Уважаемые коллеги!
Последние годы складываются сложными не только для промышленности строительных материалов, но и для научной деятельности и подготовки кадров высшей квалификации. Речь идет о работе аспирантуры и выполнении научно-исследовательских работ, в том числе в области бетоноведения и создания высококачественных бетонов для осуществления грандиозных планов строительства жилья, дорог, транспортных сооружений. Бетон остается главным конструктивным материалом при возведении любых зданий и сооружений.
В МГСУ на кафедре технологии вяжущих веществ и бетонов в рамках действующих научных школ продолжаются исследования новых видов бетонов с использованием различных вторичных ресурсов, новейших модификаторов, различных наполнителей, наночастиц и др.
Работы аспирантов в последние три года позволили получить целый ряд новых бетонов, которые характеризуются стабильными прочностными и деформационными свойствами, высокой долговечностью. При этом для их создания применяют различные ресурсы, в том числе бетонный лом (а его количество увеличивается с каждым годом не только в Москве, но в других регионах страны), волокна, микронаполнители, отечественные органоминеральные добавки. Это позволяет регулировать определенные свойства бетонов так, как запрашивают потребители. В настоящее время для строителей (проектировщиков, архитекторов) предлагается широкий выбор бетонов, что позволяет воплощать любые замыслы авторов проектов. Большим спросом пользуются самоуплотняющиеся (литые) бетонные смеси, которые значительно упрощают возведение монолитных объектов. К тому же, современные самоуплотняющиеся бетонные смеси по скорости твердения не только не уступают традиционным бетонам, но даже превышают их. Новые достижения в бетоноведении позволили получить бетоны для транспортного строительства, отвечающие всем требованиям стандартов на дорожные бетоны и бетоны транспортных сооружений.
С развитием качественных дорожных бетонов открываются новые возможности по строительству дорог из цементных бетонов, как это принято во многих странах Запада, в Китае, США. Ведь бетонные дороги характеризуются долговечностью не менее 20 лет (асфальтобетон – не более 5 лет). Не забыты и легкие бетоны, которые во многих случаях могут заменить тяжелые со значительным техническим и экономическим преимуществом. Представляется, что у бетонов сохраняется хорошее, перспективное будущее.
В.Ф. КОРОВЯКОВ, доктор техн. наук, профессор, консультант кафедры технологии вяжущих веществ и бетонов, Национальный исследовательский государственный строительный университет