Экономика адаптировалась, идет поиск путей развития

Экономика адаптировалась, идет поиск путей развития

Снежана РАВЛЮК, эксперт Алюминиевой Ассоциации

Как изменилась алюминиевая отрасль за прошедший год? Когда российский рынок восстановится в объемах 2021 года? Какие секторы потребления алюминия будут расти быстрее других и почему, в том числе в сегментах рынка, аффилированного со строительным сектором? Об этом рассказывает редакции журнала эксперт Алюминиевой Ассоциации, маркетолог-аналитик Снежана Равлюк.
How has the aluminum industry changed over the past year? When will the Russian market recover in 2021 volumes? Which sectors of aluminum consumption will grow faster than others and why? Expert of the Aluminum Association, marketing analyst Snezhana Ravlyuk tells the editors of the magazine about this.

Прокатная линия
Прокатная линия

– Как складывался прошлый год для алюминиевой отрасли?

– Для производителей металла и всей алюмопотребляющей отрасли самым сложным был второй квартал. В этот период объем производства алюминиевой продукции и потребление алюминия уменьшились почти вдвое. Год проходил под знаком восстановления производства алюминиевой продукции. Лишь к концу года возобладал восстановительный тренд.

– Какие тренды оказали наибольшее влияние на мировой и отечественный рынки алюминия?

– Пожалуй, самым значительным фактором, который в прошлом году повлиял на производство алюминиевой продукции, стало сокращение экспорта. Почти в два раза, более чем на 40%, снизился объем поставок за рубеж российской продукции высоких переделов. В первую очередь это касается проката и экструзии, которые занимают существенную часть экспорта. Пострадал сегмент проката – минус 60% экспорта. Сказался запрет поставок в европейские страны, на которые приходилась значительная часть экспорта проката. Но в других направлениях российские прокатчики сохранили поставки в полном объеме.

В сегменте экструзии ситуация оказалась хуже. Позиции, завоеванные сегментом экструзии в 2020-2021 годах, были потеряны. Дальнейшее развитие в этом сегменте будет в значительной степени связано с восстановлением экспортных поставок таких полуфабрикатов. В последние годы мы видели, что со стороны производителей алюминиевой продукции спрос на вторичный металл растет быстрее, чем на первичный. Это объективно и вполне соответствует мировым трендам. Но и падение было чувствительным: потребление вторичного металла в прошлом году оказалось ниже показателей 2021 года. Это связано с неравномерной ситуацией в различных секторах потребления и с кризисом ломосбора, который наметился в прошлом году. Причем потребление вторичного алюминия продолжает снижаться по сравнению с показателями годовой давности. И здесь сказывается не столько отсутствие спроса, сколько продолжающиеся проблемы с ломосбором. Но, надеюсь, совместными усилиями компаний Алюминиевой Ассоциации мы восстановим вторичный рынок.

– Что происходило в тот же период с импортом?

– Ситуация в части импорта была похожа на ту, что я описала выше. Мы потеряли значительную часть импорта из европейских стран, а китайские поставки остались примерно на уровне прошлых лет. После резкого скачка импорта из Китая в сентябре казалось, что вместо сокращения импорта и импортозамещения мы получим рынок, заполненный китайской продукцией. Но эта ситуация стабилизировалась в четвертом квартале. Картина практически не менялась в течение года. Этому, в том числе, способствовали меры по защите рынка, на протяжении уже нескольких лет принимаемые Алюминиевой Ассоциацией. Они позволили российским производителям сохранить производство.

Железнодорожная цистерна для перевозки опасных грузов
Железнодорожная цистерна для перевозки опасных грузов

– Очевидно, что разные алюмопотребляющие отрасли по-разному реагировали на события прошлого года. Кто справился лучше, а у кого дела пошли совсем неважно?

– Действительно, если мы посмотрим на разные отрасли, мы получим совершенно разную картину.

Строительная отрасль – самый емкий потребитель алюминия на российском рынке. Этот сегмент в прошлом году чувствовал себя неплохо. Несмотря на сложную ситуацию, связанную с сокращением доходов и в целом трудности в экономике, строительная отрасль показала рекорд – 103 млн кв. м. Это абсолютный рекорд для современной России с 11-процентным ростом по сравнению с прошлым годом. К сожалению, из-за сокращения запуска новых проектов мы вряд ли увидим такой же рост в текущем году. Кроме того, значительная часть построенного жилья остается невостребованной. Продажи жилья по сравнению с прошлым годом снизились более чем на 20%.

В то же время на протяжении последних пяти лет наблюдалась выраженная тенденция роста частного строительства. На построенное гражданами жилье приходится 60% от всего сданного. Эта тенденция обрела ускорение с 2020 года, а за последний год объем построенных частных домов увеличился на 20%. В этом сегменте есть большой резерв для продвижения алюминиевых конструкций.

Сектор энергетики не только ничего не потерял в потреблении, но даже увеличил объемы. Рост виден по всем направлениям кабельной продукции, в которой используются кабели и провода из сплавов алюминия. И рост в этом сегменте сохранится за счет инвестиционных проектов, которые требуют развития энергосетей, а также общим трендом на возобновляемую энергетику и расширением сегмента электромобилей. При этом хотелось бы отметить, что мировая энергетика в настоящее время – это один из самых динамично развивающихся сегментов потребления алюминия. Еще несколько лет назад мы говорили, что, хотя сегмент потребления энергии и значительный, но с невысокими темпами роста. Но в последние годы он заметно ускорился и сейчас у нас на глазах уже сам начинает определять темпы роста алюминиевого рынка, опережая их, что связано с распространением «зеленой повестки» и тенденциями развития возобновляемых источников энергии.

Солнечная энергетика требует огромных объемов алюминия в конструктивных элементах. Это активно растущее направление, один из драйверов роста потребления алюминия в Китае и других странах. В одном Китае в прошлом году для создания конструкций для солнечных электростанций было использовано 2,6 млн тонн алюминия. Это в два с половиной раза больше, чем весь российский алюминиевый рынок! В текущем году объем потребления в этом сегменте может достичь почти 3 млн тонн. Занимающий 80% мирового производства компонентов для солнечной энергетики, Китай экспортирует эту продукцию в страны, которые также стремятся к снижению углеродного следа за счет «озеленения» энергетики.

Мост в Нижегородской области
Мост в Нижегородской области

– А какие отрасли оказались в худшем положении?

– В первую очередь, конечно, автопром. Этот сегмент в прошлом году показал рекордное падение производства и продаж легковых автомобилей – более 60%. Причины известны – уход значительной части иностранных производителей, на которых приходилась львиная доля всего автопроизводства в России.

Более благоприятная ситуация в сегменте коммерческого транспорта, где зависимость от иностранных комплектующих всегда была гораздо ниже, чем в легковом сегменте. Поэтому здесь производство сократилось меньше – мы потеряли только иностранных производителей. В то же время российское производство техники осталось в тех же цифрах, что и в предыдущие годы. В этом году ожидается прирост производства грузовых автомобилей на 15-20%.

В четвертом квартале прошлого года, после снятия ковидных ограничений в Китае, значительно выросли показатели ввоза на наш рынок китайской грузовой техники. С 2021 по 2022 год, всего за год, ввоз китайской коммерческой техники вырос в три с половиной раза. Если в 2021 году китайские грузовики занимали порядка 7-10% рынка, то сейчас 30%. При этом грузовую технику из Европы мы в прошлом году потеряли.

– Говоря о развитии электротранспорта, нельзя не вспомнить о низкоуглеродных технологиях и декарбонизации. Насколько это сейчас для нас актуально?

– В мире этому уделяется большое внимание – вводятся меры, принимаются законодательные акты. Россия не исключение – у нас тоже принята повестка снижения углеродного следа. Причем мы находимся в выгодной по сравнению с другими странами ситуации, так как у нас доля низкоуглеродных технологий, в частности, в алюминиевой промышленности, гораздо выше, чем в среднем в мире. В последние годы в мире высокими темпами растут инвестиции в низкоуглеродные технологии.

И еще один тренд, связанный с требованиями к углеродному следу, – вдвое больший спрос будет приходиться на вторичный металл, чем на первичный. Все больше потребителей, выдвигая дополнительные требования к качеству сырья, хотят видеть там именно вторичный металл.

Алюминиевый кабель

– Что ждет алюминиевую отрасль в этом году?

– Мы получили существенное падение на рынке в 2022 году. Однако уже сейчас рынок начинает восстанавливаться. С учетом нынешней общеэкономической ситуации наши ожидания на 2023 год можно сформулировать так: худшее уже позади и у нас наметились возможности для дальнейшего роста. Экономика адаптировалась, и сейчас мы можем говорить о поиске дальнейших путей развития.

Полностью в объемах 2021 года рынок может восстановиться к 2025 году. По нашей оценке, восстановление не будет связано с возвращением импортной продукции. Наоборот, внутреннее производство будет продолжать замещать импортную продукцию. Возможности для роста потребления алюминия есть во всех без исключения отраслях. Одни сегменты будут расти быстрее, другие медленнее. Безусловно, в лидерах здесь строительство, транспортный сектор, упаковка и энергетика.

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы