PENETRON: везде, где есть бетон (вторая часть)

PENETRON: везде, где есть бетон (вторая часть)

К.В.КИСЕЛЕВ, кандидат наук

В статье говорится о применении продуктов PENETRON при строительстве объектов инфраструктуры и промышленности.

The article highlights the use of Penetron System for the concrete durability of the industrial and infrastructural construction.

При создании или реконструкции общественных пространств, жилых и офисных зданий, рекреационных зон, гостиниц, спортивных арен, музеев и даже культовых сооружений не обойтись без системы PENETRON, обеспечивающей строению долговечность, защиту от влаги и химических соединений, быстроту работ [1]. Очевидна востребованность технологий PENETRON при строительстве объектов, так или иначе взаимодействующих с водной средой (плотины, портовые строения, бассейны и т.д.). Но есть еще одна тенденция, набирающая силу, – применение PENETRON при строительстве промышленных объектов (электростанций, промышленных предприятий, рудников и т.д.), а также транспортной инфраструктуры (мостов, туннелей, станций и пролетов метро, дорог и т.д.).

Электростанции

Сооружения энергетической отрасли требуют однозначных надежных решений, которые бы обеспечили долговечность и безопасность работы электростанции любого типа. Не секрет, что многие станции в России построены достаточно давно и нуждаются в ремонте и реконструкции. Яркий пример – Казанская ТЭЦ, одна из старейших угольных электростанций в России, начала работу в 1937 году со средней мощностью 360 МВт. С годами здание машинного зала пришло в негодность из-за чрезмерной влажности, которая повредила бетонные конструкции и подвергла арматуру объекта коррозии. В 2014 году на электростанции была проведена капитальная реконструкция, и новое энергетическое оборудование увеличило мощность до 410 МВт. Весь бетон, использованный в конструкциях отремонтированного объекта, был обработан PENETRON, чтобы сделать конструкции более прочными. Все полученные строительные швы заделаны PENEBAR SW [2].

Часто приходится ремонтировать отдельные конструктивные элементы электростанций, которые непосредственно соприкасаются с водой. Например, Ново-Свердловская ТЭЦ мощностью 550 МВт использует природный газ для производства тепла. Станция обеспечивает теплом и электроэнергией Екатеринбург и его окрестности, в которых проживает более 1,5 млн человек. Трубопровод протяженностью 27 км, который снабжает электростанцию водой из Белоярского водохранилища, является постоянным источником проблем из-за коррозии. После того, как многочисленные традиционные ремонтные работы оказались неэффективными, владелец завода выбрал PENETRON в качестве жизнеспособного решения. Используя уникальный процесс разрезания трубопровода и установки устройства для распыления торкретбетона, с добавлением PENETRON ADMIX, на внутреннюю поверхность трубы, самые последние ремонтные работы, основанные на кристаллической технологии PENETRON, дали отличные результаты и заделали все трещины. Этот метод также использовался на градирнях с аналогичными положительными результатами.

Богучанская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, Воткинская ГЭС, Благовещенская ТЭЦ, Волжская ГЭС, Новосибирская ГЭС и десятки других строились и реконструировались с помощью продуктов PENETRON. От самых больших до абсолютно локальных. Например, в 2010 г. монолитная бетонная плотина в Ковылкинском районе Мордовии была преобразована в первую в России сельскую мини-ГЭС мощностью 400 кВт. Чтобы укрепить бетонные конструкции и сделать их водонепроницаемыми, при реконструкции была использована вся система PENETRON: PENETRON, PENECRETE MORTAR, PENETRON ADMIX и PENEBAR.

Кроме того, применение системы PENETRON оправдало себя и при строительстве и ремонте атомных электростанций в Балаково, Белоярском, Волгодонске и других городах России и мира.

Мосты

Требования к прочности и долговечности мостов не то, чтобы особенные, но кратно превышают уровень требований к наземным сооружениям. Группа компаний Penetron имеет огромный опыт использования своей продукции при строительстве и реконструкции самых сложных и значимых мостовых сооружений.

Едва ли есть кто-то, кто не знает знаменитый Тучков мост в Санкт-Петербурге, соединяющий Васильевский и Петроградский острова, имеющий длину 226 м, ширину 36 м. Первоначальный деревянный мост был построен в 1758 году и с тех пор неоднократно реконструировался. Нынешнее строение датируется началом 1960-х годов и имеет три пролета, средний пролет – разводной. После 50 лет эксплуатации этому историческому мосту срочно потребовался ремонт и масштабные реставрационные работы. Команда Пенетрон в Санкт-Петербурге рекомендовала местное применение кристаллического материала PENETRON, чтобы предотвратить снос железобетонных столбов, сэкономив проекту значительное количество времени и денег, а также обеспечив водонепроницаемую конструкцию повышенной прочностью.

Тучков мост, исторически и транспортно значимая конструкция, но все же имеет относительно небольшие масштабы. А вот низколежащий балочный мост через Амурский залив представляет собой четырехполосную магистраль, соединяющую полуострова Де Фриз и Муравьева с Владивостоком. Строительство моста было завершено к встрече Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), прошедшей во Владивостоке в 2012 году. Длина моста 4364 м. В настоящее время это пятый по протяженности мост в России. Бетонные конструктивные элементы моста были обработаны кристаллическими материалами PENETRON для обеспечения сопротивления проникновению хлоридов из соленой воды.

Восьмой по длине в России, но конструктивно более уникальный вантовый мост на остров Русский, также был построен с помощью технологий PENETRON. Мост через бухту Золотой Рог имеет общую длину с эстакадами 3100 м. Это второй мост в мире по высоте среди аналогичных мостов – 324 метра. Кроме того, мост на остров Русский имеет самый большой в мире пролет среди вантовых мостов – 1104 м. Закономерно, что уникальный мост был изображен на купюре в 2000 рублей. Благодаря применению системы PENETRON строительство было завершено вовремя, несмотря на суровые погодные и сейсмические условия. Система кристаллических изделий PENETRON была применена для обеспечения высочайшего уровня прочности опорных бетонных столбов. PENETRON ADMIX использовался для гидроизоляции бетонных пилонов и предварительно напряженного настила бетонных плит моста.

Общее количество мостов в мире, при строительстве или реконструкции которых использовались технологии PENETRON, огромно. И везде PENETRON оправдал свою репутацию, как лидера в области обеспечения прочности и надежности бетонных конструкций в условиях соприкосновения как с пресной, так и соленой водой.

Промышленные предприятия

Отраслевой список предприятий, при строительстве или реконструкции применялась система PENETRON, обширен. От пищевых до горных производств. Приведем несколько примеров.

Алюминиевая промышленность России уже давно не мыслит себя без PENETRONа. Иркутский алюминиевый завод мощностью 412 600 тонн в год является одним из крупнейших предприятий России. Проект модернизации стоимостью 600 млн долларов США привел к увеличению производственных мощностей на 166 000 тонн и значительному сокращению выбросов. В ходе реконструкции более 3000 м3 бетона были обработаны PENETRON ADMIX, чтобы обеспечить герметичность конструкции без использования дополнительных гидроизоляционных материалов.

На одном из активов РУСАЛа, Волгоградском алюминиевом заводе, cистема PENETRON использовалась для ремонта и восстановления устаревших бетонных конструкций в здании, построенном несколько десятилетий назад. PENETRON был применен для того, чтобы весь бетон в цехе стал прочным и устойчивым к агрессивной химической среде. Богучанский алюминиевый завод в Таежном (Красноярский край) – одно из самых современных в мире производств алюминия. Благодаря энергоэффективному оборудованию и более экологически чистым процессам плавки планируется производить примерно 600 000 тонн алюминия в год. Пока пущена первая очередь. Система PENETRON, включая PENETRON ADMIX и PENECRETE MORTAR, была использована на всех фундаментных и подземных бетонных конструкциях основного производственного цеха.

Горные производства самых разных отраслевых типов также используют технологии PENETRON. Новый горнодобывающий комплекс в Соликамске («Уралкалий») включает в себя две шахты (глубиной почти 400 м), перерабатывающий завод, конвейерную систему, бункер для хранения калия и иные здания. Подрядчики использовали бетон, обработанный PENETRON ADMIX, для строительства фундаментных плит перерабатывающего завода и бункера для хранения, а также крышек свай логистического здания. PENETRON ADMIX добавлялся на этапе дозирования, становился неотъемлемой частью бетонной матрицы, образуя сеть нерастворимых кристаллов, что сделало бетон непроницаемым.

Совершенно иная горная отрасль – золотодобыча, но и здесь есть место для PENETRON. Наталкинский золотой рудник расположен в Магаданской области в Восточной Сибири. Он является третьим по величине золотым рудником в мире с оценочными запасами в 59,7 млн унций золота. Здесь PENETRON ADMIX использовался для гидроизоляции всех бетонных конструкций в шахтном туннеле длиной 950 м, а также в подвальных конструкциях офисных зданий и производственных помещений.

Нельзя обойтись без упоминания гиган­та российской промышленности комбината «Норильский никель». Завод находится в Норильске, самом северном городе мира, расположенном в Западной Сибири за Полярным кругом. В Норильске чрезвычайно суровый субарктический климат. Снежный покров держится около 250-270 дней в году, а снежные бури наблюдаются около 110-130 дней. Комбинат «Норильский никель» – ведущий производитель палладия (1 место) и никеля (2 место) в мире. Компания начала закупку системы PENETRON несколько лет тому назад для текущего ремонта заводских зданий, большинство из которых были построены в 1920-х годах, а затем отремонтированы в 1950-х годах. ­«Норильский никель» использовал всю ЛИНЕЙКУ системы PENETRON для ремонта своих цехов и инфраструктуры.

Нефтепеработка (Пермский нефтегазоперерабатывающий, комплекс нефтепереработки Танеко в Нефтекамске и т.д.), черная металлургия (Первоуральский новотрубный завод и др.), медицина (комплекс в Дубне по производству фильтров для гемодиализа и аппаратов искусственной почки и др.), фактически нет отрасли промышленности, в которой бы не применялись технологии PENETRON.

Метро и туннели

Метро – вид транспорта, требующий особого внимания к прочности, долговечности и водонепроницаемости. Наиболее активное строительство идет в быстрорастущей Москве, что повышает значимость фактора скорости строительства. Применение системы PENETRON обеспечивает выполнение всех этих четырех требований: прочность, долговечность, водоустойчивость и скорость строительства. Например, PENETRON применялся при строительстве Серебряноборских туннелей. Длина только главных туннелей – 3126 м. Но их уникальность не только в протяженности, но и в том, что они двухъярусные, предназначенные как для движения поездов, так и автомобилей. Глубина залегания – до 44 м, то есть в непосредственной близости от грунтовых вод. PENETRON и PENECRETE MORTAR использовались для строительства самих туннелей, вентиляционных отверстий, станций метро, подземных переходов и даже купола станции «Марьина Роща». Кроме Москвы технологии PENETRON использовались при строительстве и реконструкции метрополитена в Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Фактически, везде, где есть метро, применяется именно PENETRON.

Любое масштабное дорожное строительство особенно в пределах городской застройки рано или поздно сталкивается с проблемой прокладки туннелей. Россия не исключение. Наиболее масштабный туннельный проект был реализован опять-таки в Москве. После 15-летнего периода строительства в 2015 г. здесь был сдан в эксплуатацию Алабяно-Балтийский туннель. Стоимость строительства только туннеля 54 млрд рублей, то есть примерно 2 млрд долларов по курсу того года. Проблемы при строительстве были связаны, во-первых, с тем, что туннель прокладывался под линией метро, во-вторых, под подземной рекой. Для решения этих проблем и были использованы технологии PENETRON. PENETRON был нанесен местно на стены туннеля, чтобы обеспечить непроницаемость бетонную матрицы, PENEBAR SW использовалась для герметизации строительных швов во время заливки стен, создавая полностью водонепроницаемый каркас.

Наконец, с необходимостью прокладки туннелей сталкиваются не только метростроевцы и дорожники, но и железнодорожники. Один пример. Новый Кузнецовский туннель на БАМе в Хабаровском крае имеет протяженность 3 890 м и является одним из самых протяженных железнодорожных туннелей в России. Здесь использовались для местного применения PENETRON, а также PENEBAR SW, WATERPLUG и PENEPLUG – быстродействующий цементирующий герметик для герметизации протечек.

Сегодня очевидно, что постепенно приходит время новых подходов к строительству транспортной инфраструктуры, энергетических и промышленных объектов. Проч­ность, защита от коррозии, долговечность и скорость реализации проекта – вот четыре принципа современного строительства. ­Реализации именно этих принципов и способствуют технологии PENETRON.

Библиографический список
1. Киселев К.В. PENETRON: везде, где есть бетон. Часть1//Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века, № 4 (267), 2021.С. 43-46.
2. Обзор материалов PENETRON: система PENETRON: обеспечение полной защиты бетона// Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века, № 7-8, 2019. С. 10-12.

Penetron International Ltd.
45 Research Way, Suite 203
East Setauket, NY 11733 USA
Ph: 631-941-9700
Fax: 631-941-9777
E-mail: info@penetron.com