Новости стройкомплекса №2, 2020

Новости стройкомплекса №2, 2020

Названы главные помехи строительству в России

По словам вице-премьера Хуснуллина, в России «большие проблемы» с ценообразованием, «потому что та цена, которая определяется, она – не объективная. Когда в регионах на огромное количество конкурсов никто не выходит, это говорит о том, что цена определена неправильно», – ответил в интервью СМИ вице-премьер на вопрос о том, что «мешает строить» в России. Он также указал на то, что на «переброску одной строчки в бюджете» иногда может уйти несколько месяцев. Кроме того, по его словам, существует проблема низкого качества проектирования. Для решения всех проблем в случае «слаженной работы правительства» понадобятся один-два года, заключил вице-премьер.

01.tif

По оценке Счетной палаты на декабрь 2019 года, в России было 71,3 тыс. недостроенных объектов, профинансированных из бюджетных средств. Среди региональных строек более тысячи зданий брошены или считаются долгостроем. Такие проблемы в первую очередь связаны с неправильным расчетом стоимости строительства, считает вице-президент Центра стратегических разработок Наталья Трунова. В частности, она отмечает, что по закону стоимость стройки считается по федеральным и территориальным единичным расценкам, которые «имеют лишь косвенное отношение» к реальному рынку стройматериалов.

В Минстрое создадут новый департамент

В Минстрое появится новый департамент. Подразделение станет заниматься вопросами цифровой трансформации. Это следует из поручения премьера Михаила Мишустина ММ-П10-502 от 1 февраля текущего года. О подписании поручения говорится в сообщении на официальном сайте Экспертного центра электронного государства.

Согласно документ, 55 федеральным ведомствам, включая Минстрой, предстоит «создать новое или возложить на существующее самостоятельное профильное структурное подразделение федерального органа функции по обеспечению деятельности заместителя руководителя по цифровой трансформации». Пока в ведомстве Владимира Якушева нет департаментов с близкими функциями, поэтому более вероятно появление нового.

Ранее в Минстрое уже была введена должность замминистра по цифровому развитию. Ее занимал Андрей Чибис. Однако вскоре чиновник был назначен врио губернатора Мурманской области, и с тех пор соответствующий пост оставался вакантным.

Стройка нуждается в донастройке

Сегодняшняя ситуация в строительной отрасли России требует донастройки процессов, рассказал журналистам зампредседателя правительства РФ Марат Хуснуллин.

«Ситуация в строительной отрасли непростая, здесь совпало много факторов, но деньги на национальные проекты выделены, и поэтому механизм просто требует донастройки», – сказал Хуснуллин. Он добавил, что московский опыт организации строительного процесса может быть перенесен на федеральный уровень.

«Москва в последние годы стабильно показывает хорошие результаты в сфере градостроительства, а также по темпам и объемам строительства как жилья, так и всей необходимой транспортной и социальной инфраструктуры. Опыт столицы может быть перенесен на федеральный уровень», – сказал Хуснуллин. По его словам, в регионы могут быть принесены организационные и юридические наработки столицы. «Это касается и комплексности, и взаимной связанности всех градостроительных программ, и работы по снижению административных барьеров, и цифровизации отрасли, и оперативности принятия решений», – отметил вице-премьер.

Цены на цемент идут вниз…

Согласно данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, средняя отпускная цена производителей цемента в России на внутренний рынок в январе 2019 года составила 3 669,48 руб. за тонну бездобавочного цемента и 3 609,70 руб. для цемента с добавками (без НДС). Таким образом, цена цемента после продолжительного роста на протяжении шести месяцев (с марта по август) уже четвертый месяц подряд идет вниз.

Снижение цены цемента в ноябре-декабре составило всего 2,0%. Надо сказать, что для данного временного периода подобное движение цены является абсолютно предсказуемым, т.к. средняя цифра изменения цены с начала десятилетия в период ноябрь-декабрь составляет как раз те же 2,0%.

Статистика по федеральным округам в декабре вновь представлена лишь данными по пяти округам. Данных по Северо-Западному, Северо-Кавказскому и Уральскому федеральным округам по-прежнему нет. В итоге во всех округах цена цемента изменилась в меньшую сторону, при этом максимальное снижение цены отмечено в Приволжском и Дальневосточном ФО (-3,0% и -2,6% соответственно).

В сравнении с декабрем 2018 года, цемент стал дешевле в четырех из пяти федеральных округов. Максимальное снижение цены за 12 месяцев отмечено в Сибирском и Центральном федеральных округах (-3,1% в каждом), а в Дальневосточном ФО цемент за это же время подорожал, причем на весьма существенные 14,8%.

Как повысить межремонтные сроки службы автомобильных дорог?

В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) прошла VI Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог». Заявленная тема и обширная повестка вызвали большой интерес у специалистов по дорожному строительству в России.

О современных технологиях дорожного строительства рассказывали ученые МАДИ и ФАУ «РосдорНИИ», представители Ассоциации бетонных дорог США, ведущих компаний – производителей техники и разработчиков технологий из США (GOMACO), Германии (STRABAG, WIRTGEN), Франции (Lafarge).

В выступлениях были затронуты темы расширения практики строительства и повышения долговечности цементобетонных покрытий автомобильных дорог, совершенствования нормативной базы проектирования дорожных одежд и комплексного подхода к разработке документов национальной системы стандартизации, современных методов цифрового виртуального анализа для проектирования и испытаний дорожных конструкций и другие.

05.tif

Отдельные выступления касались использования пропиточных составов для цементобетонных дорожных покрытий, применения асфальтогранулята в асфальтобетонных смесях, развития технологий укрепления грунтов и расширения внедрения геосинтетических материалов.

Кроме того, на конференции был представлен Реестр новых и наилучших доступных технологий, формирующийся в ФАУ «РосдорНИИ» (член СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ») в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги.

В Татарстане при ремонте дорог применят новые технологии

На территории Татарстана в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) для повышения качества большинства дорожных объектов, ремонт которых запланирован на 2020 год, будут применять новые технологии, сообщает пресс-служба Министерства транспорта республики.

06.tif

«В текущем году в Татарстане с использованием данных технологий будет отремонтировано 40 объектов. В том числе на 25 объектах в Казанской агломерации, 13 – в Набережночелнинской и 3 – в Нижнекамской», – говорится в пресс-релизе.

Планируется использовать технологии устройства верхних слоев покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона, повторного использования материалов при устройстве конструктивных слоев дорожных одежд – например, холодная регенерация. Также будет применена технология устройства слоев покрытия с применением асфальтобетонных смесей, запроектированных по методологии объемного проектирования.

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин отметил, что реестр позволит систематизировать информацию о новых технологиях и эффективнее осуществлять их планирование и применение.

В декабре сообщалось, что в Татарстане в 2020 году до нормативного состояния доведут 47,5% магистралей, будет отремонтировано 110 км проезжей части.

Битум из Рязани ляжет на автомагистраль в Южной Америке

«Газпром нефть» поставила российский высокотехнологичный битум для строительства крупнейшего инфраструктурного объекта в Латинской Америке – трансконтинентальной автомагистрали Bi-Oceanic Corridor, объединяющей восточное и западное побережье континента в единую транспортную сеть. Об этом сообщила российская компания. Инновационные битумы производства Рязанского завода битумных материалов «Газпром нефти» используются для укладки асфальтового покрытия 277-километрового приграничного участка автомобильной трассы в Бразилии и Парагвае.

07.tif

Специализированная рецептура полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) для автодороги Bi-Oceanic Corridor была разработана в НИЦ «Газпром нефти» в Рязани по международной методологии Superpave. Состав инновационного битума адаптирован под климатические условия региона – высокую температуру воздуха и тропическую влажность. Также при разработке ПБВ учитывались горный рельеф местности и будущий трафик легкового и большегрузного транспорта. Планируется, что специальная рецептура вяжущего обеспечит надежную эксплуатацию автомобильной дороги на протяжении более 10 лет.

Поставка полимерно-битумных вяжущих в Латинскую Америку была осуществлена морским и автомобильным транспортом в специальных запатентованных среднетоннажных кубовидных емкостях – кловертейнерах, которые обеспечивают сохранение качественных характеристик битума.

По словам гендиректора «Газпромнефть – Битумные материалы» Дмитрия Орлова, «ряд продуктов нашей битумной линейки на сегодняшний день не имеет аналогов в России и мире». «На сегодняшний день наши битумные материалы поставляются в 57 стран мира, практически на все континенты планеты», – приводятся его слова в релизе компании.

Поставки российской строительно-дорожной техники на внутреннем рынке за 2019 год

Отгрузки российской строительно-дорожной техники (СДТ) на внутреннем рынке (без учета прицепов и полуприцепов, а также коммунальной техники) в 2019 году выросли по сравнению с 2018 годом на 6%, до 41 млрд руб. Замедление роста связано с высокой базой прошлого года (отгрузки отечественной СДТ в 2018 году выросли на 31,5%, до 38,7 млрд руб.), а также с приостановкой и последующей отменой постановления правительства №518 (субсидия лизинговым организациям на предоставление скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной, прицепной и коммунальной техники), программы субсидирования пилотных партий и субсидирования скидок на технику в рамках постановления правительства №547.

08.tif

По информации портала Росспецмаш-Стат (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой СДТ в России), наибольший рост отгрузок на внутренний рынок в 2019 году в количественном выражении зафиксирован в сегменте кранов-трубоукладчиков – в 2,2 раза, кранов-манипуляторов – на 36%, бульдозеров – на 9,2%, катков – на 7%, экскаваторов-погрузчиков и автокранов – на 5%.

При этом фиксируется сокращение отгрузок мини-погрузчиков – на 23%, фронтальных погрузчиков – на 16,5%, колесных экскаваторов – на 3,4%.

По словам заместителя директора Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслава Пронина, реформа мер господдержки, в частности, привела к отмене программы льготного лизинга. В рамках единой лизинговой субсидии (постановление правительства №1908) на 2020 год для производителей СДТ и прицепной техники предусмотрено всего 23,5 млн руб., тогда как потребность в субсидиях по данному направлению в последние годы составляла порядка 2,5 млрд руб.

В результате потребители могут занять выжидательную позицию и сократить объемы приобретения продукции отечественного строительно-дорожного машиностроения в надежде, что по программе льготного лизинга для отрасли в текущем году правительство выделит дополнительные средства и технику можно будет купить на более выгодных условиях.

Если дополнительного финансирования не последует, то, несмотря на общий положительный фон в виде национальных проектов, российские заводы могут столкнуться не только со стагнацией, но и с сокращением производства.

«ЕВРОЦЕМЕНТ»: итоги 2019 года

09.tif

Холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» продемонстрировал уверенный рост по итогам 2019 года. Объем производства цемента на российских предприятиях достиг 16,5 млн тонн. Данный показатель вырос на 14,5% по сравнению с предыдущим годом и опередил рост рынка в 2 раза. Продукция «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» в 2019 году лидировала в железнодорожных перевозках цемента с долей 37%. Предприятие холдинга «Мордовцемент» стало первым в России по железнодорожным отправкам, а «Мальцовский портландцемент» – с большим отрывом по экспортным поставкам цемента.

«В 2019 году после 4 лет падения спроса началось восстановление рынка, рост составил порядка 8%, а объемы приблизились к 58 млн тонн. То, что «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» смог воспользоваться этим трендом, обусловлено масштабной программой развития и инвестициями в качество и ассортимент продукции, удобством сервисов и эффективностью производства, которые холдинг активно проводит на своих заводах», – отметил президент компании Михаил Скороход.

Декор станций метро панелями из стеклофибробетона

При отделке станций Большой кольцевой линии (БКЛ) «Авиамоторная» и «Лефортово» впервые использовали стеклофибробетон.

10.tif

Этот совершенно новый инновационный материал разработан отечественными специалистами. При его создании используется рецептура бетона и стекловолокна.

«Лефортово» откроется в сквере у кинотеатра «Спутник». Станцию стилизуют под гравюры ХVII–XVIII веков. Идеей создания именно такого интерьера станции послужил Лефортовский дворец на правом берегу реки Яузы.

«Авиамоторная» расположена в районе пересечения проезда Энтузиастов с шоссе Энтузиастов и Рязанским направлением Московской железной дороги. Сначала станция войдет в состав Некрасовской линии метро, а позже – Большой кольцевой линии. Предполагается, что ее пассажиропоток в сутки составит порядка 400 тысяч человек.

Подборка новостей подготовлена на основе информации порталов rbc.ru, minstroyrf.ru, ради дома про, ancb.ru, beton.ru, nostroy.ru, строй-россия. рф, rucem.ru, m24.ru, а также материалов от PR-службы Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования, пресс-службы холдинга «Евроцемент груп».