Деформативность и прочность сцепления кладки из автоклавного газобетона в зависимости от его плотности и прочности

Деформативность и прочность сцепления кладки из автоклавного газобетона в зависимости от его плотности и прочности

В этой статье автор дает краткую характеристику некоторых физико-механических свойств автоклавного ячеистого бетона, влияющих на разные аспекты применения, а также анализирует их связь с прочностью и плотностью.

УДК 691.327.33, 692.29

Г.И. Гринфельд, исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автоклавного газобетона (НААГ)

Ключевые слова: нормативная классификация, плотность, автоклавный ячеистый бетон, теплоизоляция, деформативность, цемент, раствор, кладочный шов
Keywords: regulatory classification, density, autoclaved aerated concrete, thermal insulation, deformability, cement, mortar, masonry seam

Традиционно для ячеистых бетонов существует нормативная классификация по назначению. В ГОСТ 25485 она была жестко увязана с плотностью. Для автоклавных ячеистых бетонов классификация по назначению выглядела так:

— теплоизоляционный D300-D400 при В0,75-В1,5;
— конструкционно-теплоизоляционный D500-D900 при В1-В10;
— конструкционный D1000-D1200 при В7,5-В15.

При разработке ГОСТ 31359 в силу необходимости следования традиции классификация была сохранена по форме, однако изменена по содержанию. Теперь жесткой привязки к плотности в нормативе нет, а сама классификация выглядит следующим образом.

— теплоизоляционный – не ниже В0,35 и не выше D400;
— конструкционно-теплоизоляционный – не ниже В1,5 и не выше D700;
— конструкционный – не ниже В3,5 и выше D700.

Как видим, из классификации устранена жесткая привязка назначения бетона к его плотности. Физико-механические характеристики, учитываемые при расчетах прочности и деформативности конструкций, определяются через класс бетона по прочности при сжатии, а теплофизические, используемые при расчетах тепловлажностного режима конструкций, – через марку по средней плотности.

Это понятное и очевидное деление основных характеристик материала на две группы позволяет устранить из нормативного поля требования к минимальной плотности материала из соображений несущей способности, обеспечения прочности и надежности. Однако в нормативах содержится большое наследство, оставшееся от периода, когда ГОСТ 25485 распространял свое действие как на синтезированные в автоклавах гидросиликаты, так на поризованные цементно-песчаные растворы естественного твердения. Существенно ограничивают применение автоклавных ячеистых бетонов требования к минимальной плотности изделий для строительства в сейсмических районах (СП 14.15330) и требования к минимальной плотности 500, 600 или даже 900 кг/м3 ячеистобетонных оснований под навесные фасадные системы, содержащиеся в различных нормативах и рекомендациях разной степени весомости.

НААГ последовательно проводит работу по снятию нижних ограничений плотности автоклавных ячеистых бетонов, мотивируемых соображениями прочности и конструкционной надежности. В этой статье кратко перечислю некоторые физико-механические свойства материала, влияющие на разные аспекты применения автоклавных ячеистых бетонов и их связь с прочностью и плотностью.

Деформативность, кладочные швы

Для проверки деформативности бетонов, их прочностных характеристик и выявления прочности образуемых ими кладочных швов в 2013-2014 гг. в ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко были проведены испытания фрагментов кладок из ячеистых бетонов автоклавного твердения девяти пар «марка по средней плотности / класс по прочности при сжатии». Отчет об испытаниях находится в свободном доступе на сайте НААГ (Научно-технический отчет «Определение нормального и касательного сцепления в кладке из блоков из автоклавного ячеистого бетона», ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, Москва, 2014).

Результаты определения характеристик бетона приведены в табл. 1.

Таблица 1. Характеристики исследованных ячеистых бетонов. Кубиковая и призменная прочность, модуль упругости

№ п/п Марка бетона по средней плотности Класс бетона по прочности при сжатии Кубиковая прочность, МПа Призменная прочность, МПа Модуль упругости, МПа
1 D300 В1,5 1,92 1,53 630
2 D400 В1,5 1,97 1,70 780
3 D300 В2,0 2,31 1,93 740
4 D400 В2,0 2,56 1,83 970
5 D400 В2,5 2,83 3,07 1310
6 D500 В2,5 3,86 3,43 1550
7 D500 В3,5 4,23 4,17 1930
8 D600 В3,5 5,31 4,57 1690
9 D600 В5,0 7,32 5,23 2430

Зависимость модуля упругости ячеистых бетонов от призменной прочности показана на рис. 1.

Зависимость начального модуля упругости от призменной прочности бетона
Рис. 1. Зависимость начального модуля упругости от призменной прочности бетона

При испытании призм помимо данных о прочности при сжатии и модуля упругости были получены данные о предельной деформативности автоклавных ячеистых бетонов. Обобщенный график зависимости σ=f(ε) приведен на рис. 2. Разрушение призм для всех видов бетона происходило при деформациях 2,5-3 мм/м.

Обобщенный график зависимости σ=f(ε) для призм из бетона с различными характеристиками
Рис. 2. Обобщенный график зависимости σ=f(ε) для призм из бетона с различными характеристиками

Проверка прочности кладочных швов на растяжение и срез показала, что кладка II категории (нормальное сцепление ≥120 кПа) возникает при использовании любого автоклавного ячеистого бетона прочностью В1,5 и выше просто по факту использования кладочных составов для тонкошовной кладки. Кладка с тонким швом всегда применима в сейсмике и практически всегда относится к I категории (нормальное сцепление ≥180 кПа).

Достигнутые при испытаниях результаты приведены в табл. 2.

Таблица 2. Достигнутые при испытаниях значения адгезии растворных и клеевых кладочных швов

Вид бетона Осевое растяжение, кПа Срез, кПа
TLM-раствор ППУ-клей TLM-раствор ППУ-клей
1 D300 В1,5 174 361 338
2 D400 В1,5 142 185 341 335
3 D300 В2 177 180 419 438
4 D400 В2 193 297 411
5 D400 В2,5 212 238 657 502
6 D500 В2,5 263 462 1095

Выводы по разделу:

— модуль упругости линейно связан с прочностью бетона;
— предельная деформативность не зависит от прочности и плотности и одинакова для всех автоклавных ячеистых бетонов.

Следствия:

— при проектировании изгибаемых конструкций предпочтение можно отдавать менее плотным бетонам при условии обеспечения достаточной фактической прочности – снижение нагрузки от собственного веса, повышение теплозащитных свойств конструкций, используемых для создания теплового контура здания;
— при строительстве в сейсмике среди равнопрочных предпочтение следует отдавать менее плотным бетонам, поскольку это снизит инерционные силы в системе без ущерба для прочности.

Механический крепеж

На прошлой конференции НААГ (Краснодар, 2013) нами были описаны результаты испытаний анкерных креплений в газобетоне марок D300, D400, D500 и D600.

Результаты испытаний графически отображены на рис. 3.

Зависимость вытяжного усилия анкерных креплений от фактической прочности бетона
Рис. 3. Зависимость вытяжного усилия анкерных креплений от фактической прочности бетона

Полученные экспериментальные данные были обработаны в Центре ячеистых бетонов. В результате были получены две формулы для расчета вытяжного усилия анкеров. Первая формула распространяется на анкера, устанавливаемые в форвардную скважину и не создающие распора в материале основания. Пример такого анкера приведен на рис. 4.

Характерные размеры анкера, используемые при расчете усилий его выдергивания
Рис. 4. Характерные размеры анкера, используемые при расчете усилий его выдергивания

Усилие Na, воспринимаемое заделанной в газобетон частью анкера la, вычисляется по формуле:

Вторая методика универсальна и позволяет учесть уплотнение бетона при расширении оболочки распорных анкеров. Формула расчета вытяжного усилия приобретает вид:

Достоверность методики расчета подтверждается сравнением экспериментальных значений вытяжного усилия с расчетными.

Выводы по разделу:

— усилие осевого выдергивания анкеров из автоклавного ячеистого бетона зависит в первую очередь от прочности самого бетона и, при существенном расширении анкеруемой части в теле материала при монтаже, также от плотности в силу уплотнения материала в зоне заделки и увеличения эффективного радиуса действия анкерующихся формой элементов анкера;

Следствия:

— при монтаже навесных облицовок на кладку либо закреплении чего-либо к кладке можно подобрать крепеж, обеспечивающий требуемое вытяжное усилие в зависимости от прочности основания;

— для закрепления навесных фасадных систем в СТО НОСТРОЙ введено конструктивное требование к материалу основания из ячеистых бетонов автоклавного твердения – класс по прочности не ниже В2,5, требования к минимальной плотности отсутствуют.

Сохранность при транспортировке

Специальных исследований с широким сбором статистики по зависимости сохранности при транспортировке от прочности и плотности материала блоков мы не проводили. Но отдельные наблюдения (например, за процентом боя при доставке автотранспортном по маршруту Санкт-Петербург – Мурманск, 1500 км) позволяют прийти к заключению, что транспортные нагрузки (тряска вертикальная и ускорения при разгоне и торможении) имеют сходство с сейсмическими. При этом интенсивность повреждения блоков, так же как и ненагруженной кладки, зависит от соотношения плотности и прочности.

Выводы по разделу:

— сохранность при транспортировке при прочих равных будет тем выше, чем больше отношение R/D, где R – фактическая прочность бетона с учетом влияния влажности, D – фактическая плотность бетона с учетом влажности. При этом повреждения углов блоков будут выше при их водонасыщении при конденсации под упаковочной пленкой.

Общие выводы:

Ни одно из действующих или действовавших конструктивных ограничений плотности автоклавных ячеистых бетонов не было обоснованно. Ограничения вводились на основании субъективного опыта и основывались на ложном представлении о линейности и неизменности во времени связи между физико-механическими характеристиками автоклавных ячеистых бетонов и их плотностью.

Из практически значимых нормативных ограничений сохранилось требование к минимальной марке по плотности D600, необходимой материалу несущих стен для строительства в сейсмических районах. Остальные нормативные требования не создают препятствий для широкого внедрения автоклавных ячеистых бетонов низких плотностей в практику строительства.

Вместе с тем предубеждения к применению низкоплотных материалов в качестве основы для устройства несущих конструкций остаются распространенными. Предубеждения основаны на стереотипах, основываемых на ложно трактуемом личном или заимствованном опыте. Как и другие ментальные паттерны, стереотипы, связывающие требования к материалу стен с какой-либо конкретной маркой по плотности, живучи и будут в течение длительного времени влиять на предпочтения потребителей.

Ускорение смены стереотипов возможно только при сознательном воздействии на потребителя. Для продвижения низких плотностей на рынок следует не пассивно удовлетворять потребности, а активно влиять на их формирование. Не удовлетворять спрос, а создавать его.

Библиографический список

1. ГОСТ 25485-89. Бетоны ячеистые. Технические условия.

2. ГОСТ 31359-2007. Бетоны ячеистые автоклавного твердения. ­Технические условия.

3. EN 771-4:2011. Изделия для каменной кладки. Часть 4. Блоки из автоклавных ячеистых бетонов

4. EN 1996-1-1:2005. Eurocode 6. Design of masonry structures. Part 1-1. General (Еврокод 6. Проектирование каменных конструкций. Часть 1-1. Общие положения).

5. СП 14.13330.2011. Строительство в сейсмических районах.

6. Научно-технический отчет «Определение нормального и касательного сцепления в кладке из блоков из автоклавного ячеистого бетона», ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, – Москва, 2014.

7. Вылегжанин В.П., Пинскер В.А., Гринфельд Г.И. Крепление навесных конструкций к газобетонным стенам // Еврострой, № 4, 2014, с. 37-40.

8. Гринфельд Г.И., Сытова Е.Н., Лисунов П.А., Хведченя О.В. ­Сравнительные испытания анкерных креплений в автоклавном газобетоне в зависимости от формы дюбеля и плотности, прочности и влажности основания // Сборник докладов конференции «Современный автоклавный газобетон». – Краснодар, 15-17 мая 2013, с. 68-73.

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы