Результаты мониторинга и анализа нормативных документов в  строительстве в области внутреннего климата помещений и защиты от  вредных воздействий. Часть 1

Результаты мониторинга и анализа нормативных документов в строительстве в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий. Часть 1

Настоящая статья является первой из серии статей, основанных на результатах выполнения НИИСФ РААСН в 2015-2016 годах разработок «Выполнение работ по мониторингу и анализу нормативных документов в строительстве и подготовка предложений по перспективному составу комплекса нормативных технических документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий» и «Выполнение работ по мониторингу обязательных требований безопасности в комплексе «Внутренний климат и защита от вредных воздействий» для подготовки предложений по разработке обязательных строительных норм».

УДК 691

А.В. СПИРИДОНОВ, канд. техн. наук, главный научный сотрудник НИИСФ РААСН, И.Л. ШУБИН, доктор техн. наук, директор НИИСФ РААСН, г. Москва

Ключевые слова: комплекс нормативно-технических документов в строительстве, температурно-влажностный режим, качество воздуха в помещениях, акустические факторы, шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, естественное и искусственное освещение, инсоляция и солнцезащита, радонобезопасность, защита от электромагнитного излучения
Keywords: complex of normative and technical documents in the construction, temperature and humidity conditions, air quality in rooms, acoustic factors, noise, vibration, infrasound, ultrasound, natural and artificial lighting, insolation and sun protection, radon safety, protection from electromagnetic radiation

В 2015 г. по заданию Федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») НИИ строительной физики (НИИСФ РААСН) провел исследование под названием «Выполнение работ по мониторингу и анализу нормативных документов в строительстве и подготовка предложений по перспективному составу комплекса нормативных технических документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий». Настоящая статья является первой в серии статей, в которых будут описаны результаты проведенных исследований.

Задача, поставленная ФАУ «ФЦС» перед ­НИИСФ РААСН, является необычайно актуальной. Необходимо четко понимать, какие нормативные документы (стандарты, своды правил, методические указания и пр.) следует разрабатывать в первую очередь, а какие – немного отложить. Кроме того, целесообразно получить оценку отечественных нормативно-технических документов в строительстве в сравнении с мировой практикой нормирования, а также обеспечить их гармонизацию с аналогичными европейскими и международными стандартами.

Представляется, что такая работа должна проводиться постоянно. К сожалению, в нашей отрасли ситуация с нормированием, стандартизацией в настоящий момент неудовлетворительная. Иногда разрабатываются какие-то «вторичные» стандарты, другие нормативные документы (фактически «под исполнителя»), которые, может быть, и нужны, но никак не в первую очередь.

Основанием для выполнения настоящей работы являлись:

– указание президента РФ от 21 января 2015 г. №Пр-89;

– поручение председателя правительства РФ от 26 февраля 2015 г. №М-П9-1180р;

– поручение заместителя председателя правительства РФ Д.Н. Козака от 6 марта 2015 г. №ДК-П9-1436;

– поручение заместителя председателя правительства РФ Д.Н. Козака от 12 августа 2015 г. №ДК-П9-5500;

– план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контрактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)» в соответствии с поручением правительства РФ №ДК-П9-9653 от 30.12.2014 г. в части совершенствования технического регулирования;

– государственное задание на выполнение услуг (работ) ФАУ «ФЦС» на 2015 г. и на плановый период 2016-2017 гг., утвержденное Минстроем России 23 апреля 2015 г. по реализации комплекса мероприятий по развитию нормативной технической и научной базы в области строительства с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях в соответствии с требованиями федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Основная цель и задачи работы определялись тем, что в связи с принятием федеральных законов №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г., №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. и «О стандартизации в Российской Федерации» от 24.06.2015 г. потеряла актуальность существовавшая ранее комплексная структура нормативных документов в строительстве, регламентирующих вопросы проектирования, производства работ, а также вопросы, связанные с эксплуатацией зданий и сооружений.

В результате в настоящее время при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений используются такие нормативные технические документы (применяемые как на обязательной, так и на добровольной основе), как своды правил, санитарные нормы и правила, нормативные документы по пожарной безопасности, технические свидетельства о пригодности новой продукции для применения в строительстве на территории РФ, технические условия, сертификаты соответствия, стандарты, декларации о соответствии и другие документы, часто противоречащие и дублирующие друг друга.

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 6 ст. 6 федерального закона от 30.12.2009 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не реже чем каждые 5 лет должна осуществляться ревизия, а в необходимых случаях пересмотр и/или актуализация национальных стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30.12.2009 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Цель настоящей работы – мониторинг и анализ нормативных документов в строительстве и подготовка предложений по перспективному составу комплекса нормативных технических документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий, включая мониторинг на регулярной основе и анализ комплексов системы отечественных нормативных документов, изучение международных и зарубежных систем технического регулирования и нормирования в указанных областях, сопоставление отечественной и зарубежной нормативной базы, выявление пробелов в отечественной нормативной базе, выявление дублирующих или противоречащих друг другу нормативных документов, разработка иерархической структуры комплексов нормативных технических документов и перспективного плана работ по формированию комплексов такой системы, установление взаимосвязей с нормативными документами, относящимися к смежным областям.

Основная задача работы – подготовка предложений по перспективному составу комплекса и требований к содержанию нормативных технических документов в сфере строительства, выявление дублирующих или противоречащих друг другу документов в отечественной нормативной базе, разработка предложений по внесению соответствующих изменений и разработке новых нормативных технических документов, а также разработка предложений по дополнению Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных сводов правил, строительных норм и правил на плановый период до 2017 г. и предложений по долгосрочному перспективному плану разработки нормативных документов в сфере строительства в соответствии с предложенной иерархической системой документов.

Основное содержание работ в соответствии с техническим заданием составляли:

1. Анализ отечественной нормативной базы, выявление и систематизация нормативных правовых, нормативных технических и методических документов, относящихся к области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий.

2. Выявление и систематизация стандартов и сводов правил, относящихся к области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий.

3. Выявление и систематизация смежных стандартов и сводов правил, непосредственно не относящихся к области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий, но ссылающихся на документы, определенные в п. 2.

4. Формирование иерархической структуры комплекса нормативных технических документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий.

5. Анализ международных систем нормативных документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий.

6. Сопоставление требований отечественной, европейской и иных зарубежных систем нормативных документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий.

7. Выявление нормативных технических документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий в отечественной нормативной базе, дублирующих (полностью или частично) друг друга, нормативных технических документов, положения которых полностью или частично противоречат друг другу, выявление вопросов нормирования в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий, в неполной мере освещенных в действующих нормативных технических документах.

8. Определение новых нормативных технических документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий, разработка которых требуется в соответствии с предложенным комплексом нормативных технических документов.

9. Выявление нормативных технических документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий, переработка и дополнение которых требуется в соответствии с предложенным комплексом нормативных технических документов.

10. Выявление действующих нормативных технических документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий, требующих отмены.

11. Разработка предложений по корректировке и дополнению отечественной системы нормативных документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий.

12. Разработка предложений по внесению соответствующих изменений в нормативные технические документы, а также разработка новых нормативных технических документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий.

13. Разработка предложений по основным требованиям к содержанию нормативных технических документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий, входящих в предложенный комплекс нормативных технических документов.

14. Разработка предложений по дополнению Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных сводов правил, строительных норм и правил на плановый период до 2017 г. в соответствии с предложенным комплексом нормативных технических документов и предложений по долгосрочному перспективному плану разработки нормативных документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий.

Сложившаяся – достаточно развитая и продуманная – система нормативных документов, разработанная в СССР, сегодня морально и технологически устарела. В настоящее время действуют многие документы, разработанные еще в советское время [1], которые не могут быть использованы в полном объеме и с адекватным результатом в связи с появлением множества новых материалов и технологий. Начатая в 2010 г. ФАУ «ФЦС» работа по актуализации действующих нормативных документов до последнего времени велась недостаточно системно. Имелось множество повторений и противоречий, зачастую – неточностей, не были рассмотрены многие важные технические аспекты в строительстве.

В этой связи для разработки концепции актуализации нормативных технических документов в строительстве на 2016-2017 гг. был поставлен комплекс работ по мониторингу отечественных и зарубежных сводов правил, стандартов, санитарно-гигиенических норм и пр., частью которого и явилась настоящая работа.

В сложившейся на сегодняшний день в РФ ситуации с нормированием в строительстве просматривается две основных составляющих:

— установление минимальных (максимальных в случае с вредными воздействиями) требований к параметрам микроклимата помещения, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность находящихся в них людей; данные требования определяются Роспотребнадзором (и некоторыми другими уполномоченными организациями) в Санитарных правилах и нормах (СанПиН);

— определение/установление требований к материалам, конструкциям, инженерным системам, обеспечивающим выполнение требований, предъявляемым в СанПиН, – эти требования определяются в Сводах правил, Методических указаниях, Рекомендациях, национальных и межгосударственных стандартах, вводимых Минстроем России (утверждаются Росстандартом) и разрабатываемых по заданию Минстроя России и ФАУ «ФЦС».

В связи с тем что рассматриваемая работа была направлена на мониторинг норм, относящихся к области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий, были рассмотрены документы как первой, так и второй групп, указанных выше.

В ходе выполнения исследований по теме были установлены следующие основные направления мониторинга и анализа:

– температурно-влажностный режим и качество воздуха в помещениях;

– акустические факторы (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук);

– естественное и искусственное освещение;

– инсоляция и солнцезащита;

– радонобезопасность;

– защита от электромагнитного излучения.

Указанные направления достаточно разнородны, поэтому в ходе выполнения работы они были рассмотрены по отдельности. Результаты исследований и выводы по каждому из вышеуказанных разделов работы будут подробно изложены в последующих частях статьи.

В соответствии с техническим заданием были проведены мониторинг и анализ более 1000 отечественных и зарубежных нормативных документов (федеральных законов, сводов правил, пособий, методических указаний, рекомендаций, национальных, межгосударственных, европейских, международных стандартов) в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий.

В результате анализа была обозначена иерархия отечественных нормативных документов, установлены многочисленные факты дублирования, противоречий, некорректно сформулированных положений и несоответствий между собой в отечественных нормативных документах.

С целью нормализации сложившегося положения даны предложения по корректировке и дополнению отечественной системы нормативных документов, а также перечень перспективных сводов правил и научно-исследовательских работ для включения в план работ ФАУ «ФЦС» на 2017-2018 гг.

Основные выводы по итогам проведенных исследований следующие:

1. Иерархическая структура комплекса действующих нормативных документов в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий включает 9 основных уровней.

1-й уровень (наивысший) – федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2-й уровень – федеральный закон от 27 ноября 2002 г. №182-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 2007 г. и 2009 г.).

3-й уровень – федеральный закон от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

4-й уровень – другие федеральные законы, относящиеся к области строительства, включая федеральный закон от 29 мая 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

5-й уровень – Санитарные правила и нормы (СанПиН).

6-й уровень – положения нормативных документов (сводов правил и пр.), вошедшие в перечень, утвержденный постановлением правительства РФ от 26 декабря 2014 г. №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в редакции постановления правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. №1033).

В связи с предполагающимися изменениями в федеральный закон №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» будут введены СН (обязательные строительные нормы) и соответствующие СП в их развитие. В этом случае СН следует включать в этот уровень иерархии.

7-й уровень – остальные положения нормативных документов (сводов правил, национальных и межгосударственных стандартов, прочее), не вошедших в 6-й уровень.

Документы этого уровня иерархии следует подразделять на 2 подуровня. На примере утвержденных в последние годы и разрабатываемых в ФАУ «ФЦС» нормативных документов в 2016 г. это будет выглядеть следующим образом:

7а. – нормативные документы, определяющие основные требования к параметрам микроклимата и вредным воздействиям и, соответственно, к строительным материалам, конструкциям, технологиям. Например:

— СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология»;

— СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий»;

— СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»;

— СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума».

7б. – нормативные документы, определяющие правила проектирования в соответствии со всеми вышеприведенными иерархическими требованиями. Например:

— СП «Здания жилые и общественные. Правила проектирования тепловой защиты»;

— СП «Проектирование естественного освещения жилых и общественных зданий»;

— СП «Здания и территории. Правила проектирования защиты от производственного шума»;

— СП «Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков»;

— СП «Системы шумоглушения воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила проектирования»;

— СП «Здания общественные. Правила акустического проектирования»;

— СП «Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий»;

— СП «Защита от шума объектов метрополитена. Правила проектирования, строительства и эксплуатации»;

— СП «Здания жилые и общественные. Правила проектирования противорадоновой защиты».

8-й уровень – региональные нормативно-инструктивные документы.

9-й уровень – стандарты организаций.

2. Установлены многочисленные факты дублирования, противоречий, недостатков и несоответствий в системе отечественных нормативных документов, которые будут детально перечислены и рассмотрены в последующих статьях.

3. Главной причиной указанных в данной работе фактов дублирования, противоречий, недостатков и несоответствий в отечественных нормативных документах, по нашему мнению, является недостаточная скоординированность работы федеральных ведомств, разрабатывающих и утверждающих документы, имеющие отношение к деятельности строительной отрасли. Для исправления сложившейся ситуации представляется целесообразным:

— возобновить сотрудничество между Минстроем РФ, Минздравом РФ, подписав соответствующее соглашение о координации работ по созданию новых и корректировке существующих нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность в области строительства. Это позволит исключить появление нормативных документов с необоснованными требованиями, оптимизировать затраты государства на разработку современной нормативной базы, минимизировать коррупционную составляющую стандартизации и сертификации. В оптимальном случае было бы целесообразно установить, что ни один документ, имеющий отношение к строительной отрасли, не может быть утвержден и введен в действие Минздравом РФ (Роспотребсоюзом) без соответствующего согласования с Минстроем РФ. Это должно действовать и в обратную сторону.

Известно, что такое соглашение действовало длительное время между Минздравом СССР и Госстроем СССР, что позволило в значительной степени избежать дублирования и противоречий в нормативной документации;

— необходимо ввести основополагающий стандарт в области внутреннего климата помещений и защиты от вредных воздействий ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» в новую редакцию постановления правительства РФ от 26 декабря 2014 г. №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в редакции постановления правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. №1033).

— необходим радикальный пересмотр нормативной базы в области строительства с учетом выявленных в ходе выполнения рассматриваемой работы недостатков.

4. В результате выполнения работы подготовлены предложения по разработке сводов правил, стандартов и проведению научно-исследовательских работ для учета при составлении плана работ ФАУ «ФЦС» на 2016-2018 гг., которые будут подробно изложены в последующих частях данной статьи.

Библиографический список

1. Указатель нормативных технических документов в области строительства (по состоянию на 01.01.2014 г), – Москва, ФАУ «ФЦС», 2014.

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы