МКС — наиболее оптимальная технология современного жилстроительства

МКС — наиболее оптимальная технология современного жилстроительства

Уважаемые коллеги!

Эксперты Ассоциации «Железобетон» (АЖБ) изучили анализ ситуации в ЖБИ-индустрии в свете реализации Стратегии развития отрасли по строительству жилья до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Поводом стал пессимистичный вариант сценария Минстроя РФ, основывающийся на снижении доходов населения и сжатия спроса, а также сокращения инвестиций. На этом фоне замедлится спрос и динамика жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства.
В Ассоциации проанализировали баланс мощностей ЖБИ-индустрии, спрос на жилье эконом-класса, загрузку мощностей в 1 квартале 2022 г., оценили соответствие технологий индустриального домостроения запросам потребителей. Необходимо было выбрать такую универсальную технологию, которая позволит иметь минимальное количество элементов для создания большого ряда архитектурно-проектных решений, удовлетворяющую высокой скорости строительства, сравнительно низкой себестоимостью квадратного метра жилья, возможностью свободной планировки и необходимой квартирографии.
Анализ технологий индустриального строительства показал, что с учетом сложившейся ситуации санкционного давления, сегодня наиболее оптимальна такая инновационная технология индустриального строительства, как технология сборно-монолитного каркаса по Межвидовой Конструктивной Системе (МКС), ориентированная на использование отечественного оборудования технологических линий безопалубочного непрерывного формования (ТНФ).
Отметим, что технология МКС применима как в многоэтажном, так и в малоэтажном строительстве. Варьируя конфигурацией каркаса, можно строить многообразные по внешнему виду и внутренней планировке сооружения различного назначения.
Элементы каркаса, изготавливаемые в заводских условиях, отличаются высоким качеством и точностью. Использование готовых элементов, отсутствие сварки и малый объем бетонных работ позволяют уменьшить в разы число рабочих на стройплощадке. По сравнению с крупнопанельным и монолитным домостроением трудозатраты и расход бетона на кв.м построенной площади здания сокращаются в несколько раз. Реально снижение стоимости квадрата площади каркасного здания на 20-25% по сравнению с монолитным и на 10-15% – c панельным. Скорость строительства МКС не уступает крупнопанельному. За один месяц можно возвести до 5 тыс. кв.м. жилья на один кран на стройплощадке.
Элементы конструкции МКС производятся на линиях ТНФ на 400-х заводах ЖБИ в различных регионах. Около 150 региональных заводов ЖБИ имеют линии отечественного производства. На 250 предприятиях такие линии – импортного производства. Сейчас они нуждаются в поставках запчастей, а также в проведении замены технологических машин и оборудования, отработавших свой ресурс. В условиях санкций, почти все зарубежные фирмы лишены возможности поставлять запчасти и оборудование ТНФ.
Ассоциация «Железобетон» совместно с АО «СТМ» и АО «Элтикон» рассмотрела возможность импортозамещения в данном направлении, отметив, что в настоящее время, аналогичное оборудование полностью производится в РФ, причем стоимость реконструкции заводов ЖБИ-индустрии будет на порядок ниже западных импортных аналогов.
Кроме того, Ассоциация «Железобетон» инициирует разработку нормативно-технической документации на элементы МКС. Уже создана элементная база, имеются разнообразные проектные решения; прорабатываются планы широкого внедрения данной технологии в строительство. Планируется создание Опытно-промышленного комбината (ОПК) для производства элементов МКС; дальнейшей отработки технологии, обучения профильных специалистов, в том числе в области BIM-технологий. Для этого необходимы средства в рамках долгосрочного проектного финансирования, выделения участка под строительство ОПК, что уже решается на региональном уровне.
По мнению экспертов АЖБ, внедрение технологии МКС, как наиболее оптимальной для настоящего времени, позволит изменить пессимистичный сценарий развития строительства жилья в России, на более позитивный.

Александр Георгиевич БУБЛИЕВСКИЙ, замдиректора Ассоциации «­Железобетон», руководитель ЭГ1.3 «Товарный бетон и раствор, сборные железобетонные изделия и конструкции», член НТС Минпромторга РФ