Дефицита цемента нет, зато есть проблемы с логистикой

Дефицита цемента нет, зато есть проблемы с логистикой

Евгений ВЫСОЦКИЙ, исполнительный директор консалтинговой компании СМПРО

Неожиданно, как и всегда, начался сезон активного строительства и опять «из-за строительных материалов срываются сроки строительства и растет стоимость жилья». Комментарий Евгения Высоцкого, исполнительного директора консалтинговой компании СМПРО.

Unexpectedly, as always, the season of active construction began, and again «because of building materials, construction deadlines are disrupted and the cost of housing is growing». Comment by Evgeny Vysotsky, Executive Director of the consulting company SMPRO.

Регионы, где могут возникнуть временные перебои с поставками цемента в период активного строительства, в первую очередь из-за неритмичной работы ж/д транспорта на фоне резкого роста спроса (от 20 до 50%) к аналогичному периоду прошлого года: Архангельская область, Ленинградская область, включая Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край.

Причем речь идет только о росте отгрузок. Размер неудовлетворенного спроса оценить невозможно. Обозначенный прирост потребления значительный, и производители цемента не всегда готовы к таким колебаниям спроса по объективным причинам. В первую очередь потому, что процесс носит неожиданный и стихийный характер.

Можно ли было предсказать этот всплеск? Да, можно. Нужно наладить конструктивный диалог с производителями цемента. Цементники планируют текущие и капитальные ремонты основного технологического оборудования на несколько лет вперед! Во избежание стихийных рывков рынка строителям необходимо планировать свое потребление хотя бы на полгода вперед.

Возникновение локальной нехватки цемента в некоторых регионах РФ в период июнь – октябрь связано с логистическими проблемами. Кратно в сравнении с другими месяцами года растет нагрузка на каналы доставки продукции потребителям: железнодорожный и автомобильный транспорт, промежуточные склады – перевалки.

В ответ на вопрос «Можно ли преодолеть логистические сложности» мы видим три задачи, которые необходимо решить:

Первая: ритмичная работа ж/д транспорта. Производители цемента самостоятельно не могут решить эту задачу, так как она находится вне зоны их контроля и ответственности. РЖД не справляется с кратно возросшим объемом груза, поскольку летом также увеличивается объем пассажирских перевозок. Из-за роста сроков доставки по железной дороге совокупный дефицит парка специализированных хоппер-цементовозов составляет несколько тысяч вагонов.

Это может быть развитие станций, увеличение пропускной способности и средней скорости движения. Достаточное количество тяги. Решение целиком зависит от работы РЖД и инвестиционной программы РЖД.

Вторая: учитывая снижение оборота вагонов в летний период, необходимо увеличение парка хоппер-цементовозов. Это значительные капитальные затраты. Насколько это целесообразно с позиции цементных компаний с учетом того, длительность периода активного использования вагонов 3-4 месяца в году, а оставшуюся часть года часть парка будет простаивать? Здесь скорее решение в сглаживании сезонных пиков потребления.

Третья: необходимо увеличивать количество автоцементовозов. Однако доставка автомобильным транспортом на расстояние более 200-300 км приводит к удорожанию цемента у потребителя, а специализированный автотранспорт тоже является ограниченным и дорогим ресурсом в летний период. То есть здесь такая же проблема, как и для хоппер-цементовозов – ярко выраженный сезонный спрос и простой транспорта в зимний период.

Приобретение дополнительных транспортных единиц связно со значительными капитальными затратами, которые производители цемента не могут себе позволить, а учитывая, что большую часть года эти активы не будут использоваться, то такой вариант решения приведет к существенному росту стоимости цемента у потребителей.

Если решение первой задачи на стороне РЖД, то решение второй и третьей задачи зависит от финансового состояния предприятий цементной промышленности.

Системное решение – сглаживание сезонности потребления цемента. Оно должно включать в себя такие задачи, как более равномерная в течении года производственная программа строителей, производителей ЖБИ и других строительных материалов на основе цемента, а также увеличение объемов хранения цемента у потребителей. В части повышения эффективности работы транспорта решаемыми задачами являются ускорение обработки вагонов у грузополучателей и использование универсальных типов подвижного состава (полувагоны, зерновозы / минераловозы), а также устранение ограничений на перевозки цемента по автомобильным дорогам и увеличение объемов загрузки транспортных средств.

Кроме того, необходимо изучить советский опыт (это обращение к строителям). В Советском Союзе сезонность потребления не была такой значительной как сейчас.

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы