Доставка строительных материалов: цена вопроса

Доставка строительных материалов: цена вопроса

В статье рассматривается современное состояние издержек по доставке строительных материалов. В частности, произведен анализ влияния последних изменений законодательства и железнодорожных тарифов на рынок строительных материалов.

УДК 691

Елена ЧЕРНЕЦОВА, эксперт и член НП «Союз производителей бетона», аспирант кафедры маркетинга МГУ им. М.В. Ломоносова

Ключевые слова: транспортные расходы, ценообразование, товарный бетон, строительные материалы
Keywords: shipping costs, pricing, concrete, construction materials

Сегодня все сильнее ощущается давление государства на строительные компании, которое отражается на всей цепочке участников строительного рынка. Принятие в 2014 г. двух постановлений правительства1 создало немало проблем для строительной отрасли. А индексация железнодорожных тарифов на 20% за 2015-2017 гг. и резкое повышение ставок на аренду вагонов в 2017 г. еще больше усложнили экономическую ситуацию в отрасли. Эта тема становится все более актуальной в рамках проводимой ФАС проверки железнодорожных операторов, а также заинтересованностью правительства транспортной составляющей в цене различных строительных материалов. Публикаций на подобную тему немного, и носят они скорее описательный характер, без конкретизации информации и расчетов. Рассмотрим, как именно повлияли указанные выше изменения на логистическую составляющую песка, щебня, цемента и в конечном счете на стоимость товарного бетона.

Напомним, что с 1 июля 2015 г. вступило в силу постановление правительства РФ №1590 от 27 декабря 2014 г. «О внесении изменений в Постановление Правитель­ства РФ от 9 января 2014 г. №12» (далее – постановление №1590). Если вкратце, то смысл этого документа будет примерно следующим.

Постановление устанавливает допустимые массы транспортных средств в целом (табл. 1) и нагрузки на одну ось автомобиля в зависимости от его типа. При несоблюдении установленных норм выписывается штраф, который составляет для физлиц 1500-15000 руб., юрлиц – 250000-400000 руб. [1]. Рассмотрим, какие последствия несет введение данной нормы для предприятий строительной отрасли.

Таблица 1. Допустимые массы транспортных средств по типам транспортных средств, т [1]

Тип ТС / количество осей две три четыре пять шесть и более
Одиночный автомобиль 18 25 32 35
Автопоезд 28 36 40 44

Перевозка строительных материалов: песка, щебня, цемента и товарного бетона производится специализированными автомобилями. Такие транспортные средства выпускаются как за рубежом, так и в России, но у всех производителей допустимая нагрузка на ось предусмотрена в несколько раз больше, чем в принятом постановлении. Как правило, объем максимальной загрузки по техническому паспорту автомобиля ограничен объемом емкости (прицепа), в которой перевозят материал. Следовательно, введение новых ограничений на массу автомобиля приводит к уменьшению загрузки полезного объема машины до 60% (см. табл. 2). При этом текущие затраты – стоимость топлива, заработная плата водителя, страховые взносы, амортизация автомобиля и прочие расходы, необходимые для осуществления рейса, будут практически одинаковыми и для полностью загруженной машины, и для машины, загруженной наполовину. Таким образом, стоимость доставки 1 т строительного материала возрастает в среднем на 70% (см. табл. 2).

Таблица 2. Расчет процента удорожания доставки в результате недозагрузки транспортного средства для строительных материалов, нетто2

Материал Максимальная вместимость ТС по техпаспорту, т Максимальная загрузка по постановлению, т % недозагрузки транспортного средства % удорожания доставки
Песок 40 25 60% 70%
Щебень 40 25 60% 70%
Цемент 40 25 60% 70%
Товарный бетон 22 15 50-70% 70-100%
Среднее удорожание стоимости доставки в результате недозагрузки ТС 70%

На примере доставки по Московской области можно более точно представить долю транспортных издержек в цене материала. Особенностью Московского региона является отсутствие месторождений щебня и небольшое количество цементных заводов. Поэтому большая часть материалов привозится из других регионов. Щебень в основном везут из Карелии или Белоруссии железнодорожным транспортом, переваливают и доставляют до покупателя автотранспортом. Цемент можно привезти автотранспортом из Московской или соседних областей, или доставить по железной дороге из более отдаленных мест – в основном из южных регионов страны. В результате многоэтапной доставки транспортная составляющая цены материала складывается из железнодорожной доставки, перевалки, хранения на складе и последующей доставки до конечного покупателя автотранспортом. Вопрос стоимости доставки по железной дороге рассмотрим во второй части данной статьи, сейчас подробно разберем именно автотранспортные расходы на доставку материалов и их увеличение в результате изменения законодательной базы.

В табл. 3 представлены данные по расчету увеличения транспортной составляющей в цене основных строительных материалов с доставкой до и после введения постановления №1590. В среднем в результате введения ограничений по нагрузке на ось строительные материалы подорожали на 4% (с 8,5% до 12,5%). Стоимость песка выросла на 6,5%, щебня – на 2,5%, цемента – на 3,5%, товарного бетона – на 4%. Причем прослеживается прямая зависимость: чем дешевле материал, тем больше расходов на логистику заложено в его стоимости. Таким образом, введение ограничений на загрузку транспортных средств оказало наибольшее влияние на самый дешевый материал – песок. Следующим по росту транспортной составляющей является товарный бетон. Это связано с особенностями его транспортировки. Для перевозки используются автобетоносмесители, в которых нагрузка на ось получается выше, чем у обычного грузового автомобиля для перевозки сыпучих материалов. Наименьшее влияние введенные ограничения оказали на стоимость щебня.

Таблица 3. Расчет увеличения транспортной составляющей в цене строительных материалов в результате введения постановления №15903

Материал Стоимость 1 т (м3) с доставкой, руб. До введения ­постановления После введения постановления
Стоимость доставки 1 т, руб. % стоимости доставки в цене материала Стоимость доставки 1 т, руб. % стоимости доставки в цене материала
Песок 587 73 13,5% 117 20%
Щебень 1565 73 5% 117 7,5%
Цемент 4700 295 6,5% 472 10%
Товарный бетон 4700 386 8,5% 580 12,3%
Среднее значение 8,4% 12,5%

На увеличение стоимости доставки строительных материалов оказывает влияние не только уменьшение максимально допустимой массы загрузки, но еще и введение оплаты проезда по федеральным трассам. Второе постановление правительства РФ, вступившее в силу 19 ноября 2015 г., №1191 от 3 ноября 2015 г. «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» [2] (далее – постановление №1191) еще больше повысило цену доставки автотранспортом. Этот документ вводит для всех автомобилей грузоподъемностью массой свыше 12 т оплату проезда за каждый пройденный километр по любой федеральной трассе, за исключением платных участков. Стоимость проезда установлена в размере 1,9 руб. [3]. Штраф за неоплату проезда составляет до 1 млн руб. для юрлиц. Рассмотрим влияние введения данного постановления на стоимость цемента в Москве.

Поставка цемента в Москву автотранспортом возможна со следующих заводов (см. табл. 4).

Таблица 4. Ближайшие к Москве заводы по производству цемента [19]

Завод-производитель Мощность и способ ­производства, тыс. т в год Расстояние
до центра Москвы
LafargeHolcim Ферзиково 2000, сухой 219 км
Подольский цемент 330, мокрый 34 км
LafargeHolcim Щуровский ­цемент 2100, сухой 152 км
БАЗЭЛ Серебрянский ЦЗ 1800, сухой 216 км
Heidelbergcement Новогуровский (Тулацемент) 2000, сухой 213 км

Всего в 34 км от Москвы находится «Подольский цемент». Но мощность у этого завода очень маленькая для покрытия потребности такого города и способ производства по старой, мокрой технологии говорит не в пользу этого производителя. Для примера его рассматривать не следует. Наибольший интерес представляют 4 оставшихся завода, но все они находятся на расстоянии от 150 до 220 км. Если взять за основу расчета это расстояние и ставку 1,9 руб. за километр, порядка 15 рублей за каждую тонну цемента придется заплатить за проезд по федеральным трассам. Таким образом, стоимость цемента для потребителя вырастет еще приблизительно на 0,3%.

Таким образом, увеличение стоимости строительных материалов за счет увеличения цены доставки автотранспортом составило 20% для песка, 7,5% для щебня, 10,3% для цемента и 12,3% для товарного бетона. Но транспортная составляющая складывается также из стоимости доставки по железной дороге, перевалки и хранения на складе поставщика. В свою очередь, доставка железнодорожным транспортом слагается из двух величин – тарифов на услуги железной дороги по погрузке, отправке, транспортировке, подачу вагонов получателю и стоимости аренды вагонов, в которых производится доставка грузов. Далее проследим за динамикой железнодорожных тарифов и ставок на аренду, а также оценим их влияние на конечную стоимость строительных материалов для потребителя.

