История развития науки об огнесохранности железобетонных конструкций

История развития науки об огнесохранности железобетонных конструкций

С.П. АНТОНОВ, генеральный директор компании «ПРОЗАСК», Г.И. БОЛОДЬЯН, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Автор обосновывает необходимость тщательного изучения поведения железобетонных конструкций при огневом воздействии. Это обусловлено растущим количеством пожаров и в мире, и в России, а также активным применением супервысокопрочных бетонов (например, для тоннельного и высотного строительства), которые более восприимчивы к разрушению при огневом воздействии. В статье также отмечается, что основная цель обеспечения безопасности такого рода объектов состоит в сохранении жизней людей и существующих материальных ценностей, обеспечив при этом несущую способность конструкций в рабочем состоянии во время и после пожара.

The author substantiates the need for a thorough study of reinforced concrete structures behavior under fire exposure. This is due to the growing number of fires both in the world and in Russia, as well as the active use of super high-strength concretes (for example, for tunnel and high-rise construction), which are more susceptible to destruction during fire exposure. The article also notes that the main purpose of ensuring the safety of such objects is to preserve people’s lives and existing material values, while ensuring the bearing capacity of structures in working condition during and after a fire.

Введение

Обеспечение огнесохранности строительных конструкций начало волновать владельцев собственников жилого и нежилого имущества, да и местные власти, пожалуй, с самого начала строительства зданий и сооружений. Достаточно обратиться к летописям – сколько деревянных посадов и поселений было уничтожено огнем! Причинами возгораний были нападения врагов, умышленные поджоги, неосторожность, а также жара, засуха, другие стихийные бедствия. Так, первый зафиксированный в письменных источниках пожар случился в Москве в 1177 году в результате нападения рязанского князя Глеба. В Москве до XIX в. нередко огонь занимал целые районы, которые затем приходилось заново восстанавливать. Во время московских пожаров погибли не только дома, но и архивы, документы и другие важные исторические свидетельства. Вплоть до XIX века в городе преобладала деревянная застройка, способствовавшая распространению огня, а пожар количеством в несколько десятков домов вообще не считался чем-то серьезным. Однако после пожара 1812 года центр города стали застраивать каменными зданиями. После этого масштабные возгорания происходили все реже, но все еще опасным элементом конструкции оставались деревянные, не стойкие к огню перекрытия.

Мечта архитекторов и строителей об абсолютно негорючих материалах и конструкциях сбылась, когда появились технологии строительства зданий на стальном каркасе, а потом еще и с применением бетона.

Рис. 1. Внешний вид здания и металлоконструкций завода Ditherington Falx Mill

Льноперерабатывающий завод Ditherington Falx Mill, расположенный в пригороде Шрусбери, Англия, считается первым в мире зданием, построенным на металлической конструкции. Это сооружение называют «прародителем небоскребов», хотя он не выше современной пятиэтажки. Архитектор Чарльз Бейдж, спроектировавший это здание, использовал для проекта металлический каркас. Колонны и поперечные балки были изготовлены в местном литейном цехе. Строительство завода продолжалось с 1796 по 1797 год. Он был построен в пять этажей и восемнадцать пролетов.

Благодаря применению металлических колонн и балок, конструкция отлично выдерживала воздействие огня во время коротких пожаров, которые нередко возникали в здании из-за содержания большого количества волокон льна в воздухе.

Со второй половины XIX в. начали производить и применять железобетонные конструкции, в которых были соединены в монолитное целое бетон и стальная арматура. Как ни удивительно, но принято считать, что первым изделием из железобетона стала лодка, построенная Ламбо во Франции в 1848-1850 гг. (рис. 2).

Рис. 2. Железобетонная лодка Ламбо

В России железобетон применяют с 1886 года для перекрытий по металлическим балкам, а с 1899 г. – при строительстве железнодорожных сооружений, в промышленном и гражданском строительстве. Именно такое сочетание в конструкции стального каркаса и бетона сделало впоследствии возможным строительство небоскребов. И прекрасным доказательством преимуществ применения железобетона стал небоскреб «Бурдж-­Халифа» – сердце делового центра в Дубае. Его высота составляет 828 м. «Бурдж-Халифа» представляет собой многофункциональный небоскреб с коммерческими, жилыми и гостиничными помещениями. Дизайн башни отсылает к исламской архитектуре, например к облику Великой мечети Самарры. Специально для этого небоскреба была разработана марка бетона, который выдерживает температуру около +50°C, его укладывали только по ночам и добавляли в раствор лед.

Рис. 3. Небоскреб «Бурдж-Халифа»

Однако намного раньше строительства этого здания при изучении результатов других пожаров в железобетонных зданиях было выявлено, что и металл, и бетон при огневом воздействии подвержены потере несущих свойств и даже полному разрушению (рис. 4).

Рис. 4. Обрушение бизнес-центра в Тегеране в ходе пожара, 2017 год

Казалось бы, что достаточно с помощью определенной толщины защитного слоя бетона защитить металл от прогрева до температуры приблизительно в +500°С, и огнестойкость всей конструкции будет обеспечена. Но изучение последствий пожаров явно свидетельствует о том, что в некоторых случаях разрушение конструкций произошло по причине оголения арматурного каркаса вследствие взрывообразного разрушения бетона (т.е. потери железобетонной конструкцией (ЖБК) огнесохранности). Принято считать, что за огнесохранность конструкции принимают такое состояние, которое позволяет обеспечивать ее ремонтопригодность без дополнительного конструктивного усиления или замены [8]. Однако в данной работе для упрощения и наглядности огнесохранность рассматривается как одно из составляющих общего понятия, а именно как видимый параметр состояния бетонной поверхности конструкции во время и после пожара: произошло ли разрушение бетона, и оголился ли арматурный каркас.

В большей степени возникновение эффекта потери целостности бетона относится и к подземным конструкциям (рис. 5), что обусловлено практически повсеместной эксплуатацией конструкций в условиях повышенной влажности.

Так, в результате пожара автомобиля в CHANNEL Tunnel пострадали 14 человек; произошло обрушение 650 метров обделки тоннеля (рис. 5). Оголившаяся арматура – результат взрывообразного (хрупкого) разрушения бетона. Общие потери вследствие пожара составили более 60 млн евро.

Рис. 5. CHANNEL Tunnel между Великобританией и Францией, 2008 г.

Поэтому в данной работе рассматривались история изучения процессов разрушения бетонов при пожаре, а также решений для возможного применения железобетонных конструкций, учитывая при этом не только огнестойкость, но и компенсацию возможных потерь прочностных свойств бетонов, и, кроме того, его целостность при пожаре.

Развитие знаний о железобетоне

Железобетон до сих пор остается основным материалом при возведении промышленных зданий, эстакад, силосов, бункеров, резервуаров, дымовых труб; широко применяется в строительстве гидротехнических сооружений, электростанций и АЭС, метрополитенов, тоннелей, а также в конструкциях жилых домов и общественных зданий.

В 1931-1933 гг. профессор А.Ф. Лолейт разработал основные положения новой теории расчета изгибаемых и центрально-сжатых железобетонных элементов по развивающимся нагрузкам. А в бывшем Центральном научно-исследовательском институте промышленных сооружений (ЦНИИПС) под руководством профессора А.А. Гвоздева были проведены обширные экспериментальные исследования и завершена разработка этой теории, подготовлены новые технические условия и нормы проектирования ЖБК.

Рис. 6. Блок тоннельной обделки с ммикрофиброй во время испытаний

На сегодняшний день с целью развития обязательных требований, указанных в 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»[7], разработан Свод правил СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» [6]. Настоящий СП распространяется на проектирование бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений различного назначения, эксплуатируемых в климатических условиях России (при систематическом воздействии температур не выше 50°С и не ниже минус 70°С), в среде с неагрессивной степенью воздействия. Документ устанавливает требования к проектированию бетонных и железобетонных конструкций, изготовляемых из тяжелого, мелкозернистого, легкого, ячеистого и напрягающего бетонов и содержит рекомендации по расчету и конструированию конструкций с композитной полимерной арматурой. СП определяет общие требования к таким конструкциям и методы проектирования таким образом, чтобы бетонные и ЖБК всех типов удовлетворяли требованиям: по безопасности, по эксплуатационной пригодности, по долговечности, а также дополнительным требованиям, указанным в задании на проектирование.

Так, применительно к обеспечению огнестойкости железобетонных конструкций СП 63.13330.2012 в п.10.3 гласит: «Требования к армированию. Защитный слой бетона. 10.3.1 Защитный слой бетона должен обеспечивать: совместную работу арматуры с бетоном; анкеровку арматуры в бетоне и возможность устройства стыков арматурных элементов; сохранность арматуры от воздействий окружающей среды (в том числе при наличии агрессивных воздействий); огнестойкость конструкций.

Однако, как уже отмечалось ранее, не всегда этот защитный слой бетона остается неразрушенным в первые минуты пожара и обеспечивает по факту требуемую защиту металлической арматуры от температурного сверхнормативного нагрева.

Развитие науки об огнесохранности бетонных конструкций

Если рассматривать пожарную безопасность железобетонных конструкций на примере метрополитенов, то в статье «Метрополитен» «Технической энциклопедии» (том 13, изданной в 1931 году), о пожарах (и, естественно, разрушении бетонов) практически не упоминается, хотя возраст Лондонского метрополитена к тому времени приближался к 70 годам. Вероятнее всего, отсутствие упоминаний вызвано тем, что не было прецедентов разрушения бетонов при пожарах, да и сами возгорания приводили только к образованию дыма как самостоятельного опасного фактора пожара, но не к разрушению конст­рукций (как, например, это произошло в парижском метро в 1903 году, когда от дыма задохнулось более 100 человек). Не было упоминаний о противопожарных требованиях и в более поздних «Технических условиях проектирования метрополитена» 1954 г. [4]. Однако увеличение количества станций и перегонов метрополитенов вело росту интенсивности их использования. В строительстве стали все шире применяться конструкции из бетонов повышенной прочности или прошедших тепловлажностную обработку, а также с тонкостенными и предварительно напряженными элементами. Последующий опыт эксплуатации тоннелей показал, что пожары в них носят достаточно регулярный характер. А последствиями одного из серьезных пожаров, произошедшего в 1972 г. в Берлине, стало разрушение 200 метров бетонного тоннеля мелкого заложения. При этом выгорело 2 поезда. После пожара длительностью 30-60 минут, как правило, наблюдается повреждение нижнего слоя бетона на глубину, превышающую толщину защитного слоя бетона, нижняя арматурная сетка в перекрытиях полностью выключается из работы, а сами конструкции таких перекрытий если и не разрушаются, то находятся в предаварийном состоянии.

В СССР, как и во всем мире, активно занимались разработкой фундаментальной теории как в целом об огнестойкости, так и огнесохранности ЖБК. Значительные экспериментальные и теоретические исследования проводились в НИИЖБ, ВНИИПО, НИПИсиликатбетон, ВНИИстром, МИСИ. Методы расчета огнестойкости конструкций сформировали Яковлев А.И., Ройтман В.М., Милованов А.Ф., Голованов В.И., Федоров В.С., Мешалкин Е.А., Кузнецова И.С., и другие известные ученые. В их работах даны, в том числе рекомендации по повышению огнесохранности железобетонных сооружений при пожаре. Еще в середине 70-х годов докт. техн. наук Ройтман В.М. в статье «Оценка огнестойкости конструкций с учетом их взрывообразного разрушения» писал, что «методы оценки взрывообразного разрушения материалов и конструкций при интенсивном нагреве находятся в процессе становления, отсутствует единый методологический подход к решению данной проблемы». Но практически в это же время, к концу 1974 г. учеными Жуковым В.В., Гуляевой В.Ф. и Сорокиным А.Н. во ВНИИПО МЧС России были произведены огневые испытания 36 бетонных плит разной толщины. Все плиты с крупным заполнителем из гранита разрушались в виде взрыва. Исследования показали, что взрывообразное разрушение бетона при пожаре зависит от собственных напряжений, влажности и состава бетона.

В 1979 году в диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Мешалкина Е.А.: «Исследование процесса разрушения бетонных изделий при пожаре с учетом их взрывообразной потери целост­ности», выполненной на основании новой серии экспериментов, отмечалось, что внеш­нее проявление взрывообразной потери целостности бетона заключалось в том, что при испытаниях на огнестойкость уже через 5-10 минут после начала теплового воздейст­вия почти непрерывно от обогреваемой поверхности бетонных конструкций откалывались пластинки материала площадью 0,04-0,05 м2 и толщиной до 1,5 см. Куски откалывающегося бетона отлетали с хлопками и треском на расстояние 10-15 м. Можно сделать вывод о том, что в результате теплового воздействия конструкции могут быстро утрачивать свою несущую способность: сжатые элементы (например, колонны) – в результате резкого уменьшения рабочего сечения, а изгибаемые элементы (плиты перекрытий) – из-за быстрого нагревания растянутой рабочей арматуры до критической температуры».

Отмечая сложность процессов тепло- и влагопередачи при интенсивном высокотемпературном воздействии, были кратко сформулированы предлагаемые учеными «статические» объяснения причин «взрыва» бетона в рассматриваемых условиях:

– в сухом бетоне – это уменьшение его прочности (с ростом температуры) до критических значений величин внутренних напряжений, создаваемых приложенной нагрузкой. При нормальных условиях эксплуатации прочности бетона достаточно для того, чтобы противостоять таким напряжениям, а нагретом состоянии – недостаточно [9];

– во влажном бетоне – те же процессы, но с наложившимся на них ростом давления паров до некоторой разрушающей величины. Некоторые отчеты огневых испытаний показали, что это происходит даже в бетонах с невысокой однопроцентной влажностью.

Была проведена серия огневых экспериментов во ВНИИПО для проверки метода оценки стойкости бетонных изделий к хрупкому разрушению при огневом воздействии. Испытывались бетоны с различными заполнителями. Испытания 6-ти плит проводились через год после изготовления. Эксперименты показали, что бетон образцов разрушался с эффектом «взрыва» уже через 9-15 минут огневого воздействия. При этом в нижней полке образовывались сквозные отверстия. Естественно, процесс взрывообразного разрушения защитного слоя бетона приводил к сверхнормативному прогреву арматурного каркаса и к понижению огнестойкости конструкции ниже расчетной (проектной) и требовал дополнительных мероприятий по предотвращению этого процесса.

На основании данных исследований, а также ряда других работ Мешалкин Е.А. предложил основные меры, связанные с воздействием на конструктивные факторы, и повышающие огнесохранность бетона: введение специальных защитных элементов в бетонные конструкции; перфорирование поверхностей конструкции для «стравливания» избыточного давления, создаваемого при испарении содержащейся в бетоне влаги; введение элементов, препятствующих развитию процесса разрушения материала при его интенсивном прогреве;дополнительное армирование поверхностного слоя бетона сварными сетками с различными размерами ячеек.

И как результат таких исследований в том же 1979 году НИИЖБ Госстроя СССР выпустил «Рекомендации по защите бетонных и железобетонных конструкций от хрупкого разрушения при пожаре» для помощи специалистам при разработке новых видов бетонных и железобетонных конструкций, в которых возможность хрупкого разрушения бетона при пожаре была бы уменьшена или исключена. Также рекомендации могли применяться для анализа потери огнесохранности бетонных конструкций при реальных пожарах.

Параллельно с советскими учеными данными проблемами занимались и многие специалисты с мировым именем, развивая науку об огнесохранности бетонов. Например, Sven Thelandersson из шведского Institute of Technology, McAdam M.A. из American Concrete Institute (ACI) и др.

Следует отметить, что Мешалкин Е.А. практически предвосхитил разработанные и введенные в 1992 году требования Еврокода 2 «Проектирование железобетонных конструкций», а именно части EN 1992-1-2 «Общие правила определения огнестойкости»[10].

В 1975 г. Комиссия европейских сообществ приняла решение о применении программы в области строительства, основанное на статье 95 Соглашения. Целью программы являлось устранение технических препятствий деловой активности и стандартизация технических условий.

Иными словами, в данной программе Комиссия проявила инициативу по определению совокупности гармонизированных технических правил для проектирования строительных работ, которые на начальной ступени выступали бы в качестве альтернативы действующим национальным правилам в странах-членах Сообщества и в итоге заменили бы их. На протяжении пятнадцати лет Комиссия при помощи руководящего комитета представителей стран-членов осуществляла разработку программы Еврокодов, что привело к появлению их первого поколения в 1980-е годы. Еврокоды устанавливают общие правила проектирования, расчета и определения параметров как самих конструкций, так и отдельных конст­руктивных элементов, которые пригодны для обычного применения. Они касаются традиционных методов строительства, а также аспектов инновационного применения, но при этом не содержат правил для нестандартных конструкций или специальных решений, для которых необходимо привлекать экспертов.

Упомянутый Еврокод 2 «Проектирование железобетонных конструкций» требует избегать взрывообразного разрушения бетона и в п.6.2 рекомендует для защиты бетона от хрупкого разрушения при пожаре применить один из методов (фактически предложенным ранее Мешалкиным Е.А. в своей диссертации):

• Метод А. Дополнительное конструктивное арми­рование поверхностного слоя бетона со стороны нагрева арматурной сеткой с ячейками размером не менее 50×50 мм и диаметром арматуры 2 мм (толщина размером защитного слоя для дополнительной арматуры — не менее 40 мм);

• Метод В. Применение бетонов, обеспечивающих целостность железобетонной конструкции при пожаре (эффективность примененных составов бетонной смеси необходимо подтвердить экспериментально);

• Метод С. Нанесение на нагреваемую поверхность бетона огнезащитного покрытия, при котором не происходит хрупкое разрушение (огнезащитную эффективность покрытия необходимо подтвердить экспериментально);

• Метод D. Добавление в бетонную смесь не менее 2 кг ∙ м–3 полипропиленовых волокон.

Сегодня ученики профессоров Ройтмана В.М, Мешалкина Е.А., Голованова В.И. ­
продолжают научные исследования с целью получить новые данные по практическому применению этих методов, например, с помощью использования полипропиленовой микрофибры, а также возможности применения стандартных расчетов для определения огнестойкости железобетонных строительных конструкций с использование данных технологий. Особенно активно эта работа возобновилась в 2014 г. на базе ВНИИПО МЧС России, где проводятся огневые испытания и выдаются заключения по огнестойкости и огнесохранности разнообразных конструкций из различных классов бетонов.

Российское противопожарное законодательство об огнесохранности бетонных конструкций

В настоящее время проблема обеспечения безопасности зданий и сооружений при пожарах за счет заданности требуемых параметров огнестойкости и огнесохранности достаточно подробно отражена в российском законодательстве путем включения этих требований в технические регламенты, своды правил и государственные стандарты обязательного и добровольного применения, другие нормативные документы. В конечном счете – в проектную документацию на каждое здание и сооружение на этапе строительства или реконструкции. Например, Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» это требует в статье 8. Требования пожарной безопасности. Суть в следующем. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления, воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались их защита, а также ограничение последствий пожара на здание или сооружение. Необходимо, чтобы в случае возникновения пожара соблюдались требования: «… сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конст­рукций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара». [7]

Серьезная исследовательская работа коллектива под руководством канд. техн. наук Кузнецовой И.С. завершилась отчетом по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе: «Проведение огневых испытаний и формирование требований к огнестойкости и огнесохранности железобетонных конструкций», в 2-х томах (НИЦ «Строительство», ­НИИЖБ им. А.А. Гвоздева) для ФАУ ФЦС. Огневые испытания проводились на базе ВНИИПО МЧС России в 2017 г. Также были проведены серии огневых испытаний блоков тоннельной обделки, выполненных компанией «ПРОЗАСК» – в испытательной лаборатории ВНИИПО МЧС России (рис. 6).

Результатом работы всех вовлеченных в данный процесс научных организаций, на сегодняшний день – это авторский коллектив НИИЖБ им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство» (руководитель работы – канд. техн. наук И.С. Кузнецова, главный консультант – доктор техн. наук, профессор А.Ф. Милованов) стал разработанный свод правил СП 468.1325800.2019 «Бетонные и железобетонные конструкции. Правила обеспечения огнестойкости и огнесохранности». В основу стандарта положены экспериментальные и теоретические исследования, выполненные специалистами НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, МГСУ, СГСУ, а также материалы международных организаций: Европейского комитета по стандарту (CEN), Международного совета по строительству (CIB), Международной организации по стандартизации (ISO), Международного совета лабораторий по испытанию строительных материалов и конструкций (RILEM), Международной федерации по конструктивному бетону (FIB).

Настоящий свод правил (СП) распространяется на проектирование, строительст­во, эксплуатацию, техническое обследование и реконструкцию после пожара зданий и сооружений, к которым предъявляются требования обеспечения огнестойкости и огнесохранности бетонных и железобетонных конструкций. СП устанавливает требования к проектированию и конструированию ЖБК с обеспечением требований огнестойкости и огнесохранности при воздействии стандартного температурного режима пожара. Проектирование преимущественно должно осуществляться таким образом, чтобы фактические пределы огнестойкости конструкций были не менее нормируемых значений, и огнестойкость обеспечивалась за счет рационального конструирования сечения железобетонной конструкции, даже без применения огнезащитных средств. Такой подход обеспечит долговечность и надежность ЖБК. В пунк­те 12 СП 468 дано указание об обеспечении огнесохранности железобетонных конструкций: «Если при проектировании здания ставится задача обеспечения сохранности несущих железобетонных конструкций после пожара, то предел их огнестойкости является недостаточным показателем. В этом случае на стадии проектирования следует обеспечить огнесохранность ЖБИ. При проектировании таких конструкций должна быть проверена их огнесохранность после пожара длительностью, эквивалентной нормируемому пределу огнестойкости конструкции. При этом следует расчетно-аналитическим путем предусмотреть всевозможные последствия разрушающего воздействия пожара на наружные слои бетона и арматуру».

А пункты 9.13-9.15 данного СП прямо указывают на необходимость проведения ряда мероприятий по защите ЖБК от хрупкого разрушения при пожаре, в том числе ликвидирующие такое разрушение бетона или снижающие его вероятность.

Расчетно-аналитические методы оценки огнестойкости, приведенные в указанном СП для железобетонных конструкций сжатых, изгибаемых и растянутых элементов, основаны на результатах многочисленных исследований и огневых испытаний, выполненных с 70-х годов прошлого века и продолжающихся в наши дни.

Заключение

Актуальность изучения поведения ЖБК при огневом воздействии обусловлена большим количеством пожаров и в мире, и в России (только у нас более 150 тысяч в год). Большинство из них наносят серьезный урон зданиям и сооружениям. По данным Всемирного Центра пожарной статистики убытки от пожаров составляют в развитых странах до 2% от их национального дохода. [33].

Следует отметить, что расширяется применение супервысокопрочных бетонов для тоннельного и высотного строительства. Не будем сбрасывать со счетов тот факт, что такие бетоны более восприимчивы к разрушению при огневом воздействии.

В настоящее время в РФ, несмотря на имеющиеся объективные трудности, интенсивно ведется строительство различных подземных сооружений, в частности подземных паркингов, автодорожных тоннелей и тоннельных сооружений метрополитенов. Так, в 2021 году Департаментом строительства Москвы планируется построить 16 тоннелей и эстакад. Пожарная опасность таких сооружений (в том числе тоннелей глубокого заложения) обусловлена высокой интенсивностью движения, широкой номенклатурой перевозимых пожароопасных грузов, большим количеством людей, одновременно находящимся или в тоннеле, или в зданиях.

Основная цель безопасности такого рода объектов состоит не только в сохранности жизни людей и существующих материальных ценностей, но и обеспечении несущей способности конструкций подземных сооружений и тоннелей в рабочем состоянии во время и после пожара. Следует обратить внимание на то, что при строительстве должны быть приоритетны конструкции с требуемой огнестойкостью по несущей способности (обозначается буквой R) [1], которые позволят в случае пожара восстановить эксплуатационные возможности сооружения за минимальное время с наименьшими техническими и финансовыми затратами – т.е. конструкции с высокой огнесохранностью. К положительному результату проведенной научно-исследовательской работы в области огнесохранности бетонов и ЖБК отнесем и то, что с 2020 г. при строительстве двухпутных линий московского метрополитена применяются два из предложенных в настоящей статей метода. Это использование противооткольной сетки и бетона с добавлением полипропиленовой микрофибры, которая препятствует взрывообразному разрушению бетона при пожаре.

Хочется надеяться, что начавшийся процесс повышения огнестойкости и огнесохранности общественных материальных ценностей в виде железобетонных конструкций зданий, инфраструктурных и других сооружений будет непрерывно продолжаться в ходе нового строительства или реконструкции существующих объектов.

Библиографический список

1. Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
2. Цай Т.Н. Строительные конструкции. Железобетонные конструкции. Учебник. СПб., Изд-во «Лань», 2012.
3. Жуков В.В, Гуляева В.Ф., Сорокин А.Н. Взрывообразное разрушение бетона, Сборник трудов «Огнестойкость строительных конструкций» ВНИИПО МВД ССР, 1976,
4. Голиков А.Д., Агеев П.М., Черкасов Е.Ю, Рощина Я.В. История исследования пожарной безопасности метрополитенов, журнал «Метро и тоннели», №3, 2018
5. Ройтман В.М. «Оценка огнестойкости конст­рукций с учетом их взрывообразного разрушения» УДК 614.841.332:624
6. СП63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения».
7. Федеральный закон 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
8. СП 468.1325800.2019. Бетонные и железобетонные конструкции. Правила по обеспечению огнестойкости и огнесохранности Министерст­во строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
9. Мешалкин Е.А. Исследование процесса разрушения бетонных изделий при пожаре с учетом их взрывообразной потери целостности [Текст]: автореф. дис.,канд. техн. наук: 05.26.01 / ­Мешалкин Евгений Александрович. – М., 1979.
10. EN 1992-1-2:2009 (02250) Еврокод 2. Проектирование железобетонных конструкций. Часть 1-2. Общие правила определения огнестойкости.