Работы по реставрации исторических светопрозрачных конструкций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Часть 1. Обследование окон

Работы по реставрации исторических светопрозрачных конструкций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Часть 1. Обследование окон

А.В. СПИРИДОНОВ, канд. техн. наук, главный научный сотрудник, Н.П. УМНЯКОВА, канд. техн. наук, заместитель директора, А.А. ВЕРХОВСКИЙ, канд. техн. наук, главный научный сотрудник, С.С. ПОТАПОВ, ведущий инженер, НИИСФ РААСН, Н.Ю. РУМЯНЦЕВ, технический директор, И.А. ИСТОМИНА, инженер-проектировщик, ООО «ГК «РОБИТЕКС»

Статья посвящена проблемам реставрации светопрозрачных конструкций музея, в частности проведению натурного обследования исторических окон на первом этаже здания с целью определения причин возникновения конденсата и разработки рекомендаций по исключению конденсатообразования, а также комплекса мер по модернизации существующих окон.

Конец прошлого и начало XXI века многим запомнились, среди прочего, фактически разрушением целых кварталов старинных домов во многих российских городах – не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Казани, Ярославле, Иркутске, Красноярске, Владивостоке. Не избежали печальной участи и совсем уж небольшие городки – «несть им числа». Часто «нужные» для нового строительства участки просто выжигались. На их месте появлялись элитные жилые дома, более или менее уродливые огромные торгово-развлекательные комплексы, офисные центры. А дух старых городов терялся. Так, исчезли очаровательные и уютные уголки Замоскворечья в Москве, двух-трехэтажные здания с изумительными балконами в Казани (готовились к ее тысячелетию), многое другое. Кстати, многие чугунные балконы обнаружились потом (говорят) на дачах богатых татарских чиновников.

К счастью, ситуация изменилась кардинально – сегодня наблюдается просто бум строительной реставрации. Только в Москве в 2017 году было отреставрировано больше 300 старинных зданий. И это просто замечательно!

Внешне все выглядит очень красиво, в соответствии со старинными чертежами и фотографиями, внутри приводят в порядок изумительные залы – радоваться бы, и только.

К сожалению, очень часто на обновленных фасадах мы обнаруживаем «вставные зубы» – пластиковые окна (в основном почему-то белые), которые никоим образом не вписываются в красоту зданий 18-го и начала 20-го веков, – не было тогда оконных конструкций из поливинилхлоридных профилей, не придумали их еще в те времена!

Подобное «новшество» объясняется достаточно просто – одним из условий современной реконструкции (помимо восстановления старинного внешнего вида) является повышение энергетической эффективности старинных зданий до современных требований. А с окнами это сделать очень сложно по нескольким причинам:

– современные оконные технологии позволяют обеспечить очень высокие показатели теплотехнической и светотехнической эффективности конструкций, о которых даже в начале 20-го века инженеры и архитекторы не могли и мечтать;

– практически утеряны все технологии производ­ства старых окон, поэтому для замены сгнивших и утраченных частей приходится очень часто «изобретать велосипед»;

– полное восстановление исторических светопрозрачных конструкций с доведением их характеристик до современного уровня будет значительно более дорогим удовольствием, чем те окна, которые отечественные строители привыкли устанавливать в типовых современных зданиях.

Именно поэтому и появляются во множестве в разных городах (почему-то больше всего это видно в Санкт-Петербурге) отреставрированные старинные здания с белыми ПВХ-окнами. Кстати, именно в Питере (чтобы нельзя было сравнивать, наверное) очень часто по ночам воруют старинные окна и двери с витражами.

Вероятно, нужно наладить какой-то контроль реставрации светопрозрачных конструкций при проведении комплексных работ на старинных зданиях и изменить ценовой подход – качественная реставрация окон не может быть дешевой по определению.

Авторам довелось поучаствовать в обследовании исторических светопрозрачных конструкций главного здания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на Волхонке в первой половине 2018 года. А затем нам было предложено разработать рекомендации по их совершенствованию (это будет предметом отдельной статьи).

Работы проводились в рамках реставрационных работ для данного объекта под общим названием «Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление под современные музейные технологии главного здания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (г. Москва, ул. Волхонка, д. 12)» [1].

Музей был построен по инициативе Ивана Владимировича Цветаева архитектором Романом Ивановичем Клейном. Большую часть денег на строительство музея пожертвовал русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов.

Музей изящных искусств имени императора Александра III (так он назывался до революции) был открыт в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года (рис. 1).

Музей изящных искусств имени императора Александра III перед открытием в 1912 году
Рис. 1. Музей изящных искусств имени императора Александра III перед открытием в 1912 году

Сегодня, после передачи музею многих уникальных коллекций, в том числе знаменитых собирателей, москов­ских купцов-староверов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, он является крупнейшим собранием зарубежного искусства в Российской Федерации.

Основное здание музея признано памятником культурного наследия федерального значения и подлежит государственной охране.

Многие строительные конструкции не ремонтировались с момента ввода здания в эксплуатацию (то есть больше 100 лет), пришли в относительную негодность и в основном не соответствуют требованиям современных строительных нормативных документов.

В связи с тем, что принято решение о создании на ул. Волхонке и прилегающих улицах «Музейного квартала», ГМИИ были переданы близлежащие здания, где, как и в основном здании, проводится масштабная реконструкция.

Целью нашей работы было проведение натурного обследования существующих исторических окон на первом этаже с целью определения возможных причин появления конденсата и разработка рекомендаций по исключению его образования, а также комплекса мер по модернизации существующих окон.

В световых проемах первого этажа основного здания ГМИИ установлены окна в стальных переплетах, изготовленные в начале прошлого века (рис. 2). Окна представляют собой разнесенные на 0,5 метра наружный и внутренний массивные стальные переплеты с одинарным стеклом толщиной 6 мм. Большинство светопрозрачных конструкций первого этажа, установленных по всему периметру здания, имеют размеры около 1560 (ширина) ×3740 мм (высота).

Исторические окна в основном здании ГМИИ
а б
Рис. 2. Исторические окна в основном здании ГМИИ: а – вид снаружи, б – металлические связи («лестница») между наружным и внутренним переплетами

Исторические окна, установленные в основном здании музея, так же как и большинство других строительных конструкций, являются предметом охраны, простая их замена невозможна.

Обследования проводились несколько раз с февраля по июнь 2018 года. При проведении визуального обследования 26 февраля при температуре наружного воздуха tн=-15°С, температуре внутреннего воздуха tв=+20°С и относительной влажности внутреннего воздуха от 52% до 63% практически во всех помещениях на внутренней поверхности всех окон наблюдалось образование обильного конденсата сверху донизу и его стекание на подоконник и даже на пол (рис. 3).

Конденсат на внутренних поверхностях светопрозрачных конструкций является абсолютно недопустимым в помещениях, где экспонируются произведения искусства. Кроме того, влага на окнах и откосах способствует возникновению плесени и грибковых явлений на внутренних откосах окон, что также недопустимо для живописных полотен – они тоже могут быть заражены.

Выпадение конденсата на внутренней поверхности светопрозрачной ограждающей конструкции
Рис. 3. Выпадение конденсата на внутренней поверхности светопрозрачной ограждающей конструкции

В ходе обследования исторических светопрозрачных конструкций было выявлено следующее (рис. 4-8):

Коррозионные явления в углах внутренней рамы под декоративной планкой
Рис. 4. Коррозионные явления в углах внутренней рамы под декоративной планкой
Коррозионные следы на одном из импостов внутренней рамы
Рис. 5. Коррозионные следы на одном из импостов внутренней рамы
Следы коррозии на главном (вертикальном) импосте внутренней рамы
Рис. 6. Следы коррозии на главном (вертикальном) импосте внутренней рамы
Элементы исторических светопрозрачных конструкций
Рис. 7. Элементы исторических светопрозрачных конструкций
Элементы конструкции – крепежные детали
а)
Элементы конструкции – декоративная планка
б)
Рис. 8. Элементы конструкции – крепежные детали (а) и декоративная планка (б) со следами коррозии

– конструкции выполнены из «черного» металла, многократно перекрашивались, но никогда (судя по их состоянию) не обрабатывались специальными составами для защиты от коррозии;
– наружные и внутренние рамы выполнены из достаточно материалоемких стальных уголков, швеллеров, тавров, двутавров и фигурных профилей;
– на наружных и на внутренних рамах установлены обычные прозрачные стекла толщиной 6 мм;
– светопрозрачные конструкции установлены в светопроемах без теплоизоляционных прокладок (напрямую к стеновым конструкциям);
– основные вертикальные импосты оконных конструкций очень массивны, а внутри них необычайно выражены процессы коррозии;
– под декоративными накладками на внутренних рамных конструкциях, которые выполнены также с использованием достаточно массивных металлических уголков, выявлены обширные коррозионные повреждения (вероятно, необходима замена внутренних уголков – они практически истлели);
– для обеспечения естественной вентиляции экспозиционных помещений в начале прошлого века в светопрозрачных конструкциях были предусмотрены форточки, которые, помимо исключительно оригинальной фурнитуры, сегодня (с учетом оборудования в ближайшем будущем системы климатизации помещений) совершенно бесполезны и даже вредны.

По результатам натурных обследований исторических светопрозрачных конструкций были получены их основные общие размеры, а также размеры деталей конструкций (рис. 9).

Размеры деталей внешней рамы исторической светопрозрачной конструкции
Размеры деталей внутренней рамы исторической светопрозрачной конструкции
Рис. 9. Размеры деталей внешней и внутренней рам исторической светопрозрачной конструкции

В итоге многочисленных натурных обследований исторических окон первого этажа основного здания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина стало понятно, что необходимо проведение дополнительных инструментальных исследований и расчетов для разработки обоснованных рекомендаций по реставрации исторических светопрозрачных конструкций – они находятся в ужасающем состоянии (ржавчина практически по всем конструкциям, щели, неработающая фурнитура и пр.).

Проведенные детальные замеры исторических окон (рис. 9) будут необычайно полезны при проведении реставрационных работ.

Библиографический список

1. «Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление под современные музейные технологии главного здания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (г. Москва, ул. Волхонка, д. 12)» (документация подготовлена Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»).

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы