Уважаемые коллеги!
Перед бизнесом в России стоит дилемма: выживать или развиваться. Факторы, сдерживающие промышленное развитие, включая стройиндустрию, очевидны на фоне снижения мер господдержки в части ипотечного кредитования и нюансов общей экономической ситуации, а также учитывая международный и внутригосударственный треки. И все же логика бизнеса диктует необходимость быть готовым к интенсивному развитию – за любым спадом следует рост, и чем глубже спад – тем стремительнее последующий подъем.
Да, на определенном треке есть и дефицит дешевых денег, и фактическое отсутствие господдержки в нашей индустрии, и закрытие традиционных экспортных рынков – все это перекликающееся с проблемами в логистике и дефицитом квалифицированных кадров. Но есть и обратная сторона медали: уходящий импорт конкурентов из стран ЕС, рост благосостояние населения, увеличение доли ИЖС в сравнении с МКД. Это уже – повод провести инвентаризацию и максимальную оптимизацию бизнес- и производственных процессов и исключения непродуктивных трат.
Конкуренция оставит «на плаву» самые эффективные производства, которые смогут максимально использовать свои сильные стороны: это может быть учет локации, изменение ассортимента под потребности инфраструктурных проектов.
Из опыта мы знаем, как быстро насыщается рынок продукцией в верхних ценовых сегментах, где уже присутствует достаточно сильная конкуренция. Вместе с тем в стеновой керамике присутствует дефицит продукта в сегменте, где мы привыкли видеть низкие цены, но оказались не готовы к учету производителями этого продукта всех своих издержек – это тот же полнотелый рядовой кирпич или «двойной камень» с высокими показателями прочности и морозостойкости.
В производстве керамической плитки и санкерамики наблюдается влияние международной конкуренции: Индия, Турция, Иран, Китай наращивают импорт в РФ и сопредельные страны, используя сложности российских и белорусских производителей с сырьем, логистикой, проведением международных расчетов и кратного роста стоимости технологического оборудования.
Здесь приоритетными бы стали меры поддержки, сравнимые с поддержкой ряда стратегических отраслей промышленности, например, расширение области действия КИП (комплексные инвестпроекты) с их преференциальными режимами на новые проекты в части керамической плитки/керамогранита.
Очевидна проблемы связи отраслевой наукой в части материаловедения и проектных решений и отсутствием нормирования. Ряд востребованных продуктов оказался «за бортом» проектирования. Приходится на ходу латать «дыры» в нормировании правил проектирования стеновых конструкций с такими материалами.
Отдельно о перспективах единого Технического регламента ЕАЭС о безопасности строительных материалов, который уже успел стать триггером многих процессов как внутри российского нормативно-технического «поля», так и во взаимоотношениях с нашими соседями по ЕАЭС. Здесь стоит выделить позиции Беларуси и Казахстана, которые все инициативы в формате ЕАЭС рассматривают сквозь призму исключительно собственных национальных интересов. Перспективы единого документа ЕАЭС стали причиной трудного прохождения согласований стандартов с межгосударственным статусом, где все последствия теперь рассматриваются в контексте единого техрегламента о безопасности стройматериалов.
В общем, даже в текущее время перемен и экономических пертурбаций мы уверены в ближайшем перспективном росте стройиндустрии – обновленной и наполненной современными технологиями и квалифицированными кадрами, экономически устойчивой и инвестиционно привлекательной!
Альберт ПОПОВ, директор Ассоциации производителей керамических материалов (АПКМ)