вспомогательного флота Каспийского трубопроводного консорциума в пос. Южная Озереевка к западу от Новороссийска (рис. 4), проект которого разработан при участии одного из авторов.
Есть проекты островных комплексов для Черноморского побережья России, доведенные до стадии проектной документации [2, 3]. Это «Остров Югра» (расположение – к западу от г. Туапсе) и «Остров Федерация» (в прибрежной зоне г. Сочи) – рис. 5, 6.
Для этих проектов были в полной мере выполнены инженерные изыскания, научное обоснование, включая физическое моделирование, ОВОС и разработаны другие проектные документы. Однако по разным причинам данные проекты островных комплексов не были реализованы. Возможно, что одной из причин является высокая стоимость их оснований и оградительных сооружений.
Необходимо, на наш взгляд, предостеречь разработчиков эскизных макетов и «околопроектных» проработок от прямых аналогий с иностранными проектами [3]. Например, часто ссылаются на так называемые «пальмовые» острова в Арабских Эмиратах или на искусственный остров с аэропортом в г. Осака в Японии.
Однако первые острова расположены в Персидском заливе, второй – в заливе Осака. В этих заливах расчетная высота волны составляла 2-3 м, а в прибрежной зоне Черного моря – порядка 4-7 м. Поскольку энергия волн зависит от их высоты в квадрате, сила волнового воздействия на сооружения островов в Черном море будет примерно в 5 раз больше, чем на острова в заливах. Этим воздействиям должны противостоять оградительные сооружения, устойчивость и надежность которых определит возможность существования самих островов.
Согласно нормативному документу [4], островные сооружения при их расположении на глубинах до 25 м относятся ко II классу гидротехнических сооружений. Поэтому расчетными для их проектирования являются элементы волн в штормах повторяемостью 1 раз за 50 лет [5]. Согласно [8] для таких штормов высоты волн на входе в прибрежную зону с глубокой воды в районе г. Сочи (2 район Черного моря) составляют 9-11 м.
Следовательно, расчетная высота волны для проектирования искусственных островов на побережье г. Сочи будет определяться как максимально возможная после рефракции и трансформации волн в мелководной зоне, то есть фактически глубиной расположения сооружения и уклоном дна.
Конструкции оснований искусственных островов могут быть двух принципиально различных типов:
– сквозные сооружения на свайном основании (рис. 7). В этом случае отметка низа перекрытия должна быть выше максимально возможной отметки гребня расчетной волны. То есть, волна не должна воздействовать на сооружение снизу. Это связано с тем, что методика расчета вертикальных волновых нагрузок на горизонтальные элементы сквозных сооружений хотя и разработана [9], но пока не внесена в нормативные документы [5-7];
– сооружения на огражденном насыпном основании с волногасящими элементами либо в виде наброски фасонных блоков перед сооружением (рис. 8), либо волногасителя в верхней его части (рис. 9).
На «Острове Федерация» было запроектировано оградительное сооружение, аналогичное изображенному на рис. 9. Как было отмечено выше, конструкции «Острова Югра» и «Острова Федерация» были исследованы на физических моделях. Конструкция пляжного островного комплекса (рис. 9) также исследовалась на физической модели [10] и показала высокую эффективность волногашения.
Набросные конструкции (рис. 8) являются эффективными с точки зрения гашения волн, но они весьма материалоемкие. Поэтому, на наш взгляд, при расположении островных сооружений на глубинах 6 м и более, предпочтение следует отдавать сквозным волногасителям (рис. 9).
Таким образом, на сегодняшний день имеется некоторый опыт научного обоснования и разработки проектов островных сооружений на Черноморском побережье России. Однако, поскольку любой такой проект уникален, в каждом конкретном случае необходимо выполнять его детальное научное обоснование на основе комплексного сочетания методов гидравлического и математического моделирования, экспертной оценки.
Отметим, что ни на одном из ранее разработанных проектов искусственных островов не было многоэтажных зданий.
Создание рекреационных систем на искусственных сооружениях должно быть направлено на решение важных проблем архитектурно-планировочной организации города Сочи. При последовательной и научно обоснованной реализации такие проекты могут обеспечить многосторонний социальный, экономический, градостроительный и экологический эффект. Поэтому строительство искусственных островов в г. Сочи, на наш взгляд, следует рассматривать не как способ создания дополнительного гостиничного, апартаментного или, тем более, жилого фонда, а как способ придания побережью уникального архитектурного облика с общедоступными рекреационными объектами, не создающими визуального дискомфорта для жителей и гостей города.
К.Н. МАКАРОВ, доктор тех. наук, профессор, зав. кафедрой «Строительство» Сочинского государственного университета, академик Академии транспорта РФ,
Е.А. ВЯЛЫЙ, аспирант кафедры «Строительство» Сочинского государственный университет, м.н.с., Научно-исследовательский центр «Морские берега» (ОП АО «ЦНИИТС»), г. Сочи
Библиографический список
1. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Макаров К.Н., Королев К.И. Будущее островных портов и гаваней. – Мир транспорта. 2007. № 4. С. 100-105.
3. Макаров К.Н. Искусственные островные сооружения на Черноморском побережье России. – В сб. Создание искусственных пляжей, остров и других сооружений в береговой зоне морей, озер и водохранилищ. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2009. С. 31-37.
4. СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003. – М. Минрегионразвития РФ. 2011.
5. СП 38.13330.2018. Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). – М. Минстрой РФ. 2018.
6. СП 277.1325800.2016 Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования. – М. Минстрой РФ. 2016.
7. Лаппо Д.Д., Стрекалов С.С., Завьялов В.К. Нагрузки и воздействия ветровых волн на гидротехнические сооружения. Теория. Инженерные методы. Расчеты. – М. 1990.
8. Справочные данные по режиму ветра и волнения Балтийского, Северного, Черного, Азовского и Средиземного морей / Под ред. Л.И. Лопатухина, А.В. Бухановского, С.В. Иванова, Е.С. Чернышевой. – СПб. Российский морской регистр судоходства. 2006 (актуализирован в 2019 г.).
9. Лещенко С.В., Макаров К.Н. Гидродинамические нагрузки от морских волн на горизонтальные элементы причалов с волногасящими камерами. – Вестник МГСУ. 2014. № 5. С. 144-151.
10. Мальцев В.П., Макаров К.Н., Николаевский М.Ю. Разработка и исследование островного пляжного комплекса. – Гидротехническое строительство. 1993. № 11. С.15-17.