Минстрой подвел итоги работы отрасли за минувший год
В министерстве прошла большая коллегия, на которой подвели итоги развития отрасли за 2018 год и наметили основные направления работы на перспективу. На заседании коллегии выступил вице-премьер правительства России Виталий Мутко, курирующий строительную отрасль.
Он сказал, что в нынешнем году есть хорошие предпосылки, чтобы решить те задачи, которые стоят перед строительным комплексом.
Необходимо также, по мнению вице-премьера, разработать тренд на снижение процентной ставки по ипотеке до 8-8,2% к 2024 году.
Нынешняя реформа строительной отрасли очень серьезная и вызывает определенную озабоченность, отметил вице-премьер.
Глава Минстроя РФ России Владимир Якушев напомнил, что в минувшем году было введено 75,66 млн м2 жилья, что на 5% ниже, чем в 2017 году.
Примечательно, что в прошлом году процентная ставка по ипотечным кредитам достигла своего исторического минимума – 9,5%.
В 2017 году ежемесячно в библиотеку проектов повторного применения добавлялось в среднем по 60 проектов и общее их число достигло на сегодняшний день 958. Каждый такой проект, считает министр, должен использоваться не менее десяти раз.
Владимир Якушев: для стройки обратного пути нет
Глава Минстроя РФ Владимир Якушев принял участие в «правительственном часе», который прошел 27 марта в рамках 455-го заседания Совета Федерации. В своем докладе министр подробно остановился на выполнении мероприятий федерального проекта «Жилье». Он, в частности отметил, что данный проект – наиболее сложный для администрирования, так как на достижение его показателей сильное влияние оказывает макроэкономическая ситуация и ее производные: баланс спроса и предложения на рынке жилья, ключевая ставка Банка России, ставка по ипотеке, стоимость проектного финансирования, доходы граждан. Но для выполнения поставленных задач у строительного комплекса России есть все необходимое: и достаточное количество застройщиков, и производственные мощности, и необходимые компетенции», – подчеркнул министр.
Владимир Якушев отметил, что сложность момента также заключается в том, что с 1 июля этого года стартует второй этап реформирования. Все, в том числе уже строящиеся объекты, переходят на договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу. «Таким образом, на рынке жилищного строительства появляется еще один профессиональный игрок – это банк», – пояснил глава ведомства.
Министр подчеркнул, что в ведомстве понимают, что проводимая реформа в краткосрочной перспективе даст снижение объемов ввода, но позволит перейти на цивилизованные продажи.
Говоря о финансировании федерального проекта, Владимир Якушев отметил, что предусмотрено выделение средств федерального бюджета в 2019-2024 гг. в размере 184 млрд рублей на программы развития жилищного строительства субъектов РФ. Средства пойдут на субсидирование строительства инженерной и социальной инфраструктуры. «Субсидии будут направлены на поддержку тех проектов жилищного строительства, которые дадут наибольший прирост дополнительного ввода жилья на один рубль бюджетной субсидии», – пояснил министр. Он добавил, что в 2019 году свыше 22 млрд рублей будет направлено на софинансирование 99 проектов жилищного строительства в 42 регионах.
Утверждены требования к единой информационной системе жилищного строительства
Правительство РФ утвердило требования к единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС). Соответствующий документ опубликован на официальном сайте. Постановлением разъясняется порядок размещения, хранения и обработки содержащейся в ЕИСЖС информации.
Установлен порядок взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти по государственному контролю в области долевого строительства, Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства, банков и застройщиков при использовании ими информационных ресурсов ЕИСЖС.
Кроме того, постановлением указывается перечень информации, которую в обязательном порядке должны размещать в систему застройщики, соответствующие органы власти и уполномоченные банки, осуществляющие банковское сопровождение проектов застройщиков.
«Благодаря единой системе в строительстве многие процедуры выполняются более оперативно. Появилась возможность в кратчайшие сроки вносить изменения в случае смены сведений о застройщике или об объекте долевого строительства, а также отправлять эти данные в уполномоченный орган субъекта и в Фонд. Ранее можно было подавать такие документы лишь в печатном виде. Повышается прозрачность отрасли. Вносимые данные помогают анализировать сведения о строящихся объектах и, что очень важно, вовремя отслеживать нарушения и возникновение потенциально проблемных объектов», – прокомментировал замглавы Минстроя России Никита Стасишин.
Единая информационная система жилищного строительства была создана в 2017 году. С начала 2018 года в нее загружаются сведения о застройщиках и объектах долевого строительства.
Нужно вести постоянный мониторинг цен на стройматериалы
Заместитель председателя правительства Виталий Мутко считает, что необходимо вести постоянный мониторинг цен на строительные материалы и не допускать их необоснованного роста, говорится в сообщении на сайте правительства РФ.
«Цены на стройматериалы – важный фактор успеха в реализации национального проекта. Ведь они напрямую влияют на себестоимость стройки, а значит, и масштабы жилищного строительства», – сказал В. Мутко на встрече с министром промышленности Денисом Мантуровым.
