Уважаемые коллеги!
Вопросы повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог были всегда актуальны, а сегодня они приобретают новую остроту в связи с тем, что, с одной стороны, из года в год возрастают нагрузки на дороги, увеличивается число транспортных средств. За последние 10 лет их количество возросло на 15 млн ед., возрастает грузоподъемность, повышаются скорости движения, изменяются динамические характеристики автомобилей. С другой стороны, в 2017 году вышло Постановление Правительства РФ №658, где были установлены требования по увеличению межремонтных сроков службы дорожных одежд и покрытий. Не учитывать эти обстоятельства при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог просто нельзя.
Дорожная одежда – самый дорогостоящий конструктивный элемент автомобильной дороги. С изменением нормативных межремонтных сроков службы толщина дорожных одежд в значительной степени возросла. Так, расчетная толщина только асфальтобетонных слоев при проектировании автомобильной дороги М-12 «Москва-Нижний Новгород-Казань» составила 26-30 см. Как показывает отечественный и мировой опыт, в значительной степени можно повысить несущую способность дорожных одежд и сократить толщину их конструктивных слоев за счет широкого применения цементобетона.
Ассоциация бетонных дорог совместно со специалистами МАДИ и ведущими российскими проектными и подрядными организациями провели исследование, в ходе которого сравнили капитальные затраты на строительство дорог из цементобетона и асфальтобетона на примере проектируемой трассы М-12. Полученные расчеты показали, что на сегодняшний день автомобильные дороги с цементобетонными покрытиями экономичнее не только в период эксплуатации, но также и при первоначальных затратах на строительство по сравнению с асфальтобетонными.
В 2021 г. был утвержден ряд нормативных документов, связанных со строительством цементобетонных покрытий автодорог. Так, в России введен в действие новый национальный стандарт ГОСТ Р 59628-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование жестких дорожных одежд. Типовые конструкции», подготовленный членами Ассоциации бетонных дорог и специалистами Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Он позволит проектировать и строить бетонные дороги, со сроком службы не менее 30 лет. Кроме того, введены в действие следующие национальные стандарты: ГОСТ Р 59300-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Технические условия»; ГОСТ Р 59302-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Правила подбора состава»; ГОСТ Р 59301-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Методы испытаний» (разработаны специалистами ФАУ РОСДОРНИИ). Эти нормативные документы крайне необходимы для повышения эффективности и качества выполнения работ при строительстве цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог.
Широкое применение в России минеральных вяжущих и цементобетона позволит значительно повысить несущую способность дорожных одежд, увеличить межремонтные сроки службы и сократить эксплуатационные затраты в течении жизненного цикла дорог. Строительство бетонных дорог может стать настоящим прорывом в развитии транспортной инфраструктуры и дать огромный толчок развитию смежных отраслей.
Коллеги и друзья! Ассоциация поздравляет вас с наступающим Новым годом и Рождеством! Пусть 2022 год будет для всех нас годом новых возможностей и достижений, наполнен яркими событиями и успешными проектами.
С наилучшими пожеланиями,
Виктор УШАКОВ, президент Ассоциации бетонных дорог, доктор техн. наук, профессор, завкафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