Минстрой предложил ввести мораторий на банкротство девелоперов
Минстрой предложил ввести мораторий на банкротство девелоперов до конца 2025 года. Содержащий предложение ввести мораторий документ подписал замглавы Минстроя Юрий Муценек. Проработать меры поддержки строительной отрасли поручил Минстрою вице-премьер Марат Хуснуллин, следует из протокола совещания от 11 ноября.
Мораторий на банкротство не позволит судам возбуждать дела о несостоятельности некоторых категорий юрлиц. Если в период его действия кредитором подается заявление о банкротстве, то Арбитражный суд должен вернуть его и не возбуждать дело о несостоятельности должника. Такая мера уже вводилась властями в период пандемии коронавируса в 2020 году, а также в 2022 году на фоне западных антироссийских санкций.
Рассмотреть возможность введения моратория на банкротства в строительной отрасли предлагала и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Спикер Совфеда отмечала, что отрасль нуждается в «предметных мерах поддержки».
О том, что девелоперы столкнулись с экономическими рисками из-за высокой закредитованности, сообщали многие участники рынка. Массовый переход строительных компаний на кредиты с плавающей ставкой и вероятное сокращение количества сделок в 2025 году почти на треть может в итоге привести к банкротствам ряда участников рынка, предупреждали и эксперты.
https://ancb.ru/news/read/18553
В «Дом.РФ» не считают ситуацию в стройотрасли кризисной
Ситуацию в российской строительной сфере в большей степени можно назвать управляемым сжатием отрасли, кризиса у застройщиков нет, заявила во время онлайн-дискуссии ЕРЗ замруководителя аналитического центра «Дом.PФ» Екатерина Власова.
Ранее консалтинговая компания «Яков и партнеры» спрогнозировала падение объемов продаж новостроек в 2025 году на 19-35%. В базовом сценарии, по ее данным, продажи могут уменьшиться с 7,5 триллиона рублей в 2023 году до 5,3 триллиона рублей в 2025-м. Также компания допускает, что до 30% девелоперов могут стать убыточными.
«Мы все-таки не считаем ситуацию кризисной, хотя, конечно же, она очень непростая. Мы бы, скорее, сказали, что это некое управляемое сжатие отрасли», – считает Власова.
Она отметила, что 2025 год будет сложным с учетом двузначной ключевой ставки. Ожидается, что продажи новостроек в количественном выражении снизятся в 2025 году на 40-45% относительно 2023 года.
«Весь 2025 год при двузначной ключевой ставке продажи будут оставаться низкими, но мы считаем, что на данный момент предпосылок для какого-то системного кризиса стройки, который может перекинуться на экономику, нет», – резюмировала Власова, добавив, что снижение продаж в связи с завершением льготной массовой ипотеки было ожидаемым, и застройщики успели подготовиться к нему.
Среди мер поддержки застройщиков со стороны государства Власова указала на снижение ставок по проектному финансированию. Она подчеркнула, что застройщик в случае необходимости «может притормозить темпы стройки, синхронизировать строительный цикл с продажами и держать процентную нагрузку на приемлемом уровне».
«Мы видим, что большинство застройщиков так и делают. Средние ставки по проектному финансированию около 8%, что в 2,5-3 раза ниже, чем для других отраслей», – добавила Власова.
https://realty.ria.ru/20241205/situatsiya-1987495127.html
«СОЮЗЦЕМЕНТ» предлагает не торопить цифровую маркировку тарированного цемента
Срок внедрения цифровой маркировки тарированного цемента необходимо продлить, поскольку это весьма затратная и сложная процедура, заявила исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина.
Эксперт отметила активное участие отрасли в эксперименте по нанесению дата матрикс кодов: «Маркировке подлежит тарированный цемент, доля которого от общего объема выпускаемой продукции составляет 13%. Таким образом, цифровая маркировка может способствовать снижению объема фальсификата только в этом узком сегменте. Для навального цемента и других видов тары необходимая мера, направленная на снижение объема фальсификата, – возвращение госконтроля».
При этом условия нанесения цифровой маркировки на цементном производстве очень сложные: мешок тяжелый и неровной формы, линия идет быстро, помещение запыленное, иногда холодное и др. «Все эти трудности невозможно преодолеть в установленные экспериментом крайне сжатые сроки. Чтобы на рынке не сложилось дефицита тарированной продукции, мы полагаем, что сроки введения обязательной маркировки в отрасли необходимо существенно продлить», – заявила Мартынкина.
Кроме того, она отметила важность инспекционного контроля на границе каждой партии цемента, ввозимой из-за пределов ЕАЭС: «Часть фальсификата попадает в страну как импорт. В настоящее время инспекционный контроль на границе ЕАЭС, к сожалению, фактически не действует, что связано с отсутствием у таможни необходимых полномочий. Производители цемента считают, что это полномочие должно быть возвращено. Причем важно включить инспекционный контроль и в проект разрабатываемого сейчас Техрегламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», чтобы рынок был защищен от незаконного оборота после отмены национального правового регулирования в данной сфере».
https://ancb.ru/publication/read/18557
«Сибцем» подводит итоги 2024 года
Первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов обозначил актуальные для цементного рынка Сибири тенденции и подвел итоги работы компании в 2024 году.
По его словам, строительный сезон-2024 запомнится не только юбилейными мероприятиями, но и усилением негативных рыночных тенденций. По данным АО «ХК «Сибцем», за три квартала предприятия компании изготовили 4,4 млн тонн продукции, что соответствует аналогичному показателю прошлого года. При этом удержаться на уровне 2023-го, скорее всего, не получится: с января по декабрь будет выпущено около 5,35 млн тонн цемента – примерно на 150 тыс. тонн меньше, чем годом ранее.
«Из-за отмены льготной ипотеки и повышения ключевой ставки Центробанка РФ ход реализации многих проектов замедляется, продажи квартир в новостройках падают. Как следствие, сокращается емкость цементного рынка макрорегиона. В текущем году она упадет на 1,5-2% к уровню 2023-го, в следующем может снизиться еще на 6%», – отмечает Рассказов.
Однако эксперт не исключает и другого сценария развития событий. По его мнению, за последнее время предприятия отечественного стройкомплекса сформировали запас прочности, освоив эффективные финансовые инструменты и обновив оборудование. И если стройиндустрия выстоит под давлением негативных внешних факторов, к лету 2025 года рынок цемента начнет восстанавливаться. Кроме того, аналитики холдинга прогнозируют возможный рост спроса в предстоящие 10 лет.
«Ориентируясь на данные в открытых источниках о будущих стройках них, оцениваем общую стоимость инвестиционных проектов, которые должны быть реализованы в Сибири до 2035 года, в 18 трлн рублей. Возможно, не все заявленные планы получится воплотить в жизнь. Но даже часть мероприятий даст существенный рост спроса на цемент», – подчеркивает Геннадий Рассказов.
Специалисты холдинга определяют факторы, сдерживающие развитие. Прежде всего, речь идет о растущих производственных издержках.
«В этом году мы столкнулись со значительным удорожанием оборудования, комплектующих, запасных частей. Кроме того, регулярно проводится индексация железнодорожного тарифа, растет стоимость электроэнергии, газа, других ресурсов», – говорит Рассказов. На фоне падающего спроса более напряженной становится конкурентная борьба в Сибири, где свободно чувствуют себя не только производители соседних федеральных округов, но и поставщики из Казахстана, отгружающие продукцию без каких-либо барьеров и ограничений. Это не позволяет холдингу «транслировать» свои затраты на рынок – отыгрывать растущие расходы в цене продукции. Одновременно снижается загрузка предприятий компании: в прошлом году она была равна 61%, по итогам текущего года упадет до 59%.
Как и другие предприятия отрасли, «Сибцем» испытывает сложности с железнодорожной доставкой готовой продукции и сырья для ее производства.
«За последние два года скорость движения вагонов по сети упала примерно на 40%. Если раньше среднее время полного оборота вагонов, например, от Топкинского цементного завода до Омска, составляло восемь дней, то сейчас – 14-16 дней, – комментирует первый вице-президент холдинга. – Из-за логистических трудностей в уходящем году мы «не довезли» потребителям по железной дороге около 50 тыс. тонн цемента, столько же не сможем доставить в 2025-м».
Систематические проблемы в деятельности железнодорожного комплекса страны приводят к массовому отказу потребителей цемента от работы с железной дорогой. Результатом этого стало то, что доля отгрузок цемента железнодорожным транспортом в РФ снизилась с 72% в 2007 году до 39% в настоящее время.
«В сложившихся обстоятельствах мы переводим многих клиентов на автотранспорт. Только в этом году собственные автоцементовозы холдинга доставят заказчикам около 820 тыс. тонн цемента», – комментирует Рассказов.
Обозначает эксперт и еще одну проблему, мешающую стабильному функционированию цементной промышленности, – засилье фальсификата. Согласно исследований, в 2023 году объем незаконного оборота цемента в РФ составил 13,7 млн тонн (или 22,1% от общего объема выпущенного в стране «хлеба строительства»). При этом ущерб отрасли от действий нечистых на руку продавцов достиг 90,7 млрд руб.
https://nsk.dk.ru/news/237214134?erid=LjN8KMSvN
«ТИЗОЛ» получил сертификат на средство огнезащиты для железобетонных конструкций
Компания «ТИЗОЛ» получила первый и на сегодняшний день единственный на рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обязательный сертификат на средство огнезащиты для железобетонных конструкций, сообщила пресс-служба компании.
Там отметили, что система конструктивной огнезащиты железобетонных конструкций, выпускаемая под торговой маркой «ЕТ БЕТОН», на данный момент является единственным решением поднятия огнестойкости железобетонных конструкций, полностью отвечающее требованиям современных нормативных документов, в том числе и Техническому регламенту ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017).
Специалистами предприятия во взаимодействии с ФГБУ ВНИИПО МЧС России были разработаны и утверждены технические решения на методику проведения испытаний для определения характеристик средства огнезащиты железобетона. Для огневых испытаний были изготовлены стандартные железобетонные плиты с предустановленными термопарами на внутренней несущей арматуре.
Огневые испытания показали: с помощью системы конструктивной огнезащиты можно поднять предел огнестойкости железобетонных конструкций с 60 минут (собственный предел огнестойкости) до 240 минут.
При этом огнезащитная эффективность системы определялась как разница между собственным пределом огнестойкости железобетонной конструкции и пределом огнестойкости данной конструкции, защищенной плитами EURO-ЛИТ.
В компании уточнили, что в настоящее время специалисты завода совместно с Уральским Институтом ГПС МЧС России проводят дополнительные огневые испытания и ведут работы по разработке инструкций для поднятия огнестойкости железобетонных конструкций различной конфигурации, в том числе и для перекрытий по несъемной опалубке.
Анонсировано строительство нового завода «Сибит» в Кемерово
Группа компаний «Главновосибирскстрой», ведущий производитель автоклавного газобетона в Сибири, заявила о начале строительства нового завода «Сибит» в городе Кемерово. Это станет ключевым событием в реализации стратегии группы компаний «Главновосибирскстрой» по расширению присутствия на рынке СФО и удовлетворению растущего спроса на качественный и доступный газобетон.
В настоящее время ГК «Главновосибирскстрой» владеет двумя заводами «Сибит» – в Новосибирске и Искитиме. Новый завод в Кемерово будет оснащен современным оборудованием, позволяющим производить широкий ассортимент газобетонных блоков различной плотности и размеров, отвечающих всем современным требованиям рынка. Особое внимание планируется уделить производству легких марок газобетона D400 и D350, набирающих все большую популярность на строительном рынке. Мощность нового завода составит 400 тысяч кубометров газобетона в год.
Вместе со строительством нового завода ГК «Главновосибирскстрой» активно развивает в Кузбассе собственную розничную торговую сеть. Представительства предприятия в ближайшее время откроются в городах региона 100+тыс. жителей. Это повысит доступность востребованного материала в регионе и обеспечит высокие стандарты обслуживания строительных компаний и частных застройщиков.
100 лучших товаров России
Продукция ООО «Саянскгазобетон» получила награды Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». Так, «золотым» дипломом лауреата отмечены газобетонные блоки автоклавного твердения плотностью D400, 500, 600. Силикатные изделия завода – кирпич, блок и перегородка – стали «серебряными» призерами и были отмечены как дипломанты конкурса, а также в категории «Новинки».
Цель конкурса – повысить уровень и безопасность продукции, наполнить рынок качественными товарами отечественного производства. Традиционно он проводился в два этапа – региональный и федеральный. После высоких оценок жюри в Приангарье, продукция ООО «Саянскгазобетон» была по достоинству оценена на всероссийском уровне.
Как лауреат конкурса «Саянскгазобетон» получил право на использование логотипа «100 лучших товаров России» для своей продукции в течение двух лет.
https://silex.ru/news/100_luchshikh_tovarov_rossii_2024/
В ЧР построен энергоцентр, который обеспечит автономность Чири-Юртовского цементного завода
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров посетил с инспекцией новый газотурбинный энергоцентр АО «Чеченцемент», который призван обеспечить бесперебойную работу строящегося Чири-Юртовского цементного завода.
Его мощность составит 48 МВт, что полностью покроет нужды нового предприятия без нагрузки на основную региональную энергосистему.Гендиректор АО «Чеченцемент» Абдул-Хамид Байбатыров проинформировал, что на данном этапе работа энергоцентра находится на финальной стадии наладки.
Предприятие наладило стратегическое партнерство с Грозненским государственным нефтяным техническим университетом по профильной подготовке кадров, задействованных в производстве. На данный момент в этой программе участвуют около 60 будущих специалистов.
По завершении строительства нового Чири-Юртовского цементного завода данный энергоцентр обеспечит полную автономность предприятия. Это позволит ему бесперебойно производить высококачественную продукцию, которая будет востребована не только в республике, но и в других регионах России.
Первую экспериментальную бетонную трассу построили на Кубани
Строительство первой экспериментальной бетонной дороги завершилось на Кубани. Двухкилометровый участок расположен в Усть-Лабинске. Работы заняли больше двух месяцев. Движение по новой автодороге запустили в конце ноября. Об этом сообщили в пресс-службе компании ЦЕМРОС.
На стройке задействовали около 50 специалистов и 20 единиц техники. Для реализации проекта потребовалось 1730 тонн цемента, который поставлялся с заводов компании в Карачаево-Черкесии и Белгородской области.
Несмотря на то, что технологии строительства дорог из бетона широко распространены в мире, для России это достаточно редкий способ дорожного строительства.
«Мы очень аккуратно подошли к подбору бетонных смесей с учетом климатических и эксплуатационных характеристик этого участка дороги», – заявил директор по капитальному строительству ЦЕМРОС Эдуард Шмидт.
По его словам, компания продолжит строительство цементобетонных участков дорог в регионах своего присутствия.
https://kub-inform.ru/news/pervuyu-eksperimentalnuyu-betonnuyu-trassu-postroili-na-kubani/