Цементобетон и минеральные вяжущие. Новые возможности и перспективы для дорожного строительства

Цементобетон и минеральные вяжущие. Новые возможности и перспективы для дорожного строительства

Конференция «Цементобетон и минеральные вяжущие. Новые возможности и перспективы для дорожного строительства» прошла на площадке IX Международного Сибирского транспортного форума в г. Новосибирске 23 июня 2022 г. Организатором дискуссии выступила Ассоциация бетонных дорог при поддержке Федерального дорожного агентства и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Редакция знакомит с основными тезисами, прозвучавшими на мероприятии.

Conference Cement concrete and mineral binders. New Opportunities and Prospects for Road Construction held the IX International Siberian Transport Forum in Novosibirsk on June 23, 2022. The discussion was organized by the Association of Concrete Roads with the support of the Federal Road Agency and the Ministry of Transport and Road Facilities of the Novosibirsk Region. The editorial board introduces the main points voiced at the event.

Сергей Гошовец, начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства (ФДА): «Инновационный вектор развития ФДА определен Стратегией развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021-2025 годы. В Стратегии отражены в том числе исследования в области цементобетона: совершенствование и оптимизация проектных решений и методов контроля испытаний цементобетона, повышения долговечности конструкций с применением минеральных вяжущих. На 2022 год запланировано масштабное обновление нормативных документов и разработка Предварительного национального стандарта ПНСТ «Проектирование жестких дорожных одежд».

Игорь Старыгин, генеральный директор Ассоциации РАДОР, председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве: «Для регионов крайне важно внедрять современные технологии и новые подходы к проектированию, строительству и ремонту дорожных одежд, которые смогут увеличить сроки их службы. …. Сегодня в ряде регионов развивается практика внедрения технологий с применением цементобетона и минеральных вяжущих при строительстве автомобильных дорог. Нужно, чтобы таких проектов становилось больше. Для этого необходимо предоставлять технико-экономической сравнение вариантов конструкций дорожных одежд с не только единовременными затратами на строительство, но также с учетом жизненного цикла автомобильных дорог».

Сергей Ильин, заместитель директора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий Госкомпании «Автодор», подчеркнул, что цементобетонные покрытия, минеральные вяжущие – это тот набор технологий, которые сегодня широко применяются на различных объектах Госкомпании. Он отметил, что крайне важно строить дороги из цементобетона по причине их долговечности. Так, в рамках проектирования скоростной трассы М-12 «Казань – Екатеринбург» принято решение о строительстве 20 км участка из цементобетона.

Виктор Ушаков, доктор технических наук, профессор, президент Ассоциации бетонных дорог: «Нагрузка за последние 30 лет на дорожную одежду возросла в 4 раза, за последние 10 лет количество транспортных средств увеличилось на 15 млн, за последние 20 лет изменился состав транспортных потоков с 5%-6% до 11%-12% тяжелых транспортных средств. Не учитывать эти данные при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог нельзя. Низкие фактические сроки службы дорожных одежд и покрытий, и связанные с этим высокие эксплуатационные затраты, одна из проблем дорожной отрасли сегодня. Как показывает отечественный и мировой опыт, широкое применение при строительстве и реконструкции дорог минеральных вяжущих и цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд позволяет в значительной мере увеличить межремонтные сроки эксплуатации автомобильных дорог и сократить затраты на их ремонт и содержание. Экономические расчеты показывают, что в настоящее время стоимость строительства дорожных одежд с цементобетонными покрытиями ниже в среднем на 25-30% по сравнению со стоимостью строительства дорожных одежд с применением асфальтобетона на полимерно-битумном вяжущем. В то же время срок службы цементобетонных покрытий минимум в два раза выше, а эксплуатационные расходы значительно ниже и в первые 12 лет эксплуатации приближаются к нулю.

Для широкого применения в России цементобетона в основаниях и покрытиях дорог есть все основания и условия. Разработаны и внедрены в мировую практику технологии строительства цементобетонных покрытий, которые предполагают полную механизацию и автоматизацию основных процессов по укладке и уплотнению бетонных смесей, отделке поверхности бетона, уходу за бетоном и устройству деформационных швов. Создано новое поколение бетонов повышенной прочности и долговечности и самое главное – России отсутствует дефицит качественных цементов. Модернизированные цементные заводы расположены практически во всех регионах страны».

Сергей Беспалов, заместитель заведующего лабораторией ФАУ «Росдорнии» отметил, что существующая система нормативно-технической документации в области бетонов имеет ряд недостатков для ее применения при устройстве жестких дорожных одежд. Так, некоторые из применяемых стандартов не гармонизированы с требованиями ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». С тем, чтобы исправить ситуацию в 2021 году был введен в действие комплекс национальных стандартов, устанавливающих технические требования к бетонным смесям, а также методам их испытаний и правилам подбора состава: ГОСТ Р 59300-2021, ГОСТ Р 59301-2021, ГОСТ Р 59302-2021. В настоящее время на завершающей стадии находится разработка еще трех стандартов, в которых будут определены технические требования к бетонам, их методам испытаний, а также установлены требования к процессу производства работ по устройству слоев оснований и покрытий автомобильных дорог из бетона.

Анна Ружицкая, руководитель отдела технического маркетинга ООО «Холсим (Рус) СМ»: «Для выполнения поручений, закрепленных в нацпроекте «БКД» и плане дорожного строительства 2023-2027гг, в целом для смещения фокуса с ремонта текущей автодорожной сети на строительство новых автомобильных дорог необходимо активное внедрение и применение современных инновационных технологий, обеспечивающих технико-экономическую эффективность и экологичность на протяжении всего жизненного цикла. В дорожном строительстве могут и должны применяться высокоэффективные технологии: для строительст­ва и реконструкции дорог – устройство цементобетонных покрытий/оснований, стабилизация и укрепление грунтов; для ремонта дорог – холодная регенерация; для строительства и ремонта исскуственных сооружений – сверхпрочные фибробетоны», – резюмировала Ружицкая.

Алексей Пономарев, региональный директор ГОМАКО: «Чтобы получить долговечное покрытие необходимо выполнить три основных условия: качественно выполнить проектирование, применить материалы высокого качества, применить передовые технологии, а также лучшие практики при строительстве. В части используемых материалов следует особо выделить следующее: требования к ним должны быть основаны на взаимном влиянии конкретных свойств этих материалов и каким образом оно, это влияние, обеспечит качество «работы» покрытия в течение длительного срока эксплуатации».

Олег Агарышев. «Необходимо предварительно проверять заполнители на реакционную способность и смеси на щелочную коррозию бетона. Так, например, в Германии долго изучали данный вопрос в прикладном плане и вывели для себя четкий алгоритм проверки смеси. Испытания занимают больше года, появляются смеси заданного состава, но именно они позволяют цементобетону работать как минимум 30 лет. И после принятия алгоритма, в Германии в течение 15 лет не появилось ни одного нового случая развития щелочно- силикатной реакции».

Сергей Гладков, генеральный директор САЗИ: «Материалы при правильном применении значительно увеличивают характеристики по влагостойкости и морозостойкости цементобетона, замедляют процессы разрушения покрытий и оснований автомобильных дорог. К сожалению, при выборе и использовании этих материалов подрядчики часто допускают ошибки, поэтому необходимо выработать комплекс технических показателей дорожных гидрофобизаторов, коррелирующий с их применением и эксплуатацией, и отработать технологию при организации деформационных швов с применением герметиков».

Подводя итоги конференции президент Ассоциации бетонных дорог Виктор Ушаков отметил: «Если сегодня не закладывать в проектах и не применять современные конструкции дорожных одежд, то не будут обеспечены нормативные сроки службы дорожных одежд и покрытий. В России с ее огромным потенциалом и возможностями, поддержкой государства есть все предпосылки строить долговечные дороги со сроком службы не менее 30 лет. Мы не можем себе позволить строить дороги, и каждые 2-3 года проводить ремонтные работы на них. Необходимо активнее внедрять современные конструкции и технологии строительства автомобильных дорог».

Фото: Ассоциации бетонных дорог

Архив материалов: https://roadconcrete.ru/press-center/archive/STF-2022/