В статье рассмотрен принцип кластерной организации производственной деятельности людей на различных уровнях вертикально-горизонтального управления.
УДК 691; 637.5
В.П. КУЗЬМИНА, академик АРИТПБ, канд. техн. наук, генеральный директор ООО «Колорит-Механохимия» – технический эксперт
Кластеры – это объединения бизнес-субъектов, функционирующих в пределах четко очерченных территориальных образований. Главное, на что нацелены кластеры, – это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Большинство постсоветских предприятий промышленности строительных материалов на сегодняшний день модернизированы при участии государства. Оно определяет основные приоритеты развития предприятий. Структурная модернизация развивается государством на основе кластеризации. Существует 3 основных вида кластеров: вертикальный, региональный, отраслевой. Фактически произошла реорганизация существовавшей системы управления промышленностью строительных материалов на современный лад в условиях рыночной экономики.
Советским аналогом вертикального кластера являлось Министерство промышленности строительных материалов, которое формировало техническую политику всей отрасли, разрабатывало государственные стандарты на продукцию и методы ее испытаний. При этом несоблюдение стандартизованных требований к качеству продукции преследовалось по закону. Министерство определяло объемы и обеспечивало выпуск продукции в необходимом ассортименте. Оно же осуществляло и регулировало взаимодействие отрасли с иностранными партнерами через отделы внешних сношений.
Аналогичную роль регионального кластера города Москвы выполняло Главное управление промышленности строительных материалов. Оно осуществляло оперативную связь со своим министерством и организовывало техническую и управленческую работу отраслевых управлений, а также подготовку кадров. Это были отраслевые управления материально-технического снабжения, нерудных материалов, синтетических и термоизоляционных материалов, сборного железобетона, керамики, деревообрабатывающих предприятий и др. Отраслевые управления контролировали работу предприятий в части комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП), разработки технических условий на изделия, организации производства новых материалов, модернизации выпуска и контроля производства традиционной продукции. Взаимодействие со смежниками регулировал государственный план.
В настоящее время существует потребность в определении и реализации приоритетов развития промышленного комплекса, на которых будут сосредоточены усилия государства и бизнеса, впоследствии определяющие конкурентоспособность и эффективность развития конкретной отрасли производства строительных материалов.
Главная отличительная черта кластера – инновационная ориентированность. Опираясь на прорывы в научно-технологической сфере и внедрение инновационных технологий в производство, развитые страны на основе кластеризации своих экономик смогли обеспечить значительный прирост ВВП. При этом государство финансирует убытки отрасли при выходе на международный рынок отечественной продукции.
Российское госфинансирование развития промышленности строительных материалов осуществляется «на паях» через фонды развития, чаще в соотношении 50:50.
Особенностью региональной кластеризации является расположенность субъектов деятельности на одной территории. Происходит ужесточение конкуренции между регионами за инвестиции и размещение наиболее перспективных видов деятельности на своей территории, которая обусловлена наличием сырьевых ресурсов различного назначения. Это – месторождения сырья, энергетические, транспортные и трудовые ресурсы. Конкурентные преимущества формируются на уровне концентрации и взаимосвязи с конкретными региональными бизнесами. Необходимо слияние отраслевого бизнеса с финансовым потенциалом региона.
Региональные инновационно-промышленные кластеры имеют ряд преимуществ перед традиционными индустриально-отраслевыми формами организации бизнеса. Рассмотрим в качестве примера развитие отраслевого предприятия по выпуску красок. Так, «Ярославские краски» входят в тройку крупнейших российских операторов, занимая совокупную долю рынка в размере 15%. «Ярославские краски» как самостоятельная бизнес-единица входит в состав ОАО «Русские краски», которое занимает 67-е место в мировом рейтинге производителей красок с объемом продаж продукции на сумму $159,3 млн.
В Ростовской области блестящих результатов достигла компания «Эмпилс», занимающая 80-е место в мировом рейтинге. Она входит в Промышленный союз «Новое Содружество». В структуре «Эмпилс»: ЗАО «Эмпилс» и ООО «Эмпилс-цинк» (соответственно, лакокрасочное и цинкобелильное производства, г. Ростов-на-Дону, Россия), торговое представительство в странах Средней Азии (г. Алма-Ата, Казахстан) и сеть торговых представительств в России: «Центр» (Москва), «Северо-Запад» (Санкт-Петербург), «Юг» (Ростов-на-Дону), «Поволжье» (Самара), «Урал» (Челябинск), «Сибирь» (Новосибирск), «Дальний Восток» (Хабаровск).