Во 2-й половине 2016-го – начале 2017 г. произошло практически двукратное увеличение ставок аренды вагонов. По данным ИПЕМ, в январе 2017 г. ставки на предоставление полувагонов достигли уровня 950 руб. в сутки вследствие сокращения парка и появления локального дефицита вагонов. В АНО «ИИЖД» дают еще более высокую цифру: по подсчетам экспертов, ставка на полувагоны за январь 2017 г. составила 1120 руб. в сутки, а прогноз на июнь составлял 1280 руб. При этом отмечается, что в январе 2016 г. этот же показатель равнялся 580 руб. в сутки. Эксперты прогнозируют дальнейший рост ставок на предоставление полувагонов и доли данной составляющей в структуре расходов грузоотправителей [9]. В первую очередь это связано с возрастающим дефицитом парка вагонов из-за списания старых. По результатам 2016 г. было списано 85 тыс. вагонов, или 15% от общего парка вагонов. Следствием стал резкий рост ставок аренды во 2-й половине 2016 г., который продолжается по сегодняшний день. По прогнозам экспертов, стоимость аренды будет выравниваться со 2-й половины года и, возможно, начнет снижаться в 2018 г. [7].

Помимо увеличения арендных ставок на вагоны, продолжают расти и непосредственно железнодорожные тарифы. В общей сложности за последние 3 года рост составил 20% (см. диаграмму 1), и в 2018-2019 гг. прогнозируется дальнейшее ежегодное увеличение на уровне 4% [4].

Рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2015-2017 гг.
Диаграмма 1. Рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2015-2017 гг. [11]
Индексы цен предоставления вагонов, цен на новые вагоны, цен производителей строительных материалов и железнодорожных тарифов в 2008-2016 гг.
Диаграмма 2. Индексы цен предоставления вагонов, цен на новые вагоны, цен производителей строительных материалов и железнодорожных тарифов в 2008-2016 гг. [6]

Зависимость цен на строительные материалы от арендных ставок и железнодорожных тарифов наглядно представлена на диаграмме 2. На фоне постоянно возрастающих железнодорожных тарифов заметен стабильный рост цен на строительные материалы. При этом на падение арендных ставок на вагоны в 2013-2015 гг. оказывало нивелирующее воздействие повышение железнодорожных тарифов. А с середины 2015 г. ставки аренды стали расти, и динамика роста цен на строительные материалы заметно увеличилась.

Таблица 5. Составляющие стоимости строительных материалов для Москвы4

Материал / структура затрат Песок (Богаевский карьер) руб. т Щебень (Петрогранит), руб. т Цемент (Новороссийск) руб. т Товарный бетон, руб. м3
Цена производителя 155 450 2432 4120
Ж/д тариф 373,4 956 — 
Аренда вагонов 374,43 992 — 
Перевалка 110 120 — 
Доставка автотранспортом 365 200 200 580
Итого – транспортные расходы 365 1057,83 2268 580
Цена материала для покупателя 520 1507,83 4700 4700
% транспортных расходов в цене материала 70,19% 70,16% 48,26% 12,3%

А теперь перейдем ближе к стоимостным оценкам. Как уже отмечалось выше, цена любого строительного материала складывается из его цены у производителя, расходов на перевозку по железной дороге, аренду вагонов для перевозки, перевалку, хранение у поставщика и автомобильную доставку до конечного получателя. Для большей наглядности представим данные по каждому материалу в виде таблицы (см. табл. 5). Нижняя строка таблицы показывает процентное соотношение транспортных расходов на доставку строительных материалов к цене самих материалов. Отметим, что для песка и щебня процент транспортных расходов, по данным расчетов, получился одинаковым – около 70%, для более дорогих материалов, таких как цемент, процент транспортных расходов составил 48% от цены материала для покупателя. Для бетона по причине небольшого расстояния доставки (в расчетах принято расстояние 20 км) транспортные расходы составляют около 11% стоимости готового продукта, но если дополнительно выделить транспортную составляющую и на материалы для производства бетона (приблизительно для производства 1 м3 бетона нужно 0,7 т песка, 1 т щебня и 0,4 т цемента), то процент логистических издержек в структуре цены товарного бетона возрастет с 12% до 71%.

Следствием введенных ограничений по автотранспорту стало уменьшение числа компаний, осуществляющих транспортные перевозки. Те, кто остался работать, повышают цены или вводят минимально возможный объем заказа машин (8-часовая смена). Таким образом, в результате введения новых законодательных актов в Москве возник дефицит грузовых автомобилей, осуществляющих доставку строительных материалов. В результате чего ОАО «РЖД» планирует значительный прирост объема перевозок железнодорожным транспортом за счет привлечения клиентов, отказавшихся от автомобильного транспорта5. А возникший в 2017 г. дефицит на вагоны, последовавший за ним резкий рост ставок аренды и продолжившийся рост железнодорожных тарифов еще больше осложняют процесс доставки строительных материалов. Строительная отрасль на данный момент не может обеспечить бесперебойную поставку необходимых ей материалов.

Для решения этой проблемы необходимо срочное вмешательство государства с привлечением экспертов из строительной отрасли, ОАО «РЖД» и Министерства транспорта РФ. Необходимо пересмотреть железнодорожные тарифы за счет оптимизации маршрутов и загрузки порожних вагонов из Москвы сопутствующими материалами. Также необходимо разработать инструкции по загрузке стандартных видов продукции в вагоны для упрощения использования железнодорожной инфраструктуры производителями Москвы и Московского региона для отправки их продукции в другие регионы. Вообще, необходимо отметить высокую степень бюрократии при использовании железнодорожной инфраструктуры, что значительно усложняет возможность ее использования небольшими и средними компаниями, а следовательно, ограничивает круг потенциальных клиентов ОАО «РЖД».

Также автор считает необходимым пересмотреть максимально допустимые нагрузки на ось грузовых автомобилей. Существующие на данный момент ограничения приводят к возникновению коррупции в рядах контролирующих служб. В результате ограничения, введенные законодательно, не исполняются или исполняются не полностью. Часть грузов перевозится в полностью загруженных машинах, и нагрузка на автомобильное полотно все равно происходит. Для того чтобы решить эту проблему, можно ввести послабления перевозчикам, официально разрешающие превышать предельно допустимые ограничения за дополнительную плату. В результате перевозчик будет решать, что ему выгоднее: везти не полностью загруженную машину или ехать с перегрузом, но за дополнительную плату. Собранные государством средства от перевозки грузов сверх установленных норм можно использовать для ремонта и устройства так необходимой нашей стране транспортной инфраструктуры.

Комментарий от НП «Союз производителей бетона»: Актуальность вопроса, поднятого в статье, нашла отражение в протоколе комиссии по развитию промышленности строительных материалов Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В протоколе говорится о необходимости признания целесообразным проведения совещания при участии Минпромторга России, ФАС России, Минтранса России и собственников подвижного состава по вопросам цен на полувагоны и роста тарифов на ж/д и автомобильные перевозки. Результаты данного исследования положены в основу предложений НП «Союз производителей бетона».

Библиографический список

1. Постановление правительства РФ от 27 декабря 2014 г. №1590 «О внесении изменений в постановление правительства РФ от 9 января 2014 г. №12» [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочная правовая система. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173346 (дата обращения 02.06.17).

2. Постановление правительства от 3 ноября 2015 г. №1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочная правовая система. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=188541 (дата обращения 02.06.17).

3. Постановление правительства РФ от 24 марта 2017 г. №330 «О внесении изменения в Постановление Правительства Россий­ской Федерации от 31 января 2017 г. №120» [Электронный ресурс] // Гарант: Справочная правовая система. URL:http://base.garant.ru/71638532/#ixzz4iqJDgJW3 (дата обращения 02.06.17).

4. До 2019 г. рост тарифов РЖД будет ограничен до 4% [Электронный ресурс] // TKS.RU – все о таможне. Таможня для всех – российский таможенный портал, 2000-2017 URL:http://www.tks.ru/logistics/2016/11/30/0002 (дата обращения 30.05.17).

5. Екатерина Буторина. Бремя путей сообщения. [Электронный ресурс] // Журнал профиль, 2017 URL:http://www.profile.ru/economics/item/115037-bremya-putej-soobshcheniya (дата обращения 02.06.17).

6. Индекс средней арендной ставки на железнодорожный подвижной состав. Сентябрь 2016 г. [Электронный ресурс] // Союз операторов железнодорожного транспорта, 2015-2017 URL:http://www.railsovet.ru/analytics/indicator/ (дата обращения 01.06.17).

7. Итоги 2016 года: железная дорога – трудности перевозок. [Электронный ресурс] // Interfax, 1991-2017 URL:http://www.interfax.ru/business/543533 (дата обращения 30.05.17).

8. Некрасов А.Г. Управление цепями поставок в транспортном комплексе [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Г. Некрасов, Л.Б. Миротин, Е.В. Меланич и др. ‒ Электрон. дан. – М.: Горячая линия-Телеком, 2012, – 262 с. URL:http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=63252 (дата обращения 30.05.17).

9. Обзор грузовых железнодорожных перевозок в феврале 2017 г. [Электронный ресурс] / Информационное агентство РЖД-Партнер.ру, 1998-2017 URL:http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/reviews/obzor-gruzovykh-zheleznodorozhnykh-perevozok-v-fevrale-2017-goda/ (дата обращения 30.05.17).

10. Отпускная цена на продукцию АО «Богаевский карьер» [Электронный ресурс] / АО «Богаевский карьер», 2017 URL:http://www.bogaevsky.ru/index.php/2011-11-13-14-40-19 (дата обращения 01.06.17)

11. Повышение тарифов на грузовые перевозки РЖД [Электронный ресурс] // Вести.Экономика, 2011-2017 URL:http://www.vestifinance.ru/infographics/4914 (дата обращения 01.06.17).

12. Прайс-лист АО «Национальная нерудная компания» [Электронный ресурс] / АО «Национальная нерудная компания», 2010-2017 URL:http://nnk.ru/e-store/xml_catalog/index.php?SECTION_ID=107 (Дата обращения 01.06.17).

13. Прайс-лист ООО «Петрогранит» [Электронный ресурс] / ООО «Петрогранит», 2017 URL:http://www.petrogranit.ru/index.php/produktsiya/prajs-list-na-produktsiyu (дата обращения 01.06.17)

14. Прайс-лист компании Мосинжбетон [Электронный ресурс] / Мосинжбетон. – Москва, 2010-2017, URL:http://www.beton-mib.ru/products/abs/ (дата обращения 01.06.17).

15. Прайс-лист компании НЕРУДЗАКАЗ [Электронный ресурс] / НЕРУДЗАКАЗ. – Москва, 2010-2017, URL:http://www.nerudzakaz.ru/price-list/ (дата обращения 01.06.17).

16. Прайс-лист торгово-строительной компании АРТЕКС+ [Электронный ресурс] // АРТЕКС+. – Москва, 2010-2015. URL:http://tk-arteks.ru/dostavka-perevozka-syipuchih-gruzov-tsementovozami.-prays-list.html (дата обращения 02.06.17).

17. Тойменцева И.А. Формирование стратегии развития автотранспортных предприятий с использованием принципов логистики: монография. – Электрон. дан. – М.: Креативная экономика, 2009, – 160 с.

18. Удельный вес сыпучих материалов [Электронный ресурс] / Skolko-vesit.ru, 2012-2017 URL:http://skolko-vesit.ru/pesok_shheben.htm (дата обращения 01.06.17).

19. Цементные заводы России [Электронный ресурс] / Портал БЕТОН.РУ. URL: http://beton.ru/cemzavodi/ (дата обращения 02.06.17).

20. Шишкин Д.Г. Логистика на транспорте [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д.Г. Шишкин, Л.Н. Шишкина. – Электрон. дан. – М.: УМЦ ЖДТ (Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте), 2006, – 224 с. URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=35845 (дата обращения 30.05.17).


1 Постановление №1590 от 27 декабря 2014 г. и постановление №1191 от 3 ноября 2015 г

2 Рассчитано автором на основе [1] и данных компании-производителя товарного бетона. Расчет произведен для 5-осного автопоезда для сыпучих материалов и для 4-осного автопоезда для товарного бетона

3 Рассчитано автором на основе [7], [14], [15], [18]. Расчет произведен для 5-осного автопоезда для сыпучих материалов и для 4-осного автопоезда для товарного бетона, расстояние доставки для расчета взято за 20 км для песка, щебня и бетона и 200 км для цемента

4 Составлено автором на основании данных ОАО «РЖД» [12-13], данных Госкомстата [10]

5 http://www.profile.ru/economics/item/115037-bremya-putej-soobshcheniya

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы