Россию ждет цифровая трансформация дорожной отрасли

Россию ждет цифровая трансформация дорожной отрасли

VII международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог» состоялась в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) в начале февраля. Мероприятие было организовано МАДИ совместно с Федеральным дорожным агентством, Госкомпанией «Автодор», СОЮЗДОРСТРОЙ и Ассоциацией бетонных дорог. Подробности в данном пост-релизе.

The VII International scientific and Practical conference Innovative Technologies: Ways to increase the inter-repair service life of highways was held at the Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI) in early February. The event was organized by MADI in cooperation with the Federal Road Agency, the State Company Avtodor, SOYUZDORSTROY and the Association of Concrete Roads. For more information, see this post-release.

Модератором конференции выступил Виктор Ушаков, президент Ассоциации бетонных дорог, доктор технических наук, профессор, завкафедрой «Строительство и эксплуатация дорог».

С приветственными словами к участникам конференции обратились врио МАДИ Андрей Келлер, зампредседателя правления Государственной компании «Автодор» Игорь Астахов, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, замгенерального директора Анатолий Хвоинский и председатель Межправительственного совета дорожников стран СНГ Бури Каримов.

В конференции приняли участие спикеры международных компаний, таких как STRABAG (Германия) , GOMACO (США) и WIRTGEN (Германия) и др.

Алексей Пономарев, представитель GOMACO в России, рассказал об опыте США и Канады и отметил, что при проектировании и строительстве цементобетонных технологий или бетонных дорог, главная цель — максимально эффективно использовать средства налогоплательщиков. «В большинстве случаев анализ затрат в течение жизненного цикла показывает преимущество применения жестких покрытий за счет возможности сэкономить до 1/3 расходов в течение жизненного цикла (40 и более лет). На сегодняшний день это экономически оправданный метод для оптимального инженерно-технического решения при выборе типа дорожной конструкции», – прокомментировал Пономарев. Он также подчеркнул, что возросший объем перевозок, непрерывно растущая нагрузка на дорожную сеть требует строить только качественные долговечные и недорогие в эксплуатации покрытия автомобильных дорог. Этим критериям соответствует только цементобетонное покрытие. В Америке более половины межштатных магистралей выполнены с применением цементобетона; в 1/4 штатов доля жестких покрытий доходит до 90% от магистральной сети. Причина – более высокая эффективность капиталовложений.

Алекс Эккерт, руководитель по цементобетонным покрытиям STRABAG, подчеркнул, что современный мир находится в стадии постоянной трансформации: «То, что еще 10-15 лет назад казалось нам немыслимым, стало сегодня возможным, а местами даже и обыденным. Цифровизация транспорта, беспилотные транспортные средства, переход автотранспорта на новые источники энергии – все это уже существует и будет продолжать развиваться в будущем. В вопросе перехода автотранспорта на новые источники энергии речь идет, в первую очередь, о переходе на электроэнергию. Однако еще существуют определенные технические преграды для массового распространения данной технологии: продолжительное время зарядки, ограниченность хода электротранспорта, связанная с емкостью батареи, доступность зарядных станций на автомагистралях».

Эксперт также отметил, что технология индуктивной динамической зарядки является одним из решений данных проблем: «В комбинации с цементобетонными покрытиями она позволяет создать удобные, надежные и долговечные системы бесконтактной зарядки на автомагистралях и прочих инфраструктурных объектах».

Виктор Ушаков, президент Ассоциации бетонных дорог, в своем докладе отметил, что специалистами МАДИ на универсальном кольцевом стенде были выполнены исследования по установлению влияния состава бетона, прочности щебня и размера его фракций, а также технологии текстурирования поверхности на истирание цементобетонных покрытий. Результаты испытаний показали, что на износ цементобетонных покрытий под действием шипованной резины первостепенное влияние оказывает качество щебня. Применение прочного заполнителя (порфиритов) и оптимальных его фракций при приготовлении бетона позволило снизить истирание цементобетонных покрытий под действием шипованной резины в 1,5-2 раза.

В докладе была рассмотрена технология устройства слоя износа из асфальтобетона ЩМА-12 на цементобетонном покрытии с подгрунтовкой полимерно-битумной (латексной) эмульсией на автомобильной дороге М-4 «Дон» на участке 52-71 км. Мониторинг экспериментального участка дороги в течении 3 лет подтвердил, что устройство тонкого слоя износа из щебеночно-мастичного асфальтобетона с применением мембранной технологии является сегодня эффективным методом ремонта цементобетонных покрытий, который может быть рекомендован для широкого применения.

Юрий Жуков, руководитель направления ВИРТГЕН, отметил, что «Ввиду основных требований к дорожным одеждам в виде низкой себестоимости и высокой долговечности основным потенциальным источником экономии будут являться инертные материалы, составляющие около 2/3 общих затрат. Поиск следует вести в применении альтернативных конструкций дорожной одежды, использовании альтернативные и ранее непригодных материалов, прежде всего, обработанных минеральными вяжущими. В качестве решения предлагаются следующие технологии: укрепление (стабилизация) грунтов, жесткие дорожные основания, монолитные одно- и двухслойные цементобетонные покрытия, в том числе, с «оголенным заполнителем», малые монолитные бетонные формы для обустройства автомобильных дорог, а также холодный ресайклинг при ремонте дорожных одежд».

Спикер подчеркнул, что «Активное применение альтернативных технологий позволило бы остановить процесс разрушения дорожной сети, быстрее привести её в нормативное состояние и обеспечить выполнение транспортной части «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», нацпроектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комфортная городская среда», федеральных проектов, госпрограмм и поручений Президента и Правительства. Снижение себестоимости строительства и ремонта дорожных одежд, а также повышение их долговечности, снизит периодичность и стоимость последующих ремонтов, что позволит высвободившиеся денежные средства направить на дальнейшее расширение дорожной сети».

Всего участниками конференции стали более 600 слушателей — руководители федеральных и региональных органов управления автомобильными дорогами, специалисты из научных и проектных организаций, представители подрядных организаций, сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели и студенты высших учебных заведений, представители СМИ.

Презентация некоторых докладов участников конференции доступны на сайте stroymat.ru