Авторы статьи анализируют причины, побуждающие недобросовестных поставщиков бетона сокращать издержки за счет снижения качества продукции.
С.Н. ЕФИМОВ, канд. техн. наук, В.В. КАМЕНЕВ, канд. техн. наук, МАДИ; В.В. ЧЕРНЫШОВ, ООО «ТоргБетон», А.Ю. ТАРАСОВА, канд. техн. наук, ООО «Лаборатория ККМ» (Мостовая инспекция)
К настоящему времени строителями в России реализован и реализуется ряд передовых проектов. Это строительство делового центра «Москва-Сити», Крымского моста и др. При сооружении этих объектов применялась технология самоуплотняющихся бетонов, использовались высококачественные цементы, заполнители и химические добавки.
Однако, к сожалению, приходится констатировать, что упомянутые выше крупные строительные объекты, характеризующиеся высокой культурой производства работ и должной организацией контроля их качества, являются скорее исключением, отнюдь не типичным для массового строительного производства в нашей стране.
Для большинства строящихся объектов, особенно общестроительного назначения, в данное время наметились весьма негативные тенденции. Коротко говоря, основная суть негатива – удешевление любой ценой.
В современном российском строительстве сложились как бы два мира. Первый – штампуемые с небывалой интенсивностью новые нормативы, пестрящие красивой математикой (ГОСТ 18105-2010, ГОСТ 10060-2012, многочисленные «актуализированные» СП). Эта нормативно-техническая документация призвана в первую очередь помочь в составлении приемо-сдаточной документации, в ряде случаев отнюдь не отражающей положение дел на том или ином объекте. Кроме того, некоторые положения новых стандартов весьма спорны (например, требование ГОСТ 26633-2015 при марке бетона по морозостойкости F1200 обязательно вводить в состав смеси воздухововлекающую добавку). Второй – это реальные стройки (особенно за территорией, ограниченной МКАД). Понятно, что в условиях кризиса заказчики и снабженцы строящихся объектов стараются минимизировать затраты. Но ведь все хорошо до известных пределов. Поэтому во многих случаях вместо цементов, поставляемых проверенными заводами, на стройки идет цемент неизвестного производителя с липовым сертификатом соответствия. В отношении заполнителей – тот же принцип: не важно, какого качества, лишь бы подешевле. То же с химическими добавками – самые примитивные, дешевые, нестабильные (лишь бы какие-нибудь, а документы нарисуем или купим). Бывают даже случаи производства бетонных смесей, поставляемых на строительство 15-17-этажных зданий, прямо в автобетоносмесителе, без бетономешалки (см. рис. 1). Так ведь дешевле. Причем подобные поставщики наиболее уважаемы снабженцами ряда строительных фирм, т.к., если брать бетонные смеси у них, можно существенно снизить стоимость строительства, а значит, больше премий, лучше отношение со стороны недальновидного руководства.
Другим способом снижения затрат строительных организаций является экономия на строительных лабораториях и лабораторных постах. Некоторые руководители считают, что в настоящее кризисное время достаточно, чтобы образцы-кубы бетона как-нибудь изготовили на объекте. Часто эту процедуру поручают некомпетентным людям. Кроме того, хранение образцов осуществляют не по ГОСТу. В результате на испытания на прочность и морозостойкость образцы попадают в плачевном состоянии. Грани не параллельны, бетон недоуплотнен, часто пересушен или подморожен. Примером может служить образец из серии, предоставленной в испытательную лабораторию для определения марки бетона по морозостойкости (см. рис. 2).
Естественно, в ситуации, описанной выше, нерадивым строителям не до осознания тонкостей новых, часто обновляющихся нормативов. Поэтому компетентным сотрудникам строительных лабораторий периодически поступают предложения типа: «Просим за определенную благодарность составлять акты испытаний возводимых нами конструкций, так как наш «карманный» лаборант слишком занят, да и не владеет вопросом».
Следует также отметить, что, как показывает производственный опыт, контролирующие органы (бывший ГАСК, а ныне ИГАСН) за последние 10-15 лет также изменили свое отношение к качеству далеко не в лучшую сторону. Если у транспортных строителей помимо ИГАСН существует также контроль Мостовой инспекции, значительно улучшающий ситуацию, то на объектах общестроительного назначения контроль часто ведется формально. Какие и откуда поступают строительные материалы, в таких случаях вообще никого не интересует.
По нашему мнению, для эффективной борьбы с рассмотренными негативными тенденциями необходимы совместные усилия строителей, науки и профильных министерств – Минстроя и Минпромторга Российской Федерации. Считаем целесообразным создание независимой структуры, ответственной за входной контроль составляющих бетонных смесей, а также за качество производства смесей и их укладку в конструкции.