Он отметил, что российская индустрия стройматериалов располагает значительными мощностями, которых достаточно для обеспечения спроса в прогнозном периоде до 2025 года, а по некоторым позициям – до 2030 года. По словам В. Мутко, уровень зависимости от импорта по основным стройматериалам не превышает 4% и в основном сосредоточен в узкоспециализированных и премиальных сегментах.
В свою очередь, Д. Мантуров отметил, что в целях повышения спроса на стройматериалы российского производства в 2019 году планируется разработать и актуализировать 40 стандартов продукции, в 2020 году – еще 60. Также предполагается актуализировать действующие нормативно-технические документы, чтобы эффективнее внедрять передовые технологии в проектировании и строительстве и ограничивать использование устаревших.
На встрече были рассмотрены и вопросы производства строительно-дорожной, коммунальной, прицепной техники, а также автокранов. По итогам 2018 года отечественными производителями выпущено этой продукции на 80 млрд рублей, что на 38% больше, чем в 2017 году.
Упростить закупки в строительстве
Минфин России внес в правительство законопроект, который касается упрощения процедур госзакупок в сфере строительства, сообщил замминистра финансов Алексей Лавров.
«Законопроект был подготовлен во исполнение решений Госсовета и был в основном посвящен стройкам, но при его доработке в него были включены дополнительные сюжеты. И в совокупности он обеспечивает сокращение сроков и упрощение реализации не только строительных, но и других контрактов», – сказал он в кулуарах форума-выставки «Госзаказ».
По словам замминистра, одной из важных новаций документа для сферы строительства является то, что предлагается отказаться от десятидневного срока размещения плана-графика закупок после внесения в него изменения. «Большинство заказчиков с этим сталкиваются, потому что они сразу не в состоянии правильно запланировать предмет закупки, вынуждены сначала внести изменения в план-график. А значит, по закону десять дней ждать, только потом размещать извещение. Мы предлагаем это сократить до одного дня», – сказал он. Поправки предусматривают также расширение возможностей использования так называемых «коротких электронных аукционов» (предполагают более сжатые сроки подачи заявок), в том числе в строительстве, продолжил Лавров. Такая возможность будет предусмотрена для закупок дешевле 50 млн рублей (сейчас 3 млн рублей), а для сферы строительства – 0,5 млрд рублей. Изменение позволит вдвое сократить срок приема заявок на участие в аукционах, что существенно уменьшит общий срок осуществления закупки.
Группа ЛСР и ПИК в числе «особых»?
Крупнейшие девелоперские холдинги Группа ЛСР и Группа ПИК могут получить специальные условия перехода на эскроу-счета.
В настоящее время Минстрой утверждает системообразующие для строительной отрасли компании. Они могут получить послабления при переходе на эскроу-счета.
Среди требований к системообразующим компаниям: количество регионов присутствия, объем ввода жилья, публичность компании. Как пишут «Ведомости», к таковым предполагается относить те организации, которые работают минимум в пяти регионах и строят свыше 1 млн м2 жилья. Под эти критерии подходят только ПИК и ЛСР. Пока сами девелоперы не комментируют свою «избранность».
Напомним, с 1 июля 2019 года застройщики страны, привлекающие средства граждан по схеме долевого строительства, должны перейти на схему использования эскроу-счетов и проектного финансирования.
«ЕВРОЦЕМЕНТ груп» развивает цифровую трансформацию бизнеса
За новое направление в холдинге «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» будет отвечать Элина Бойченко в должности вице-президента по цифровизации и трансформации. Ее основной задачей будет комплексный реинжиниринг бизнес-процессов компании и повышение эффективности производства инструментами цифровизации.
«Мы планируем развивать программу цифровой трансформации, синхронно работая по трем направлениям. Речь идет о подготовке кадров, выстраивании эргономичных процессов и развитии ИТ-технологий», – отметила Элина Бойченко.
До назначения в «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Элина Бойченко работала в компаниях «Металлоинвест», ТНК-ВР, «Роснефть». Она имеет многолетний опыт в сфере стратегического управления и развития бизнеса в промышленности.
Карбоновое волокно облегчает и усиливает бетонные конструкции
Прочные и легкие полимерные композиты сегодня заменили своих предшественников во многих отраслях промышленного производства. И это неудивительно, ведь по своим физическим, механическим, технологическим и иным характеристикам они превосходят традиционные материалы.
Среди армирующих материалов особое место заслуженно занимает углеродное (карбоновое) волокно. Какие свойства углеволокна привлекли к нему внимание?
Ученые из дрезденского Института монолитного строительства решили заменить металлическую арматуру в бетоне углеродистым волокном. Точнее, сплетенным из него текстильным полотном особой решетчатой структуры. В результате был получен материал, буквально по всем параметрам превосходящий все известные сегодня виды бетонов. С намного большей прочностью и меньшей удельной массой.
На данный момент разработано два способа производства углебетонных изделий: на слой смеси укладывается текстиль, заливается тонким слоем бетона, и так далее до получения требуемой толщины, а также традиционный способ заливки в опалубку, при котором используется углеволоконная арматура, напоминающая ставшую уже привычной стеклопластиковую.
Процесс получения графитовых нитей заключается в многоэтапном нагреве полиакрилонитрильных или вискозных волокон в разных средах до стадии обугливания. В результате чего и появляется материал из выстроенных в кристаллическую решетку цепочек атомов чистого углерода. Толщина одной углеродной нити всего 5-10 микрон, то есть тоньше человеческого волоса. Для практического использования такие нити соединяют в жгуты, в каждом из которых может быть до 50 тысяч подобных волокон.
К настоящему времени разработчики уже использовали углебетон для реконструкции исторических зданий в Германии, которые иначе пришлось бы снести. Теперь запросы на срочную реконструкцию и спасение множества железобетонных строений, в первую очередь ветхих мостов, поступают из разных стран мира.
В новом монолитном строительстве углебетон позволяет вместо прежних массивных объектов создавать легкие и прочные конструкции. Уже проведен эксперимент по возведению павильона из сложных элементов искривленной формы толщиной 4 см. Из железобетона такое построить невозможно, да и нужной прочностью оно отличаться не будет. А первый в мире полностью основанный на технологии углебетона дом планируется построить в конце 2019-го – начале 2020 года в Дрездене.
Единственный минус материала – это его высокая стоимость. Однако если учесть, что конструкции из него получаются исключительно прочными, не требующими в течение многих лет ремонта и реконструкции, то этот минус компенсируется долговечностью эксплуатации.
Овощные волокна повышают прочность бетонных конструкций
Анонсирована технология, в которой естественные волокна моркови и других овощей могут помочь при создании более крепкого бетона. Использование естественных добавок сделает потенциальные постройки более экологичными.
К примеру, ученые провели исследование влияния на материалы волокон моркови. Используются отходы предприятий пищевой промышленности. Состав, который называют «нанопластинами», в качестве эксперимента добавляли в различные материалы, чья прочность позже тестировалась. Первоначальные исследования показывают, что воздействие может быть значительным. Например, 500 граммов таких добавок могут уменьшить количество цемента, необходимого для производства кубического метра бетона, примерно на 40 кг, что составляет 10%.
Исследователи также работают с добавками, которые помогают упрочнить поверхность краски по мере ее высыхания. Полезным источником нанопластин также является сахарная свекла.
Древесина – тоже ценный в этом плане природный материал. Она состоит из целлюлозных волокон, встроенных в матрицу лигнина – органического полимера, который обеспечивает жесткость. Финская компания Stora Enso, занимающаяся лесной продукцией, выпустила альтернативу углеводородным пластикам.
Этот материал, получивший название Dura Sense, немного похож на попкорн. Он состоит из древесных волокон. Их смешивают с масляными полимерами и другими добавками. Полученные гранулы можно расплавить и формовать как пластик в заводских процессах. По словам компании, добавление древесных волокон поможет снизить количество пластика, необходимого для изготовления разнообразных изделий с пластмассовыми деталями, на 60%.
Российские дороги уложат по технологии «Суперасфальт»
В ближайшие два года около 1 тысячи километров российских дорог уложат по технологии «Суперасфальт». Об этом сообщает Росавтодор.
«Суперасфальт» – это новая технология, которую планируют включить в ГОСТ. Сейчас ведутся разработки стандартов. Смесь будет подбираться исходя из условий эксплуатации: климата, транспортных нагрузок. Также особо тщательно будет подбираться вяжущий материал, поскольку именно он обеспечивает срок службы покрытия. Сейчас в лабораториях идут соответствующие испытания с учетом нагрузки и воздействия температур.
К слову, «суперасфальт» – технология экономичная, поскольку предполагает использование местных материалов и старого покрытия. «Экономия будет достигаться за счет повторного использования материалов и снижения трат на логистику. Межремонтные сроки для дорог, построенных с применением технологии «Суперасфальт», увеличатся с 4-5 лет до 12, а капитальный ремонт будет проводиться раз в 24 года – вдвое реже, чем сейчас», – сообщили в Росавтодоре.
Технология тестируется в России уже три года и зарекомендовала себя на некоторых трассах: на А-114 Вологда – Тихвин, М-5 «Урал», А-108 «Московское большое кольцо», «Таврида», на подходе к Крымскому мосту со стороны Керчи, а также активно применяется на Западе.
Советские ученые еще в 1971 году изложили основные принципы этой технологии, однако на Западе, в частности в США, она получила более широкое распространение, в то время как у нас до недавнего времени использовался советский ГОСТ.
Подборка новостей подготовлена на основе информации порталов asninfo.ru, rsknews.ru, bauen-neu-denken.de, economist.com, ru-an.info, а также материалов от службы информации АНСБ.