ЦЕМЕНТУМ . Строительство автомобильных дорог с жесткими дорожными одеждами в России

ЦЕМЕНТУМ . Строительство автомобильных дорог с жесткими дорожными одеждами в России

Анна Ружицкая, эксперт ЦЕМЕНТУМ и Руководитель отдела технического маркетинга, делится опытом компании в направлении применения технологии цементобетонных оснований в России.

Автомобильные дороги с жесткими дорожными одеждами — это более качественное, экологичное и долговечное решение по сравнению с асфальтобетоном. Срок службы цементобетонных покрытий может превышать 50 лет.

ЦЕМЕНТУМ. Строительство автомобильных дорог с жесткими дорожными одеждами в России

Автомобильные дороги в России работают в сложных условиях постоянно растущей интенсивности движения транспортных средств и возрастающей средней нагрузки на ось, повышение тяжести климатических условий. Использования шипованной резины, при этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года № 658 межремонтные сроки эксплуатации автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия (для не жёстких и жестких дорожных одежд) увеличены до 12 лет, по капитальному ремонту — до 24 лет.

При этом важно отметить, что нормативные сроки службы жёстких дорожных одежд с применением цементобетона регламентированы рядом нормативных документов (ГОСТ Р 59628-2021, ГОСТ Р 58861-2020) и должны априори приниматься не менее 25 лет, а также это более качественное, экологичное и долговечное решение по сравнению с асфальтобетонным. Срок службы цементобетонных покрытий может превышать 50 лет.

Для увеличения сроков службы не жестких дорожных одежд должны применяться современные типы асфальтобетонов, для производства которых, в свою очередь нужны: высококачественный кубовидный щебень, выпуск которого ограничен на многих дробильно-сортировочных установках, и высококачественные битумы, производство которых до сих пор не налажено.

В 2022 году НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» инициировало проведение НИР по оценке экономической эффективности строительства автомобильных дорог с применением жестких и не жестких дорожных одежд различных категорий. Исполнителями работы выступили МАДИ и АО «Трансэкопроект».

В рамках работы оценивалась стоимость строительства дорог I, II и III-ей технических категорий во всех дорожно-климатических зонах РФ. Для обеспечения равноценности и объективности сравнения вариантов не жёстких и жёстких дорожных одежд в идентичных условиях эксплуатации были приняты одинаковые толщины дренирующего / морозозащитного слоя, а также характеристики рабочего слоя грунта земляного полотна. Экономическая оценка вариантов дорожных одежд проведена базисно-индексным методом на основе федеральных единых расценок.

Результаты расчетов сметных показателей для дорожных одежд в Московской области:

Категория дорогиСтоимость за 1 м2, руб.Разница в стоимости, руб.Различие в стоимости, %
Нежёсткая дорожная одеждаЖёсткая дорожная одежда
I7496,496066,551429,9419,08
II6455,395707,22748,1711,59
III5282,974925,82357,156,76

Результаты расчетов сметных показателей для дорожных одежд в Самарской области:

Категория дорогиСтоимость за 1 м2, руб.Разница в стоимости, руб.Различие в стоимости, %
Нежёсткая дорожная одеждаЖёсткая дорожная одежда
I6929,485419,651509,8321,79
II6072,395318,13754,2612,42
III5100,674592,02508,659,97

Более низкая стоимость устройства жестких дорожных одежд по сравнению с не жесткими прежде всего обусловлен довольно значительной толщиной пакета асфальтобетонных слоёв не жёстких дорожных одежд из-за требований выполнения определяющего критерия на изгиб (I и II категории) и на сдвиг в песчаном слое (III-я категория).

По результатам выполненной данной НИР можно отметить, что практически во всех случаях вариантного сравнения экономически более выгодным является конструкция с монолитным цементобетонным покрытием.

Следует отметить, что разница в стоимости вариантов сравнения во многом связана с соотношением толщины пакета асфальтобетонных слоёв и толщины цементобетонного покрытия.

На размер различия в стоимости не жёстких дорожных одежд с жёсткими дорожными одеждами во многом оказывает влияние разновидность асфальтобетона в не жёстких дорожных одеждах: по ГОСТ 58401.1-2019 или по ГОСТ 58406.2-2020, а также марка органического вяжущего. За счёт более низких нормативных значений модулей упругости асфальтобетонов типа «Суперпейв» толщина асфальтобетонных покрытий и слоёв оснований у них выше, чем у асфальтобетонов по ГОСТ 58406.2-2020, а, следовательно, они оказываются существенно дороже.

Также, важно учесть, что при расчете стоимости строительства дорожных одежд с цементобетонным покрытием были добавлены фактические расценки по технологии создания поверхности по типу обнажённого заполнителя (washbeton), двухэтапному нанесению кюринга, гидрофобизации покрытия и работ по созданию фасок на поперечных швах, которых нет в ФЕР.

Несмотря на очень малую долю дорог, строительство или реконструкция которых ведется с использованием жестких слоев основания и/или покрытия, отрадно видеть, что всё чаще в центральном регионе РФ реализуются такие проекты.

Одними из примеров являются проекты в ПФО, в которых компания ЦЕМЕНТУМ принимала непосредственное участие в 2021-2022 г.г.:

  • Объезд п. Сенная (Саратовская обл.) – 15 км, цементобетонное основание;
  • Обход Спасска, трасса М-5  (Пензенская обл.) – 23 км, цементобетонное основание;
  • Саратовская Кольцевая Дорога 1-4 этапы (Р-228) – 21 км, цементобетонное основание;
  • Реконструкция Тоцкое М5, подъезд к г. Оренбург — 2.75 км цементобетонные основание и покрытие.

Фото. Устройство цементобетонного основания при реконструкции автомобильной дороги Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград, Саратовская обл.

Так, при реконструкции с расширением Саратовской Кольцевой Дороги (техническая категория I-в) для 1 и 2-го участков была принята конструкция дорожной одежды по варианту с использованием современных высокоэффективных технологий — холодной регенерации и устройству верхнего слоя основания из цементобетона методом скользящей опалубки.


Для бетона верхнего слоя основания (БСТ В25 Вtb2,4 П1) специалистами ЦЕМЕНТУМ был подобран состав под бетоноукладчик Wirtgen SP124 с использованием в основном местных инертных материалов:

  • Песок месторождение «Девичьи горки», Саратовская обл.;
  • Отсев дробления карьер «Павловск-неруд», Воронежская обл.;
  • Щебень фракции 5-20 мм, карьер «Ершовский» Розмаш, Саратовская обл.

В качестве гидравлического вяжущего использовался цемент ЦЕМ II/А-Ш 42.5Н ДО по ГОСТ 33174-2014, производства завода ЦЕМЕНТУМ в г. Вольск. Бетонная смесь производилась на двух приобъектных БСУ. Этот же цемент использовался в проекте при применении технологии холодной регенерации.

Работы по реконструкции 1 и 2-го участков СКАД проводились в 2021 году, в 2022 году работы о реконструкции 3 и 4-го участков продолжились с применением технологий укрепления грунтов и устройства цементобетонного основания.

НО «Ассоциация бетонных дорог России» планирует проведение регулярного мониторинга за состоянием данных участков с целью дополнительной наглядной демонстрации эффективности и долговечности использования в дорожном строительстве решений с использованием жестких одежд.

 ИНФОПАРТНЕР: Издательство «Композит XXI век» :

— Вы можете опубликовать свою рекламную или научную статью в журналах и    

  автоматически будете размещены в интернете.

— Оформить подписку в т.ч. ЭЛЕКТРОННУЮ ВЕРСИЮ

Издательство «Композит XXI век» является постоянным участником и информационным партнером строительных выставок во всех 85 регионах России: от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Крыма.
     На стенде или в редакции издательства «Композит XXI век» Вы сможете получить бесплатно и подписаться на журналы:
— «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века»
— «Кровельные и изоляционные материалы»
— «Технологии бетонов»
— «Сухие строительные смеси».


подробнее на  www.stroymat.ru

или по тел. +7 (495) 231-44-55. E-mail: info@stroymat21.ru

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы