Мнение: будущее строительной отрасли в индустриализации

Мнение: будущее строительной отрасли в индустриализации

Павел Сапожников, генеральный директор ООО «Группа Компаний «ЭкспертПроектСтрой», кандидат технических наук, доцент кафедры строительства и городского хозяйства БГТУ им. В.Г. Шухова

…Сегодня назрела как раз та ситуация, когда следует обратиться к хорошо забытому старому. Только с одной оговоркой – усовершенствовав технологии и расширив ассортимент сборного железобетона. Причем для того, чтобы сделать прорывной шаг вперед, наряду с предпосылками у нас есть масса преимуществ: опираясь на собственные наработки и учитывая мировой опыт, мы можем успешно миновать определенные эволюционные витки…

Строительная отрасль переживает не самые лучшие времена. Ситуация усугубилась в связи с экономическим кризисом, осложненным пандемией. Нехватка на стройплощадке специалистов моментально сказалась на стоимости работ. Однако даже при увеличении оплаты в два раза невозможно физически выполнить вдвое больший объем.

И тут резонно встает вопрос: как в существующих условиях решать масштабные задачи? Одним из эффективных способов может стать индустриализация стройки с применением сборных железобетонных конструкций.

К теме сборного железобетона мои коллеги – представители отрасли – не беспричинно возвращаются вновь и вновь. С теорией развития по спирали уже давно не спорят, и исторические факты только подкрепляют ее. Строительная отрасль в своем развитии – не исключение: сама жизнь создает ситуации, которые возвращают к решениям, имевшим успех на предыдущем этапе.

И сегодня, когда ситуация в строительст­ве требует принятия конструктивных решений, переход на технологии, позволяющие строить максимально быстро и качественно, оправдан и обоснован как никогда. Но, речь идет не о стереотипно представляемых многими железобетонных типовых конст­рукциях советских времен, а о современных – практичных и даже эстетичных.

Из прогрессивного прошлого в перспективное будущее?

Если быть объективным, современные реалии в какой-то степени схожи с послевоенным периодом: масштабные объемы строительства и острая нехватка квалифицированных специалистов. Оглядываясь в историческое прошлое, даже с позиции современности очевидно, что принятое тогда решение о максимальной индустриализации стройки доказало с лихвой свою прогрессивность и эффективность.

И, думаю, сегодня назрела как раз та ситуация, когда следует обратиться к хорошо забытому старому. Только с одной оговоркой – усовершенствовав технологии и расширив ассортимент сборного железобетона. Причем для того, чтобы сделать прорывной шаг вперед, наряду с предпосылками у нас есть масса преимуществ: опираясь на собственные наработки и учитывая мировой опыт, мы можем успешно миновать определенные эволюционные витки.

Фото 1

От предпосылок к решениям

В 1950-х годах, когда было принято решение о развитии производства железобетонных конструкций, в его пользу говорило практически все – начиная с независимости от погодных условий по причине изготовления в заводских условиях, заканчивая меньшей себестоимостью и трудоемкостью, кратчайшими сроками возведения объектов и увеличивающейся в разы безопасности при производстве работ на стройплощадке.

К концу 1980-х в Советском Союзе выпускалось порядка 180 млн м3 железобетонных изделий в год. Доля сборного железобетона при создании основных несущих каркасов превышала 90%. К слову, устанавливаемые тогда государством расценки на сборный железобетон и его монтаж были ощутимо выше монолита, дабы осознанно привлекать освоение денег на сборном железобетоне и повышать заработную плату монтажникам, занижая оплату труда монолитчиков.

С наступлением 1990-х годов, в отсутствие плановой экономики, заводы ЖБК расти и развиваться не смогли и начали массово закрываться. В то же время мы получили достаточно большой объем дешевой рабочей силы. И в момент, когда отрасль начала подниматься, а государство потребовало увеличения объемов строительства, объективно упор был сделан на монолитный железобетон. В результате к концу 2019 года у нас процентное соотношение поменялось с точностью до наоборот – более 90% основного каркаса составил уже монолит. И если бы не столь острая нехватка кадров сегодня, вопрос о новом витке индустриализации стройки скорее всего бы не возник.

Фото 2

Когда решают кадры

Будем откровенны, в рамках конъюнктуры строительного рынка, по самым скромным оценкам, больше половины работников на стройплощадках, увы, составляли граждане Молдовы, Беларуси, Украины, Казахстана, Узбекистана и ряда других соседних государств… Закрытие границ из-за коронавируса моментально внесло свои коррективы. И как будет развиваться ситуация с ограничением перемещений – большой вопрос.

Да, открылось множество строительных вакансий, что с точки зрения трудоустройст­ва соотечественников однозначно хорошо, но то, что дефицит рабочей силы не исчезнет – достоверный факт. А дефицит рабочей силы у нас сразу же сказывается на ее стоимости. Достаточно элементарно взглянуть на объявления о наборе монолитчиков на портале Работа.Ру.

При тотальном дефиците представителей этой специальности размер оплаты труда предлагается в диапазоне от 50 до 110 тыс. рублей. Однако такая зарплата не обоснована расценками, сформированными на данные виды работ, и достаточно высока вероятность, что люди могут остаться без честно заработанных денег. Безусловно, вопрос выплат остается в зоне ответственности работодателей. Хотя их, как заложников ситуации, сложно обвинять, ведь в заключенных контрактах не предусмотрено компенсационных сумм на непредвиденное увеличение расходов. И тут они либо просто не отдадут деньги, либо найдут кучу недостатков в работе монолитчиков, чтобы иметь основания не выплатить обещанное в полном объеме…

Картина, увы, – общая для страны. Стройки просто встанут. А выход, по большому счету, один – поиск инструментов, которые способны вывести отрасль из сложившейся ситуации. И, судя по всему, дело далеко не в финансовой поддержке застройщиков. Требуются и технологические решения, к примеру, увеличение в строительстве доли сборного железобетона.

Фото 3

Потенциал для старта

Во избежание неверных трактовок, говоря об индустриализации отрасли, я ни в коей мере не подразумеваю отказ от монолита в пользу сборного железобетона. У монолита есть свое ключевое преимущество: он незаменим при развитии застроенных территорий с ограниченным пространством вокруг строящегося объекта, отсутствием возможности складирования железобетонных конструкций и установки мощного крана. Однако процентное соотношение монолита и железобетонных конструкций в нынешних реалиях требует пересмотра.

При этом все мы прекрасно понимаем, что без поддержки инициатив сегодня не способна развиваться ни одна отрасль экономики. И немаловажным фактором является то, с какой отправной точки стартовать. Повторюсь, мы сегодня находимся в более выигрышном положении, чем в советские послевоенные, когда приходилось все развивать с нуля. Для старта есть наработки российских ученых, в том числе представителей БГТУ им. В.Г. Шухова (г. Белгород), которые можно помножить на опыт зарубежных коллег, и есть производства железобетона, которые после модернизации можно переориентировать на выпуск современных конструкций и узлов.

Безусловно, потребуются инвестиции в строительство новых заводов, но это как раз тот экономический вектор, к развитию которого нас подталкивает время и сам рынок.

строй-россия.рф

© изображения в статье – П.В. Сапожников (Сборные железобетонные конструкции и узлы. Фото с международной строительной выставки BAUMA 2019 г. Мюнхен, Германия)

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы