Уважаемые коллеги!
С начала 90-х гг. прошлого века российская промышленность строительных материалов вступила на рыночный путь развития. C 1990 г. до 2000 г. строительная индустрия по скромным оценкам просела более чем в два раза: ввод жилья сократился с 61,7 до 30,3 млн м2, производство базового строительного материала, цемента, рухнуло с 83,0 до 24,8 (в 3,3 раза), железобетонных изделий и конструкций – с 79,4 до 19,8 млн м3 (в 4 раза), строительного кирпича – с 24,5 до 10,7 млрд штук усл. кирп. (в 2,3 раза), нерудных строительных материалов с 713 до 190 млн м3 (в 3,8 раз)
Начало 2000-х годов – период роста российской экономики, обеспеченный притоком нефтедолларов, стал наиболее благоприятным для развития строительной индустрии. Растущий спрос на строительные материалы позволил существенно повысить инвестиционную привлекательность промышленности строительных материалов, цементной промышленности, сформировать сравнительно новую подотрасль стеновых материалов – производство автоклавного ячеистого бетона.
В этот период для инициации проекта в промышленности строительных материалов достаточно было наличие у инвестора месторождения, административного ресурса или свободных денежных средств. Оценка рыночной целесообразности, конкурентного окружения, альтернативных вариантов размещения производства с учетом наличия домашних рынков и логистики – в большинстве случаев рассматривалось формально, т.к. темпы роста рынка в период 2000-2008 гг. не оставляли никаких шансов для сомнений банкиров, инвесторов, администраций регионов, но не для СМПРО.
Для компании СМПРО анализ рынка – это один из ключевых факторов для принятия инвестиционного решения. Решение о реализации проекта – это всегда покупка «билета на войну». Чем меньше рынок, тем больше ресурсов потребуется для захвата доли новому участнику. Как правило, на этом этапе инвестор несет основные потери и, в конечном итоге, утрачивает активы.
В итоге, только в цементной промышленности около 100 млрд рублей было инвестировано в строительство новых цементных предприятий, которые не были достроены. В 2016 году ВЭБ.РФ вошел на 49% в капитал ООО «Азия Цемент» в результате реструктуризации долга и в целях избежания банкротства. В 2020 году СБ РФ консолидировал долги ЕВРОЦЕМЕНТ груп перед банками и фактически стал собственником крупнейшего российского производителя цемента. (Недавно ЕВРОЦЕМЕНТ груп был выставлен на продажу).
Дисбаланс спроса и предложения при общем профиците мощностей по основным строительным материалам на уровне отдельных субъектов РФ и федеральных округов является одной из важнейших проблем, определенной СМПРО при разработке Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденной Распоряжением правительства РФ от 10 мая 2016 года № 868-р.
Вдохновляет то, что качество запросов на глубину изучения рынка существенно возросло за последнее время. Многих потерь можно было бы избежать при критическом подходе к принятию инвестиционного решения, поэтому инвесторы и банки все больше обращают внимание на рыночную целесообразность модернизации действующих или строительство новых производств. Часто команда СМПРО дает экспертное мнение, которое не совпадает с мнением Заказчика. Это может приводить к пересмотру проектных решений, что экономит миллиарды рублей.
Евгений ВЫСОЦКИЙ, исполнительный директор СМПРО