Саморегулируемая организация «Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ» ежегодно принимает участие в организации и проведении Международной научно-практической конференции «Строительство качественных и безопасных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих». В ходе работы рассматриваются вопросы применения эффективных дорожно-строительных материалов и передовых технологий строительства, обеспечивающих повышение сроков службы дорожных одежд и покрытий, а также снижение эксплуатационных затрат. В этом году традиционное мероприятие состоялось в Минске, поэтому в ходе работы был изучен опыт дорожников Республики Беларусь и представлены наработки российских специалистов.
The SOYUZDORSTROY Union of Road Transport Builders, a self-regulating organization, annually participates in the organization and holding of the International Scientific and Practical Conference “Construction of high-quality and safe roads using cement concrete and mineral binders.” In the course of the work, the issues of using effective road construction materials and advanced construction technologies that increase the service life of road coverings and coatings, as well as reduce operating costs, are considered. This year, the traditional event was held in Minsk, so during the work, the experience of the road workers of the Republic of Belarus was studied and the achievements of Russian specialists were presented.
Анатолий Хвоинский, первый заместитель генерального директора СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ»
В рамах реализации положений договора о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь на 2024-2026 годы (ст.7) планируется обеспечить функционирование объединенной транспортной системы Союзного государства посредством проведения согласованной политики в области транспорта и совершенствовать нормативно-правовую базу функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства.
План мероприятий, утвержденный Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2, включает в себя развитие автодорог Союзного государства, в том числе по направлениям:
– Москва-Минск-Брест,
– Брест-Гродно,
– Санкт-Петербург-Псков-Витебск-Минск-Гомель,
– Минск-Псков,
– Брянск-Гомель-Брест,
– Орел-Смоленск-Витебск-граница Латвии,
– Москва-Бобруйск-Брест.
Взаимодействие с Республикой Беларусь в вопросах дорожного строительства отражено в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р). Стратегической целью развития транспортной системы стало удовлетворение потребностей инновационного социально-ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами.
Важнейшим направлением для российского транспортного сектора является евразийская экономическая интеграция, и в первую очередь реализация скоординированной (согласованной) транспортной политики в рамках Евразийского экономического союза и таких приоритетных направлений, отвечающих интересам Российской Федерации, как:
– формирование перечня приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов,
– совместная реализация значимых инфраструктурных проектов на евразийском пространстве,
– развитие транспортных коридоров, в том числе трансконтинентальных и межгосударственных,
– увеличение пассажирских и грузовых перевозок с целью реализации транзитного и логистического потенциала Евразийского экономического союза,
– создание и развитие транспортной инфраструктуры на территориях государств – членов Евразийского экономического союза в направлениях Восток – Запад и Север-Юг.
При реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики учитываются инициативы по сопряжению повестки развития Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Наиболее масштабное развитие единая опорная сеть получит в направлении Запад-Восток. За счет строительства новых и реконструкции существующих автомобильных дорог будет сформировано бесшовное скоростное автомобильное сообщение от границы с Республикой Беларусь через гг. Смоленск, Москву, Казань и Екатеринбург в гг. Тюмень, Челябинск и крупнейшие города Сибири (гг. Омск, Новосибирск, Иркутск) с ответвлением на Республику Казахстан.
В рамках реализации этих проектов предлагается применять наилучшие/инновационные технологии и материалы на основе передовых мировых достижений. В том числе – применение цементобетона.
Строительство современных качественных и безопасных дорог предполагает соблюдение межремонтного срока капитального ремонта – 24 года и межремонтного срока ремонта – 12 лет, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2017 г. № 658 «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения».
Строительство автомобильных дорог из цементобетона в значительной мере способствует долговечности дорожных покрытий, а значит и соблюдению межремонтных сроков.
Технология строительства цементобетонных дорог детально проработана и широко применяется во многих странах мира, в том числе в различных климатических зонах. Цементобетон и материалы, укрепленные минеральными вяжущими, успешно используются при устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог.
В России на 1 января 2024 года протяженность федеральных автомобильных дорог составляла 66,2 тыс. км. Протяженность цементобетонных дорог составляла около 1 300 км (2%). В Российской Федерации широко применяются конструкции дорог с цементобетонными основаниями, в основном «тощих» бетонов. Цементобетонные покрытия применяются на ряде объектов Новосибирской области, Забайкальского края.
За последние 5 лет в России строились следующие автомобильные дороги с цементобетонным покрытием:
– ОАО «Новосибирскавтодор» выполнило реконструкцию дороги Р-254 «Иртыш» в Новосибирской области, 3,5 км, в 2019 г.,
– ФКУ Упрдор «Алтай» принял работы по реконструкции участка км 216 – км 223 трассы Р-256 «Чуйский тракт» в 2021 г.,
– ФКУ Упрдор «Прибайкалье» принял работы по строительству автомобильной дороги с покрытием из монолитного цементобетона на участке км 1545-км 1555 трассы Р-255 «Сибирь» в 2022 г.
Республика Беларусь занимает лидирующее место среди стран СНГ по показателю плотности дорог. В программе «Дороги Беларуси» на 2021-2025 гг. есть трассы, при строительстве или ремонте которых применяется цементобетон. Протяженность республиканских автомобильных дорог по состоянию на 2021 год составляла 15 937 км, в том числе дорог с цементобетонным покрытием – 326 км (2%).
В ведущих странах мира показатели количества построенных цементобетонных дорог в разы выше, активное строительство ведется во многих странах мира: США, Германия, Китай и т.д.
Для сравнения на 01.01.2023 года, по данным United States Department of Transportation Federal Highway Administration, общая протяженность дорог между штатами (INTERSTATE) в США составляет 78574 км, из них цементобетонных дорог – 17509 км (22,3%).
В Германии по данным Bundesministerium fur Digitales und Verkehr на 1.01.2023 года общая протяженность автобанов составляла 13192 км, из них цементобетонных дорог – 3694 км (28%).
Протяженность дорог общего пользования в км:
1. Федеральные автомагистрали – 13 210 км (только длина участков в соответствии с «Инструкцией банка дорожной информации (ASB)», без длин ответвлений).
2. Федеральные дороги – 37 746 км.
3. Государственные дороги – 86 704 км.
4. Окружные дороги – 91 870 км.
5. Дороги общественного транспорта – 229 530 км.
В Китае на 1.01.2024 г., по данным CEIC Data (статистической базы данных по экономике), общая протяженность дорог – 5,44 млн км. По состоянию на 2023 год общая протяженность автомагистралей в Китае приблизилась к 183 600 километрам.
Большой объем дорог в Китае строится с покрытиями из цементобетона. Среди дорог средней и высокой категории цементобетонное покрытие составляет 40%, а среди дорог низкой категории эта доля превышает 84%.
Опыт зарубежных государств наглядно свидетельствует о перспективах цементобетонного строительства автомобильных дорог. В настоящее время разработаны и внедрены в мировую практику новые технологии, которые предполагают полную механизацию и автоматизацию основных процессов по укладке и уплотнению бетонных смесей, отделке поверхности бетона, уходу за бетоном и устройству деформационных швов.
Для повышения сроков службы применяются бетоны повышенной прочности и долговечности, которые обладают уникальными физико-механическими и техническими свойствами: коротким сроком набора прочности и повышенной морозоустойчивостью. Также разработаны суперпластификаторы, которые обеспечивают высокую подвижность цементобетонной смеси при низком водоцементном отношении, гидрофобизирующие воздухововлекающие добавки, которые придают бетонам высокую морозостойкость.
Все это позволяет создавать долговечные цементобетонные покрытия.
Определенную роль в обеспечении будущего для цементобетонных дорог имеет Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р), в которой предусмотрено увеличение строительства автодорог с цементобетонным покрытием до 50% к 2030 году.
Норматив цены строительства на 01.01.2024, тыс. руб. | |||
Скоростная дорога, категория IБ | |||
Измеритель: 1 км | Скоростная дорога, категория IБ, дорожная одежда капитального типа с асфальтобетонным покрытием | Скоростная дорога, категория IБ, дорожная одежда капитального типа с цементобетонным покрытием | Удорожание, % |
4-полосная | 239 214,56 | 207 150,74 | 13,4 |
6-полосная | 295 760,55 | 251 391,37 | 15 |
8-полосная | 352 335,04 | 296 355,34 | 15,89 |
Обычная автомобильная дорога, категория II | |||
Обычная автомобильная дорога, категория II, дорожная одежда капитального типа с асфальтобетонным покрытием: | Обычная автомобильная дорога, категория II, дорожная одежда капитального типа с цементобетонным покрытием: | Удорожание % | |
2-полосная | 88 819,31 | 79 140,19 | 10,9 |
4-полосная | 137 677,13 | 120 157,74 | 12,72 |
В исследованиях, проводимых Государственной компанией «Автодор» отмечены основные преимущества цементобетонных дорог (Отчет № НТО-2021-001):
1. Большая прочность в сравнении с асфальтобетоном.
2. Стабильность деформативных свойств при изменении температурных условий эксплуатации.
3. Рост прочности при благоприятных условиях эксплуатации.
4. Высокая износостойкость.
5. Возможность увеличения межремонтных сроков.
Международная практика и расчеты, основанные на современных российских реалиях, показывают, что стоимость строительства дорожных одежд с цементобетонными покрытиями ниже строительства дорожных одежд со слоями из асфальтобетона. В соответствии с «НЦС 81-02-08-2024. Укрупненные нормативы цены строительства. Сборник № 08. Автомобильные дороги» (утв. Приказом Минстроя России от 16.02.2024 N 109/пр), стоимость 1 км автомагистрали категорий IБ и II с дорожной одеждой капитального типа с асфальтобетонным покрытием получается дороже, чем с цементобетонным покрытием.
По сравнению с расходами на строительство асфальтобетонных покрытий, размер экономии, отраженный в нормативе цены строительства на 01.01.2024, составляет 10-16% для дорожной одежды капитального типа с цементобетонным покрытием.
Стоимость жизненного цикла дорог с цементобетонным покрытием также оказывается ниже, чем дорог с асфальтобетонным покрытием.
Применение цементобетонных покрытий при строительстве автодорог позволит в перспективе уменьшить затраты на содержание и ремонт существующей сети дорог и направить экономию на развитие новых дорог.
В настоящее время осуществляется разработка и актуализация нормативно-технических документов на строительные материалы и нормы проектирования, применяемые в сфере дорожного строительства.
Программой национальной стандартизации в 2024 году предусмотрено утверждение предварительного национального стандарта «Дороги общего пользования. Жесткие дорожные одежды. Правила проектирования».
Полагаю, что вышеуказанный нормативный документ ответит на многие вопросы, связанные с применением цементобетонных технологий в дорожном строительстве. А в целом, для расширения применения цементобетона в конструкциях дорожных одежд целесообразно включать в техническое задание на разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог требования об обязательном сравнении вариантов конструкций жестких и нежестких дорожных одежд на основании технико-экономического обоснования за период жизненного цикла.
Формирование перспективных программ по строительству бетонных дорог может стать важным шагом к модернизации дорожной инфраструктуры. Учитывая экономическую целесообразность, долговечность и современные технологии, бетонные дороги способны улучшить транспортную сеть страны.