Промышленный союз «Новое Содружество» образован в 1992 г. и ныне объединяет 20 предприятий, расположенных в Ростовской области, Москве, в Казахстане, на Украине, в Канаде и США. Ключевыми активами холдинга являются «Ростсельмаш» – лидер российского рынка сельскохозяйственной техники, «Эмпилс» – ведущий в стране производитель лакокрасочной продукции и оксида цинка, компания Buhler Industries Inc., которая занимается производством сельскохозяйственной техники и оборудования уже более 40 лет, и акционерный коммерческий банк «Сельмашбанк». Совокупный ежегодный оборот холдинга составляет более $600 млн. Чем обусловлен эффективный бизнес союза? Во-первых, важное значение имеет сложившаяся в регионе устойчивая система распространения новых технологий, знаний, продукции – так называемая «технологическая сеть», которая опирается на совместную научную базу. Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. В-третьих, наличие в системе инновационно-промышленных кластеров гибких предпринимательских структур – малых предприятий, конкурирующих в процессе производства креативных идей, позволяет определить точки роста экономики не только Ростовской области, но и других регионов и даже стран. В-четвертых, региональные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, т.к. при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, прочим ресурсам, а также активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям.
Эффективность кластерного подхода определяется также и тем, что преодолевается узкоотраслевое видение экономики региона. В отличие от отраслевого подхода, по сути деформирующего конкуренцию за счет лоббирования интересов отдельной отрасли или компании и, как следствие, «перетекания» выгод в одну из отраслей, кластеризация позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику развития региона с учетом потенциала региональных экономических субъектов.
В конечном итоге развитие экономики каждого региона на основе кластеризации позволяет увеличить приток капиталов и технологий, прямых инвестиций, которые привносят в регион кроме финансовых средств и новые технологии, и интеллектуальные ресурсы, и управленческие навыки, а также известные торговые марки.
В последнее время кластерная политика стала широко обсуждаться в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организации (ВТО). Особое внимание уделяет ей Евросоюз, рассматривающий кластерную политику в качестве ключевого инструмента повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности входящих в него стран. В частности, взят курс на формирование общеевропейской модели, которая будет координировать и дополнять национальные и региональные инициативы, включая развитие кооперации между отдельными кластерами.
Итак, кластер – сообщество фирм смежного профиля, объединенных экономически, территориально и профессионально для получения максимальной прибыли. Преимущественно это неформальные сетевые объединения с вертикально-горизонтальной системой управления, руководящие работой крупных фирм с множеством средних и малых предприятий на основе научного, финансового и логистического сопровождения производства и сбыта определенного типа продукции и услуг. Роль крупного бизнеса в процессе образования кластеров заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации и субконтрактационных связей при активном деловом и информационном взаимодействии.
В целом различаются три основных вида кластеров:
Кластеры с регионально ограниченной формой экономической деятельности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.).
Кластеры с вертикальными производственными связями в узких сферах деятельности, образованные вокруг головных фирм или сети основных предприятий, охватывающих процессы производства, поставки и сбыта.
Отраслевые кластеры в различных видах производства с высоким уровнем агрегации (к примеру, химический кластер) или на еще более высоком уровне агрегации (например, аэрокосмический кластер).
Характерные особенности кластеров, которые свойственны любому из них:
географическая, когда построение кластеров четко связано с определенной территорией, начиная от местных кластеров (плодоконсервный) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);
горизонтальная, когда несколько отраслей/секторов могут входить на равных правах в более крупный кластер;
вертикальная особенность характеризует кластеры с иерархической связью смежных этапов производственного или инновационного процесса;
латеральная отражает объединение в кластер разных секторов одной отрасли, которые обеспечивают экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым возможностям;
технологическая отражает совокупность производств, связанных одной и той же технологией;
фокусная представляет кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра – лидирующего крупного предприятия, НИИ или университета;
качественная определяет кластер фирм, совершенствующихся во всех сферах взаимодействия, способствуя повышению конкурентоспособности каждого члена и тем самым усиливая экономическое положение всего сообщества.
Новые отношения внутри кластера стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри кластера ведут к разработке новых путей в обретении конкурентных преимуществ и порождают совершенно новые возможности. Множество предприятий в составе кластера в процессе развития взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инертность и замкнутость на внутренних проблемах, что благотворно влияет на рост их технического уровня и конкурентоспособности.
Наличие кластеров позволяет национальным отраслям развивать и поддерживать свое конкурентное преимущество, не уступая даже технически более развитым странам. Все фирмы из кластера взаимосвязанных отраслей осуществляют инвестиции в специализированные исследования, в развитие родственных технологий, в информацию, в развитие инфраструктуры и в человеческие ресурсы, что проявляется в синергетическом эффекте и позволяет малому предпринимательству выстоять в обостренной конкурентной борьбе на глобализированных рынках. В рамках государства кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка и обеспечивают продвижение производимых ими товаров и услуг на международные рынки. Это способствует повышению международной конкурентоспособности страны в целом благодаря ряду преимуществ, присущих кластерной форме взаимодействия крупных, средних и малых предприятий по всем направлениям деловых связей. Являясь точками экономического роста, кластеры становятся объектом крупных капиталовложений, на которых сосредоточено пристальное внимание правительства и местных администраций.
Кластеры имеют повышенный экономический и инновационный потенциал. Это объясняется передачей по технологическим цепочкам товаров с высокой потребительской ценностью, а также иных конкурентных преимуществ по отношению к предприятиям-смежникам, что заставляет поднять качество поставляемых им полуфабрикатов и этим повысить конкурентоспособность. Обостренная конкуренция фирм кластера на внутреннем рынке и за рубежом выливается в совместную экспансию. Фирмы кластера благодаря тесному взаимодействию становятся носителями одной и той же коммерческой идеи, обеспечивающей преимущественное положение на внутренних и внешних рынках. Это, например, повышение использования знаний или создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров с целью повышения конкурентоспособности и освоения новых рыночных ниш.
Особое значение кластерный подход имеет для малых предприятий. Некоторые исследователи видят единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции – в объединении их в кластеры.
Основой программ ЮНИДО по развитию кластеров предприятий является понимание того, что эти предприятия могут играть решающую роль в экономике развивающихся стран. Однако их роль часто не может быть реализована из-за ограничений, связанных с размером предприятий. Зачастую малые предприятия не могут удовлетворить потребности рынка, который нуждается в большем количестве продукции, следовании стандартам и в регулярных поставках.
Развитие кластеров малых предприятий может осуществляться спонтанно или организованно. Большинство контрактов заключается региональными фирмами с одними и теми же поставщиками и потребителями. Это стихийно формирует некий круг взаимосвязанных предприятий-партнеров, работающих в местных цепочках. Успешное создание кластеров возможно даже в том случае, если предприниматели никогда ранее не имели деловых контактов между собой.
Выделяют две основные модели, в рамках которых осуществляется кластерная политика: либеральную и дирижистскую. Либеральная кластерная стратегия характерна для тех стран, которые по традиции проводят либеральную экономическую политику и многое отдают на откуп рынку. Это США, Великобритания, Австралия и Канада. Дирижистскую кластерную политику, соответственно, проводят власти тех стран, которые активно вовлечены в экономическую жизнь страны. Среди них, например, Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения.
Основа кластеризации промышленности территории – модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Структурно он охватывает технические, технологические, организационно-управленческие и институциональные нововведения.
Мировой опыт показывает, что создание кластеров – затратный процесс, в котором примерно половину финансирования принимает на себя государство (за счет федерального и регионального бюджетов). Но это не исключает развитие новых механизмов финансирования. Например, возможно привлечение банками средств населения с длительными сроками заимствования, а также развитие механизмов аутсорсинга, субконтрактинга.
Для организации промышленных кластеров необходимо наличие на территории крупных современных исследовательских университетов, способных составить конкуренцию зарубежным образовательным учреждениям на рынке образовательных услуг и инновационных разработок.
Преимущества кластерной промышленной политики:
• В результате ее реализации администрации территорий лучше видят сильные и слабые стороны промышленного развития.
• Усиливается их партнерский диалог с бизнесом.
• Диверсифицируется региональная экономика.
• Все это ведет к росту числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, снижению зависимости бюджетов от отдельных бизнес-групп. Кластерный подход сулит выгоду и бизнесу: он более полно использует кадровый потенциал и инфраструктуру территории, имеет доступ к исследованиям и рекомендациям научных центров, благодаря которым снижаются издержки, обеспечивается выход на новые рынки.
Библиографический список
1. Воронин А.В. Стратегическое управление развитием инвестиционно-строительного комплекса региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – №16, с. 65-69.
2. Сергеева И.А. Формирование промышленной политики как основы экономической безопасности страны // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки, №4, 2011.
3. Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Зачесова Ю.А., Пак Н.К., Середкина О.А., Чирва А.Н., Мешков Ю.Е. Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина РФ. Материалы Российского научного экономического собрания (Москва, 19-20 октября 2007 г.). – Directmedia, 2013 г. – 1080 с.