Бетонные работы в России – деградация продолжается

Бетонные работы в России – деградация продолжается

По мнению авторов, для эффективной борьбы с негативными явлениями и тенденциями в строительстве необходимо сместить вектор технической политики с бесконечного тиражирования новых, зачастую понятных только авторам нормативов, в сторону наведения элементарного порядка на предприятиях строительного комплекса и стройплощадках.

В.В. ЧЕРНЫШОВ, ООО «ТоргБетон», А.Ю. ТАРАСОВА, канд. техн. наук, ООО «Лаборатория ККМ» (Мостовая инспекция)

По поводу контроля строительства саморегулируемыми организациями (СРО).

Присоединяемся к мнению ряда сотрудников строительной отрасли России о СРО. Считаем, что СРО не являются заменой надзорного органа, такого как Мостовая инспекция или независимая аккредитованная лаборатория. Практика работы Мостовой инспекции зарекомендовала себя с положительной стороны как со стороны потребителя, так и со стороны изготовителя. Контролируются как непосредственно стройки, так и заводы, поставляющие продукцию, будь то БСТ, растворы или готовые изделия. Позитивную роль в отношении качества транспортного строительства играет список Мостовой инспекции (перечень заводов), которые допущены к поставкам бетонных смесей на строительные объекты. Присутствие в списке говорит о том, что завод обладает необходимым оборудованием как для приготовления, так и для контроля заявленной продукции, а также надлежащим образом подготовленным персоналом, что подтверждено различными сертификатами, аттестатами от независимых организаций, у которых есть полномочия осуществлять такого рода деятельность. Но это дело добровольное (к сожалению!), поэтому заводы, не владеющие вышеперечисленным, не только существуют, но и в ряде случаев процветают. Об одном из них мы говорили на конференции в МАДИ, прошедшей в 2017 году. Данный бетонный завод и сейчас работает, производя бетонные смеси сомнительного качества по заниженным ценам, – обусловленным тем, что затратная часть на оборудование и персонал сведена к минимуму. В ремонте традиционно существующего на подобных предприятиях оборудования завод в значительной степени не нуждается. Например, в ремонте бетономешалки – просто по причине ее отсутствия.

Фото завода представлено на рис. 1. Программное обеспечение завода, т.е. его отсутствие, представлено на рис. 2. На пульте кнопками открываются шибера, на весовых терминалах контролируется набранное количество материалов; причем правильность показаний весьма сомнительна. Подвижность смесей на заводе в процессе их изготовления невозможно увидеть, соответственно, и контролировать, т.к. перемешивание происходит в автобетоносмесителе, который, как известно, предназначен для транспортировки и поддержания однородности смеси.

Завод товарной бетонной смеси без бетономешалки. Год прошел, работа продолжается
Рис. 1. Завод товарной бетонной смеси без бетономешалки. Год прошел, работа продолжается
Операторская завода
Рис. 2. Операторская завода

Кроме того, на пульте бетоносмесительного отделения есть просто «гениальное» приспособление – изобретение, которое производит неизгладимое впечатление, – это пушистая накладка, перекладываемая на кнопку того компонента, которого нет в рецептуре, чтобы не нажать ее случайно (рис. 3).

Накладка на кнопку
Рис. 3. Накладка на кнопку

Материалы, применяемые для приготовления смесей на заводе, тоже сомнительного качества и никем не контролируются. Например, песок высеян из ПГС, а все, что крупнее песка, уходит в крупный заполнитель (который сложно назвать щебнем) – безотходное производство (см. рис. 4).

Склад песчано-гравийной смеси
Рис. 4. Склад песчано-гравийной смеси

На вопрос: «Как вы анализируете качество выпускаемой продукции?» был получен ответ: «Ну вон «ФБСки стоят – с ними все нормально, значит, и у клиента все хорошо!» (рис. 5).

Новый способ контроля качества бетона – ФБСы не рассыпаются, значит, к качеству вопросов нет
Рис. 5. Новый способ контроля качества бетона – ФБСы не рассыпаются, значит, к качеству вопросов нет

И такой завод работает, поставляет свою продукцию не только частному сектору, но и юридическим лицам, строящим далеко не бани и подсобки, а многоэтажные жилые дома. При этом заказчики, кроме цены от поставщика, не интересуются больше ничем, т.е. определяющим моментом для сотрудничества является цена.

Другой весьма важный вопрос, касающийся качества строительно-монтажных работ: для чего строителям ППР, если они зачастую им не пользуются?

Типичный пример: одного из авторов вызывали на объект по причине несхватившегося бетона (рис. 6).

Бетон, забракованный в связи с преждевременным демонтажом опалубки
Рис. 6. Бетон, забракованный в связи с преждевременным демонтажом опалубки

В связи с преждевременным снятием опалубки бетонная смесь повисла на арматуре с оползнями, прорисовывающими расположение арматуры. В присутствии застройщика представителя завода-изготовителя смеси отчитали за этот факт. На ответный вопрос от представителя поставщика смеси: «От которого числа была поставка?» ответ генподрядчика (получателя) поразил своей осведомленностью: «Вчера!» При выяснении деталей выяснилось, что поставка смеси была ночью, закончили укладку около 3:00; утром, как обычно, около 7:30, пришла другая бригада, начала работу – ну и сдернула опалубку. Второй вопрос был: «У вас же есть ППР – там все прописано, в частности, кто должен принять решение о том, когда должна демонтироваться опалубка. Как же так вышло?» Ответ не менее впечатляющий: «ППР есть, но где-то в офисе в Москве, а опалубку мы всегда так снимаем». После этого застройщик взял кусок арматуры и, написав на бетоне: «ЛОМАТЬ», ушел с формулировкой: «Разбирайтесь сами!».

Помимо уже сказанного, необходимо затронуть тему недостаточного входного контроля материалов на ряде заводов по производству товарных бетонных смесей, сборного железобетона и на строительных площадках. Яркий пример – результаты испытаний кернов, полученные в 2017 году в лаборатории ККМ (Мостовая инспекция). Образцы отобраны из предварительно напряженных плит ПАГ-18 (ГОСТ 25912-2015. Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий. Технические условия). Согласно ГОСТ, морозостойкость бетона плит должна быть не ниже F2200. Керны диаметром 9,5 см после прохождения 16 циклов испытаний по третьему методу ГОСТ 10060-2012 просто «растаяли» (рис. 7).

Разрушение цементобетонных кернов при испытаниях на морозостойкость
Рис. 7. Разрушение цементобетонных кернов при испытаниях на морозостойкость

Из представленной на рис. 7 фотографии видно, что крупный заполнитель не претерпел существенной деструкции. А цементопесчаная часть бетона распалась на мелкие фрагменты. Это свидетельствует о низком качестве примененного в данном случае цемента. Похожее разрушение наблюдалось при испытании на морозостойкость образцов-кернов, отобранных с одного из построенных в Забайкалье аэродромов. Но в том случае причина была в использовании неморозостойкого гнейсогранитового щебня при приготовлении бетонных смесей. В рассматриваемой ситуации низкая морозостойкость вызвана неудовлетворительным качеством цемента. Негативного результата можно было бы избежать при должной организации входного контроля поступающих на завод – изготовитель ПАГов материалов.

По нашему мнению, для эффективной борьбы с рассмотренными негативными тенденциями необходимо сместить вектор технической политики в строительстве России с бесконечного тиражирования новых, зачастую понятных только авторам, а иногда просто переведенных с иностранных нормативов в сторону наведения элементарного порядка на предприятиях строительного комплекса и стройплощадках.

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы