Минеральные отходы горного производства – строительной  индустрии

Минеральные отходы горного производства – строительной индустрии

Показано, что потребности строительной индустрии в сырье для изготовления строительных материалов могут удовлетворяться путем использования отходов горно-металлургического производства с получением комплексного эколого-экономического эффекта. Перспективы вовлечения металлосодержащих отходов связаны с подготовкой по механохимической технологии.

УДК 504.55.054: 622(470.6)

Ю.В. ДМИТРАК, доктор техн. наук, профессор, ректор, В.И. КОМАЩЕНКО, доктор техн. наук, профессор кафедры «Горное дело», Б.В. ДЗЕРАНОВ, канд. геол.-мин. наук, доцент кафедры «Поиски и разведка», Северо-Кавказский горно-металлургический институт (ГТУ), г. Владикавказ

Ключевые слова: строительные материалы, отходы, горно-металлургическое производство, экология, экономика, механохимическая технология
Keywords: building materials, waste mining metallurgical production, ecology, economy, mechanical engineering

Развитие строительства форсирует спрос на строительные материалы, в связи с чем актуализируются вопросы утилизации отходов промышленного производства [1-4].

Твердые отходы промышленного производства давно используются в качестве материалов для изготовления кирпичей и блоков различного назначения при строительстве. При соблюдении правил защиты стен зданий от влаги их применяют для изготовления стеновых материалов в различных условиях.

В лаборатории научно-учебного центра МГГУ и на Московском заводе сухих смесей выполнен комплекс исследований с целью оценки возможности использования отходов горно-металлургического и энергетического комплексов для изготовления прессованных стеновых материалов и подбора оптимальных композитов для формовочных смесей.

Испытывали образцы в виде кубиков размерами 6,8х6,8х6,8 см с различными компонентами смеси, полученных методом полусухого формования на механическом прессе.

Используемые в качестве заполнителей пески характеризовались повышенным содержанием пылевидных (0,005-0,05 мм) и глинистых (<0,003 мм) частиц.

Экспериментально установлено влияние формы и размеров частиц песка на качество бетонных изделий. При прочих равных условиях с увеличением крупности частиц песка прочность бетона увеличивается (рис. 1).

Изменение прочности образца от крупности заполнителя
Рис. 1. Изменение прочности образца от крупности заполнителя

Качество формовочной смеси улучшается при введении в ее состав отходов до 15-20% по объему крупных крепких частиц. Введение в состав смеси глинистых компонентов улучшает пластичность стеновых материалов и снижает водопоглощение смеси (рис. 2).

Зависимость водопоглощения смеси от содержания глинистых частиц в суглинке
Рис. 2. Зависимость водопоглощения смеси от содержания глинистых частиц в суглинке

С увеличением содержания глинистых частиц в смеси снижается размягчение бетона (рис. 3).

Изменения коэффициента размягчения бетонных изделий от содержания глины
Рис. 3. Изменения коэффициента размягчения бетонных изделий от содержания глины

Сокращение объема отходов достигается освоением малоотходных и безотходных технологий промышленного производства [5-8].

Основным направлением рационального природопользования является совершенствование технологических процессов и оборудования с меньшим уровнем образования отходов, а также утилизация отходов.

Так, на Лениногорском комбинате (Казахстан) из отходов переработки руд получали столько металлов в год, сколько давала переработка 3 млн тонн руды. На Усть-Каменогорском комбинате извлекали 17 из 20 полезных компонентов, содержащихся в сырье, и выпускали более 23 видов продукции. При этом полученный при утилизации отходов металл обходился в 2,5 раза дешевле, чем из первичного сырья. Считается, что за счет комплексного использования извлеченных из недр ресурсов можно дополнительно получать около 25% металлической продукции.

Отходы добычи руд используются в строительной индустрии для планировки территорий, подсыпки дорог, производства строительной керамики, а содержащие углерод отходы – для изготовления стеновых материалов и легких пористых заполнителей.

Сланцы железорудных месторождений пригодны для производства как строительного щебня, так и щебня – заполнителя в бетоны марок до 500. Отходы обогатительных фабрик используют в производстве ячеистых бетонов с объемной массой 400-1000 кг/м3.

Продуктами переработки нефелиновых хвостов являются глинозем и цемент. Нефелиновый шлам используется в качестве вяжущего в производстве силикатного кирпича.

Хвосты обогащения медно-пиритовых руд горно-обогатительных комбинатов используют при производстве силикатных стеновых и облицовочных материалов, стекла, асфальтобетона. На Авчальском заводе силикатных материалов (Грузия) выпускают фасадный облицовочный материал, на 95% состоящий из отходов обогащения.

Примером безотходной утилизации отходов горного производства в строительстве является практика рудника Пршибрат в Центральной Богемии. Гравий высокого качества получали из отвалов урановых рудников, попутно извлекая металлы.

К крупнейшим производителям твердых отходов относятся угольные предприятия. Породы и хвосты обогащения угля используют в строительстве в качестве добавок к бетонным смесям. Породы угольных месторождений различают по петрологическому составу, механико-физическим свойствам, гранулометрическому составу, содержанию влаги и золы и другим особенностям. Они характеризуются пористостью – примерно 35%. Вследствие наличия горючих материалов, эти породы являются источником пожаров. Породы используют при восстановлении нарушенной горными работами поверхности земли и при создании валов в основании оползней.

Наиболее часто породы находят применение при строительстве шоссейных и железных дорог, насыпей водоемов и строительных площадок. При уплотнении используемых отходов бульдозерами можно достичь удельного веса 1,9 т/ м3, что эквивалентно пористости 26%. В случае добавления в породу золы энергостанций, песка, удельный вес хвостов флотации можно увеличить до 2,1 т/м3 (пористость 20%). Для целей строительства больше всего подходят алевролиты, песчаники и кварциты.

Для изготовления заполнителей облегченных бетонов используется сырье с более высоким содержанием органического вещества. Керамзит изготавливают из глин с содержанием органических веществ, которые в процессе горения вспучиваются, создавая пористую структуру.

В Польше построен завод по переработке пород и угольных хвостов в искусственные агрегаты. В Бельгии перерабатывают угольные хвосты с размером частиц от 1 до 80 мм. Во Франции горелые отходы используют для строительства насыпей, засыпки впадин, сооружения дамб.

Отработанные породы находят широкое применение в производстве кирпича и кирпичных элементов. В этом случае они должны содержать горючие вещества, сами не являясь горючими. Соединения углерода сгорают в процессе обжига, в результате чего продукт становится легче.

Примером многостороннего применения отходов является разработанный в Венгрии метод. Процесс основан на обогащении содержимого угольных отвалов. Конечными продуктами являются уголь и вторичные отходы из сланцев, используемых в производстве цемента, строительной керамики, кирпича и легких агрегатов (сланцевый порит) для добавления в бетоны. Фракции размером от 3 до 30 мм используют в качестве закладочных материалов для шахт.

Ежегодно в мире добывается и перерабатывается более 120 млрд тонн минеральных ископаемых. Используемые компоненты составляют максимум 30-40%, а остальное превращается в отходы [9-12]. Повторная переработка техногенных минеральных скоплений позволила бы миру в течение ряда десятилетий не добывать новое минеральное сырье [13-14].

На предприятиях КМА раздельно складируют скальные включения в железистые кварциты, представляющие ценный полупродукт для производства строительного щебня.

В Австралии производят агрегат, способный превращать в щебень куски скального материала объемом до 2 кубометров.

Практика утилизации отходов типизирована в табл. 1.

Таблица 1. Направления использования отходов горных предприятий в строительстве

Направления Производственные процессы Виды отходов
Производство строительных материалов Дробление, помол, сортировка, обжиг, отлив и т.д. Обедненные шлаки плавки, клинкер, красный шлам, хвосты обогащения
Закладка выработанного пространства Подготовка закладочной смеси Хвосты обогащения, обедненные шлаки, скальные и полускальные породы
Дорожное строительство Дробление, отлив плит и камней Полускальные и скальные породы, ­литые шлаки
Засыпка дамб, карьеров, провалов, оборудование строительных площадок Возможна сортировка Вскрышные и вмещающие руду породы
Рекультивация строительная Насыпка плодородной почвы, ­посев растений Отвечающие санитарным требованиям отходы

Отвальные продукты могут быть разделены на категории, внутри которых они различаются по химическому, гранулометрическому составу, товарному виду и т.п. (табл. 2).

Таблица 2. Систематизация используемых отходов обогащения руд

Категория Товарный вид
Каолинитосодержащие отвальные продукты Каолиновый продукт
Глинистый продукт
Кварцсодержащие отвальные продукты Кварцевые хвосты
Сухой кварцевый продукт
Неглинистые алюмосиликаты Нефелин-эгирин-полевошпатовый продукт
Полевошпатовые хвосты
Топазовый продукт
Турмалиновый продукт
Эгириновый продукт
Металлосодержащие ­отвальные продукты Цирконовый продукт
Хромитовый продукт

Среди различных отходов горно-обогатительных комбинатов значительную долю занимают отходы обогащения фосфоритовых руд. Они используются для получения стеновых материалов способом полусухого формования с добавлением в формовочную смесь 15-30% по массе глины гидрослюдистого состава из пород вскрыши. Перспективно использование и нефелиновых шламов в производстве строительных материалов.

Пиритные огарки образуют в настоящее время большие по объему отвалы. Они широко вовлекаются в производство строительных материалов, изделий и конструкций. Большая часть их используется в качестве минерализующих добавок при получении цемента высоких марок, а также для гранулирования сыпучих материалов.

Особенность отходов металлургического комплекса заключается в том, что это техногенное сырье прошло высокотемпературную обработку, кристаллические структуры в отходах сформированы и не содержат органических примесей [15-16].

Шлаки доменного производства отличаются по имеющимся в них примесям, представляя собой в основном силикаты кальция. Химический состав доменных шлаков весьма сложен, в них встречается до 30 различных химических элементов, влияние которых на свойства шлака зависит от количества оксида (табл. 3).

Таблица 3. Химический состав доменных шлаков

Типы шлаков Соотношение компонентов, % по массе
SiO2 SO3 P2O5 Al2O3 CaO MgO R2O FeO Модуль основности
Кислый 31,95 2,7 11,61 40,7 3,56 0,38 8,29 0,84
Основной 30,85 1,12 0,02 2,63 40,54 4,83 0,93 4,12 1,37
Нейтральный 36,25 4,12 10,62 45,12 1,21 0,24 5,17 1,31
Литейный 32,06 0,3 9,62 40,32 0,29 0,21 042 1,01
Ферромарганцевый 29,62 10,5 49,47 10,45 5,21

Доменные шлаки применяются при изготовлении быстротвердеющего шлакопортландцемента. Внедрение в качестве флюсующей добавки фосфорного шлака позволяет снизить расход сырья на 20% и повысить прочность кирпича на две марки.

Интенсификация темпов строительства актуализирует вопросы обеспечения строительными материалами, конкурентоспособными по качеству и стоимости. Среди прочих направлений диверсификации источников строительного сырья заслуживает внимания проблема рационального использования отходов промышленного, в том числе горного производства. Горно-металлургическая отрасль является мощным донором доступного сырья, качество и активность которого повышается новыми технологиями. В частности, уменьшение содержания металлов в утилизируемых хвостах переделов до безопасных значений достигается активацией механохимическим способом (рис. 4).

Схема механохимического извлечения металлов
Рис. 4. Схема механохимического извлечения металлов: 1 – дезинтегратор; 2 – реагент; 3 – хвосты обогащения и металлургии; 4 – активированный инертный заполнитель

Рациональное решение проблемы обеспечения строительной индустрии утилизируемыми отходами горного производства активизирует решение другой, не менее важной проблемы современности – охраны окружающей среды (рис. 5).

Схема управления состоянием окружающей среды утилизацией отходов
Рис. 5. Схема управления состоянием окружающей среды утилизацией отходов

Так, использование хвостов обогащения и металлургии решает проблему сырья для приготовления закладочных смесей, что расширяет область применения технологий разработки месторождений с предотвращением разрушения земной поверхности. При этом высвобождаются занятые хвостохранилищами земли и связанные с хранением хвостов выбросы и сбросы вредных химических веществ [16-20].

Выводы:

Растущие потребности в строительных материалах могут удовлетворяться путем вовлечения в строительную индустрию отходов горно-металлургического производства после повышения их качества по инновационным технологиям с получением комплексного эколого-экономического эффекта.

Практика утилизации отходов горного производства получает новое развитие с использованием технологии повышения активности компонентов бетонных смесей одновременно с извлечением металлов из хвостов обогащения.

В статье представлены результаты исследований, выполненных по программе Erasmus + 574061-EPP-1-2016-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP “Modernization of geological education in Russian and Vietnamese universities”.

Библиографический список

1. Дмитрак Ю.В., Шишканов К.А. Разработка вероятностной кинематической модели мелющих тел в помольной камере вибрационной мельницы // Горный информационно-аналитический бюллетень, №12, 2010, с. 302-308.

2. Голик В.И., Комащенко В.И., Качурин Н.М. Концепция комбинирования технологий разработки рудных месторождений // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле, №4, 2015, с. 76-88.

3. Голик В.И., Комащенко В.И., Страданченко С.Г., Масленников С.А. Повышение полноты использования недр путем глубокой утилизации отходов обогащения угля // Горный журнал, №9, 2012, с. 91-95.

4. Голик В.И., Лукьянов В.Г., Хашева З.М. Обоснование возможности и целесообразности использования хвостов обогащения руд для изготовления твердеющих смесей // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов, т. 326, №5, 2015, с. 6-14.

5. Дмитрак Ю.В., Шишканов К.А. К вопросу о численном моделировании взаимодействия мелющих тел в мельницах тонкого измельчения // Горный информационно-аналитический бюллетень, №12, 2010, с. 309-313.

6. Голик В.И., Страданченко С.Г., Масленников С.А. Экспериментальное обоснование безотходной утилизации хвостов обогащения железистых кварцитов // Перспективные материалы, №7, 2015, с. 64-71.

7. Голик В.И., Комащенко В.И., Качурин Н.М. К проблеме подземной разработки рудных месторождений Центрального федерального округа // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле, №4, 2016, с. 127-139.

8. Голик В.И., Лукьянов В.Г. Обоснование возможности уменьшения потерь в целиках за счет подпора твердеющими смесями // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов, т. 326, №12, 2015, с. 31-38.

9. Ляшенко В.И., Голик В.И., Козырев Е.Н. Комбинированные технологии добычи полезных ископаемых с подземным выщелачиванием // Горный журнал, №12, 2008, с. 37-40.

10. Комащенко В.И., Васильев П.В., Масленников С.А. Технологиям подземной разработки месторождений КМА – надежную сырьевую основу // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле, №2, 2016, с. 101-114.

11. Ляшенко В.И., Голик В.И. Средства геомеханического мониторинга породного массива при подземной разработке рудных месторождений // Горный журнал, №5, 2004, с. 47-50.

12. Голик В.И., Разоренов Ю.И., Страданченко С.Г., Хашева З.М. Принципы и экономическая эффективность комбинирования технологий добычи руд // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов, т. 326, №7, 2015, с. 6-14.

13. Golik V.I., Razorenov Y.I., Polukhin O.N. Metal extraction from ore benefication codas by means of lixiviation in a disintegrator // International Journal of Applied Engineering Research, v. 10, №17, 2015, с. 38105-38109.

14. Логачев А.В., Голик В.И. К теории выщелачивания золота из некондиционного первичного и вторичного сырья // Обогащение руд, №2, 2009, с. 18-20.

15. Комащенко В.И. Эколого-экономическая целесообразность утилизации горнопромышленных отходов с целью их переработки // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле, №4, 2015, с. 23-30.

16. Golik V.I., Razorenov Yu.I., Ignatov V.N., Khasheva Z.M. The history of Russian Caucasus ore deposit development // Journal of the Social Sciences, v. 11, №15, 2016, с. 3742-3746.

17. Golik V.I., Khasheva Z.M., Shulgatyi L.P. Economical efficiency of utilization of allied mining enterprises waste // Journal of the Social Sciences, v. 10. №6, 2015, с. 750-754.

18. Golik V.I., Gabaraev O.Z., Maslennikov S.A., Khasheva Z.M., Shulgaty L.P. The provision of development conversion perspectives into undeground one for Russian iron ore deposits development // Journal of the Social Sciences, v. 11, №18, 2016, с. 4348-4351.

19. Комащенко В.И., Анциферов С.В., Саммаль А.С. Влияние структурных особенностей и физико-механических свойств массивов на качество взрывной подготовки руды и эффективность защиты окружающей среды // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле, №3, 2016, с. 190-203.

20. Вагин В.С., Голик В.И. Проблемы использования природных ресурсов Южного федерального округа. – Владикавказ: Проект-пресс, 2005, – 191 с.

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы