Есть повод для оптимизма?

Есть повод для оптимизма?

Производство российской строительно-дорожной техники в 2020 г. выросло на 6%. По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ СДТ), российские заводы строительно-дорожного машиностроения выпустили в 2020 году продукции на общую сумму 43,5 млрд руб., что на 6% больше, чем годом ранее. При этом отгрузки на внутренний рынок РФ выросли за рассматриваемый период на 11% до 42,5 млрд руб.

Russian road construction equipment production was increased by 6% in 2020. According to the portal Rosspetsmash-Stat (combines data from companies that produce 80% of the total volume of SDT produced in the Russian Federation), local factories of road construction engineering produced products in 2020 totaling 43.5 billion rubles, which is 6% more than a year earlier. At the same time, shipments to the domestic market of the country increased by 11% to 42.5 billion rubles during the period under review.

Если рассматривать показатели основных отечественных игроков рынка, которые предоставляют данные на портал, то 70% из этих компаний показали рост отгрузок за 12 мес. 2020 года, 10% предприятий продемонстрировали существенное сокращение, показатели остальных заводов либо остались на уровне 2019 года, либо незначительно снизились.

Отгрузки кранов-манипуляторов за 2020 год выросли в количественном выражении на 43%, гусеничных экскаваторов – на 33%, катков – на 23%, бульдозеров – на 7%, автокранов – на 2%.

Снижение отгрузок зафиксировано в сегменте фронтальных погрузчиков – на 11%, экскаваторов-погрузчиков – на 9%, автогрейдеров – на 9%, мини-погрузчиков – на 6%.

В первом полугодии прошлого года сокращение производства отечественной строительно-дорожной техники составило 8%, а объем выпуска машин – 19 млрд руб., тогда как был зафиксирован рост отгрузок на внутренний рынок на 6% до 17,5 млрд руб. Ослабление курса рубля привело к увеличению цены импортных комплектующих. Заводы столкнулись с проблемой нехватки компонентов, не имеющих аналогов на территории РФ, в связи с приостановкой производства на предприятиях в странах Европейского союза и Азии в первом полугодии.

На динамику во втором полугодии повлиял фактор отложенного спроса после отмены ограничений из-за коронавируса. Кроме того, в первом квартале еще не была запущена программа льготного лизинга специализированной техники (после запуска она эффективно простимулировала платежеспособный спрос на внутреннем рынке).

В конце 2020 года перед предприятиями специализированного машиностроения остро встала проблема беспрецедентного роста цен на металл (на 35%, а по некоторым видам продукции металлургических компаний – на 50%), которые продолжают расти.

Решением этой проблемы может стать введение плавающей экспортной пошлины на металлопрокат с целью обеспечения внутренних цен на металл на 20% ниже, чем на мировых биржах.

В Ассоциации «Росспецмаш» считают, что рост цен на металл можно также частично компенсировать путем расширения действующих мер господдержки потребителей спецтехники: программ льготного лизинга и кредитования, субсидирования скидок на технику.

Источником дополнительного финансирования программ может стать индексация ставок утилизационного сбора на специализированную технику, что принесет дополнительные доходы в федеральный бюджет РФ, позволит поддержать участников рынка и обеспечить положительную динамику отечественного производства.

Если не принять этих мер, то заводы из-за негативного действия роста цен на металл и других внешних факторов, влияющих на себестоимость производства (девальвация рубля, удорожание услуг естественных монополий и др.), будут вынуждены увеличить цены на свою продукцию в 2021 году на 10-20%. Это приведет к существенному сокращению производства и продаж техники, сокращению персонала и к значительному снижению инвестиций в новые проекты.

В случае, если правительством будут утверждены предложения Ассоциации «Росспецмаш» по поддержке отечественного специализированного машиностроения, удастся избежать резкого увеличения цен на технику и сдержать их на уровне индекса дефлятора 5%.

По материалам пресс-службы «Росспецмаш»

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы