Новости стройкомплекса, ТБ №3, 2023

Новости стройкомплекса, ТБ №3, 2023

Правительство выделяет 180 млрд рублей на новую инфраструктуру

Вице-премьер Марат Хуснуллин провел заседание президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, на котором был одобрен первый перечень объектов региональной инфраструктуры для опережающего финансирования в 2023 году.

Марат Хуснуллин

«Одобрили список из почти 400 объектов инфраструктуры в 53 регионах, которые будут введены опережающими темпами. Это стало возможным благодаря принятию закона, предусматривающего предоставление регионам уже сейчас финансирования, которое заложено в бюджете только на 2024 год, в виде казначейских кредитов», – сообщил Марат Хуснуллин.

Общий объем поддержки составляет 180 млрд рублей, из которых на штабе было одобрено выделение 20,6 млрд рублей. Данные средства позволят до конца I квартала 2024 года ввести 392 объекта инженерно-коммунальной и социальной инфраструктуры.

Кроме того, планируется выделить казначейские кредиты на строительство, реконструкцию и приведение в нормативное состояние региональных автомобильных дорог. На штабе была рассмотрена потребность в опережающем финансировании этих объектов, в ближайшее время с Минфином России будут согласованы итоговые параметры его предоставления. Работа по заявкам от регионов будет продолжена.

В России снизилось потребление цемента

В первые два месяца 2023 года производство цемента в России сократилось: по данным «Союзцемента», в январе выпустили 2,6 млн т цемента (на 11,3% меньше год к году), в феврале, по прогнозу, – 3,2 млн т (на 5,9% меньше год к году). Снижение объемов производства вызвано уменьшением потребления: в январе – на 8,1%, до 2,5 млн т, в феврале – на 8,6%, до 3,2 млн т. За весь первый квартал 2023 года потребление сократилось на 5% год к году, против двузначного роста год назад.

По базовому сценарию «Союзцемента» по итогам года потребление цемента сократится в целом по стране на 10%, по пессимистичному – на 20%. В СМПРО ожидают снижения потребления цемента в России в 2023 году более чем на 10%. В «Союзцементе» связали снижение со стагнацией в строительной индустрии. Руководитель департамента технического маркетинга «Цемроса» Денис Усольцев полагает, что негативная динамика сохранится и затронет все сегменты стройиндустрии. Единственным исключением, по данным аналитиков «Союзцемента», пока выглядит Дальний Восток, где выпуск цемента в январе вырос на 19% из-за значительного объема строительства.

По подсчетам СМПРО, в первом квартале ввоз цемента из-за рубежа в Россию увеличился на 45%. По данным «­Союзцемента», импорт цемента в январе вырос на 54,1%, до 0,12 млн т. В объединении отмечают растущие поставки из Ирана, Казахстана и Белоруссии. Общий импорт цемента по итогам года может составить 5-7 млн т против 2,2 млн т в 2022 году.

Цементный завод

Аналитики предупредили, что на фоне профицита собственных мощностей это может вынудить ряд производителей закрыть предприятия. По мнению Дениса Усольцева, в зоне риска три-четыре «мокрых» цементных завода, где сырье измельчается с использованием воды. ­Из-за высоких издержек себестоимость производства на таких заводах становится неконкурентной, объяснил собеседник. В «Союзцементе» выступают за введение мер нетарифного регулирования импорта.

Экспорт российского цемента в январе сократился на 16% год к году, до 0,07 млн т из-за санкций на поставки в ЕС, сказали в «Союзцементе». В феврале этот показатель практически сравнялся с аналогичным периодом прошлого года, в целом по году он будет сопоставим с 2023 годом, сказали аналитики. По данным Росстата, которые приводит СМПРО, в феврале средняя цена цемента без доставки по России была 5080 рублей за т, за год средняя цена выросла на 17%. Основное увеличение пришлось на пик строительного сезона.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» предлагает создать систему прогнозирования потребления цемента в России

Союз производителей цемента (НО «СОЮЗЦЕМЕНТ») предлагает разработать комплексную систему прогнозирования потребностей строительной индустрии в цементосодержащих материалах на средне- и долгосрочную перспективу на основе данных от Минстроя России и Минтранса России.

«В ней необходимо учесть планы по объемам жилищного строительства (многоквартирные дома и индивидуальное жилищное домостроение) в рамках комплексной программы строительства на ближайшие 5-3-7 лет по субъектам Российской Федерации по годам и пятилетние планы по объемам строительства коммерческой недвижимости, промышленных и инфраструктурных объектов, объектов социально-культурной сферы», – указали в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».

Также основной для системы прогнозирования должны стать пятилетние планы по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.

Полные мешки

«В настоящее время обоснованных прогнозов потребления на государственном уровне нет, и они не могут быть сформированы, так как отсутствует согласованная методология расчета потребности экономики страны в цементе», – подчеркнули в Союзе производителей цемента.

Для разработки методологии расчета объемов потребления цемента, предлагается создать постоянно действующую Рабочую группу с участием представителей Минпромторга России, Минстроя России, Минтранса России, ­НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» и компаний-членов Союза. Соответствующие предложения направлены в органы власти.

Цементная индустрия – капиталоемкая и энергоемкая, крупнотоннажная, технология изготовления цемента сложна и требует контроля качества на каждом этапе для обеспечения необходимых стабильных характеристик готового продукта. Поддерживать в рабочем состоянии дополнительные мощности без перспектив их загрузки экономически неэффективно. Наращивать объем производимой продукции можно только постепенно, реализуя дорогостоящие ремонтные и инвестиционные программы. Чтобы цементная промышленность могла заранее подготовиться к производству цемента в необходимых объемах, нужны обоснованные прогнозы потребления цемента на срок 3, 5 и 7 лет по регионам страны.

Эксперты считают, что эти показатели будут иметь определяющее значение при формировании планов по строительству и модернизации, увеличению и выбытию цементных мощностей в России. В частности, если прогноз не предполагает лавинообразного роста потребления, нецелесообразен импорт цемента из Белоруссии, Ирана и других стран, экономически не эффективно строительство новых производств иностранными инвесторами из Китая и Кореи.

«Показатели позволят наглядно продемонстрировать низкую загрузку российских производств, необходимость увеличения загрузки для снижения условно-постоянных затрат и обеспечения стабильного функционирования промышленности», – указали в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».

Определены направления работы Комитета по цементному машиностроению

Логотип СоюзЦемент

На площадке машиностроительного завода «Бецема» состоялось первое заседание Комитета по цементному машиностроению НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».

Докладчики рассказали о работе цементных заводов в условиях санкционных ограничений, востребованных направлениях импортозамещения, преимуществах сотрудничества с отечественными поставщиками оборудования, опыте взаимодействия с партнерами из дружественных стран, индивидуальных инженерных решениях для производственных и промышленных компаний. Особый интерес присутствующих вызвали свежие примеры разработки реверс-технологий, представленные несколькими участниками совещания.

Председатель Комитета по цементному машиностроению НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», генеральный директор компании «Бецема» Сергей Трифонов отметил, что одной из базовых задач комитета является формирование консолидированного спроса на оборудование для цементной отрасли, создание общего технического задания для последующего изготовления узлов и агрегатов на одном из российских предприятий.

«Развитие отечественного цементного машиностроения – крайне сложная комплексная задача, создание Комитета по цеммашу в Союзе – лишь первый шаг, – комментирует исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина. – Эта задача может быть решена только совместными усилиями машиностроителей, производителей цемента, инжиниринговых центров, проектных институтов и государства, оценивающего цемент как стратегически важный для страны продукт. Сегодня мы находимся на том историческом этапе, когда европейское оборудование и запчасти для цементных заводов будут либо замещены другим импортом, либо удастся преодолеть эту зависимость и вывести отечественный цеммаш на новый уровень развития».

ЦЕМРОС о роли цементобетонных дорог в транспортной структуре России

Основные возможности, которые дает дорожникам применение цементобетона, связаны с долговечностью покрытий, уверена руководитель департамента по техническому маркетингу ЦЕМРОСа Наталья Стржалковская. Прочностные характеристики цементобетонных дорог не зависят ни от температуры, ни от влажности воздуха, ни от интенсивности движения транспортных средств. Они хорошо выдерживают агрессивные воздействия окружающей среды, температурные перепады, не допускают образования колеи.

Помимо долговечности таких трасс, срок ремонта цементобетонного покрытия, построенного с соблюдением всех технологий, наступает через 30-50 и более лет с момента начала его эксплуатации. Это позволяет сосредоточиться на строительстве новых дорог, не отвлекаясь на текущие, срочные, сезонные и прочие ремонты, неизбежные при эксплуатации асфальтовых дорог.

Несмотря на это, внедрение цементных материалов в дорожной отрасли происходит очень медленно. Прежде всего потому, что отсутствует единый подход к проектированию федеральных и региональных трасс, аналогичный тому, что практикуется в странах, являющихся лидерами в дорожном строительстве.

«Новые автострады первой и второй категорий в Европе и во многих странах Азии сейчас строят исключительно с цементобетонным покрытием. Внедрение такого принципа дало бы нашей дорожной отрасли мощный толчок не только к развитию технологий дорожного строительства, но и к организации собственного российского производства нового высокотехнологичного дорожно-строительного оборудования. Появятся новые производства, а с ними и новые рабочие места», – уверена руководитель департамента по техническому маркетингу ЦЕМРОСа.

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, которую одобрило Правительство РФ, к моменту ее реализации показатель цементобетонных дорог от общей протяженности сети должен составлять порядка 50%. Чтобы достичь таких результатов, дорожникам уже сейчас необходимо увеличить объемы цементобетона в работе. В настоящий момент фактическая реализация Стратегии составляет 2% от общей протяженности федеральных автотрасс.

Сегодня потенциальный спрос на специальные цементы и комплексные минеральные вяжущие составляет примерно 5-6% от общего объема потребления цемента в стране или примерно 3-3,5 млн тонн в год. Если говорить и о странах-партнерах по Таможенному союзу, то потенциальный спрос на дорожные цементы увеличится примерно на 1 млн тонн в год с ежегодным ростом на 1%.

«Отмечу, что требования к цементу, применяемому в дорожном строительстве, гораздо более жесткие, чем к общестроительным цементам. Так, например, применяется строгое нормирование минералогии клинкера, введены ограничения по химическим и физико-механическим требованиям, включая водоотделение, которое ни к каким другим типам цементов не предъявляют. Все эти ограничения необходимы для обеспечения высокого качества дорожного полотна и его стойкости на протяжении длительного срока эксплуатации», – сказала Наталья Стржалковская.

При этом сегодня в России существует положительный опыт применения качественного цементобетона, способного выдержать существенные нагрузки. Например, при строительстве современных аэропортов, вошедших в число крупнейших в мире, цементобетонные покрытия были выполнены на высоком уровне. Кроме того, завершен ряд проектов строительства дорог с цементобетонным покрытием, среди которых: 80 км Северного обхода Новосибирска, 14 км на трассе Чита – Забайкальск, 20 км автотрассы М-4 «Дон», 8 км трассы А-370 «Уссури», 10 км трассы М-6 «Каспий» в Волгоградской области.

В России могут просубсидировать покупку частных домов из железобетона

Минпромторг России и «Дом.РФ» прорабатывают возможность запуска программы льготной покупки частных домов из железобетона, металлокаркаса и сэндвич-панелей.

«Институт развития и Минпромторг России совместно прорабатывают возможность запуска программы, в рамках которой граждане смогут получить скидку на покупку домокомплектов на минеральной основе (из железобетона, металлокаркаса и сэндвич-панелей), – по аналогии с той, что недавно начала действовать для деревянных домов», – говорится в сообщении «Дом.РФ».

Предполагается, что граждане при покупке домокомплекта стоимостью до 3,5 миллиона рублей смогут получить скидку, которую производителю субсидирует государство.

«Кричевцементношифер» преодолел 13-миллионный рубеж по выпуску цемента сухим способом

С момента пуска новой технологической линии ОАО «Кричевцементношифер» выпустило 13 млн т цемента.

Новая технологическая линия была введена в эксплуатацию летом 2013 года. Тогда символический запуск современного завода, возведенного белорусскими и китайскими специалистами на площадке под Кричевом, осуществил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Здание ОАО «Кричевцементношифер»

Уже через год кричевские цементники произвели первый миллион тонн. Пятимиллионная планка была преодолена в 2017-м, 10-миллионная – в 2021-м, в июле прошлого года предприятие сообщило, что с момента ввода в эксплуатацию технологической линии выпущено уже 12 млн тонн цемента сухим способом.

Новая упаковка от Спасскцемента

Общестроительный цемент I 42,5Н, произведенный Спасскцементом, теперь тарируется и в небольшую упаковку – пакеты по пять килограммов. Такая фасовка особенно удобна для частных потребителей при проведении локальных ремонтных или строительных работ.

Цементовоз Спасскцемент на фоне завода

Портландцемент тарируется на заводе «Тайгер Микс». Фасуют цемент на том же оборудовании, что и сухие строительные смеси. Пакеты с цементом упаковываются по три штуки в картонные коробки, а затем паллетируются. На одну паллету помещается 180 мешков – 900 килограммов.

В ближайшее время цемент в пятикилограммовой упаковке можно будет приобрести на сайте Единого центра снабжения ДВ (оптом, от одной паллеты) и в розницу – в строительных магазинах Приморского края и Сахалина.

Иран 8-й по величине производитель цемента в 2022 году

Согласно новому отчету, опубликованному Геологической службой США, в 2022 году Иран стал восьмым по величине производителем цемента в мире с объемом производства 62 млн тонн.

Китай был крупнейшим производителем с 2,1 млрд тонн, за ним следуют Индия с 370 млн тонн и Вьетнам с 120 млн тонн.

Иран разделил восьмое место с Россией, а его производство в 2022 году осталось таким же, как и в 2021 году.

Объем мирового производства сократился с 4,4 млрд. тонн до 4,1 млрд. тонн.

В отчете мощность производства клинкера в Иране оценивается в 81 миллион тонн.

Серый цемент типа II и типа V составляет львиную долю производства и потребления цемента в Иране.

Иран экспортирует цемент в Ирак, Афганистан и некоторые страны Юго-Восточной Азии. Однако в последние годы экспорт клинкера постепенно превысил экспорт цемента; По данным Исследовательского центра Меджлиса, зарубежные страны более склонны импортировать клинкер из-за ограниченных минеральных ресурсов.

Вышла новая версия VR-тренажера по сухому строительству

КНАУФ в России представил на своем сайте обновленную версию тренажера по сухому строительству, которая позволяет пользователям пройти полноценное обучение монтажу перегородок онлайн, удаленно сдать экзамен и получить сертификат.

Здание КНАУФ

VR-тренажер по сухому строительству – это специальный программный или программно-аппаратный комплекс с оборудованием виртуальной реальности для обучения с помощью имитации строительных отделочных работ. Данная разработка позволяет всем желающим: от студентов до мастеров и конечных потребителей получить знания и первичные практико-ориентированные навыки в монтаже перегородок. Разработка КНАУФ – это первый в мире тренажер виртуальной реальности по сухому строительству, созданный производителем строительных материалов.

Программное обеспечение включает в себя сценарии монтажа трех разных вариантов каркасно-обшивных перегородок из гипсовых строительных плит и гипсоволокнистых листов от нулевой до 100% готовности. Тренажер позволяет виртуально взаимодействовать с более чем 30 строительными инструментами и материалами, а его внутренняя цифровая механика имитирует сборку конструкции перегородки в соответствии со всеми стандартами отрасли.

Обновленная web-версия тренажера позволяет всем пользователям сайта пройти обучение в онлайн-режиме. Для каждого человека создается собственный личный кабинет. После завершения программы в режиме обучения пользователь может перейти в режим экзамена и получить оценку уровня знаний. В этом режиме тренажер фиксирует допущенные ошибки, а в конце выставляет оценки и анализирует прогресс обучающегося. Успешная сдача экзаменационного теста позволит получить индивидуальный сертификат КНАУФ. Число зарегистрированных пользователей на момент обновления тренажера составило более 2000 человек.

Помимо разработки тренажера специалистами компании успешно реализованы и другие цифровые проекты: электронный учебник КНАУФ и платформа дистанционного обучения (LMS). Как отмечают в компании, применение цифровых технологий позволяет человеку глубже погрузиться в профессиональную среду и получать необходимые знания в удобном формате.

Подборка новостей подготовлена на основе сообщений ­информационных порталов ancb.ru, beton.ru, stroygaz.ru, jcement.ru, realty.ria.ru, Иран.ру, а также материалов от пресс-службы Правительства России

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы