А. СОЛНЦЕВ, генеральный директор компании Dr. Schiefer
В статье представлен многоплановый анализ современного российского рынка керамической черепицы.
Первые поставки керамической черепицы из Европы в Россию начали осуществляться в девяностые годы, но были разовыми. Как надежное и престижное кровельное покрытие керамику стали воспринимать на рынке в начале 2000-х годов. Постоянный рост поставок глиняной черепицы начался с 2004-2005 гг. Этот рост продолжался вплоть до 2014 года, но в связи с экономическим кризисом в стране остановился. К этому моменту доля керамической черепицы достигала 4-5% от общего объема рынка скатных крыш. Чтобы осознать, насколько мало это количество, нужно понимать, что в Европе объемы продаж керамической черепицы в сотни раз больше! Так, например, если в Германии объем рынка керамической черепицы в 2016 году составил около 35 млн м2, то в России – лишь около 460 тыс. м2.
Если в начале в нашу страну поставлялись лишь 3-4 известных европейских бренда (и практически все – из Германии), то в настоящее время на российском рынке представлены все известные европейские производители керамики и не только. Разброс в объемах поставок при этом огромен: некоторые черепичные заводы поставляют всего 1-2 кровли в год, а некоторые закрывают по нескольку десятков тысяч квадратных метров. При этом стоить учесть, что количество брендов в Европе за последние 15 лет сократилось практически вдвое. Произошло это за счет поглощения малых и средних производств крупными концернами. Все эти годы группа лидеров по объемам продаж регулярно менялась. Во много это стало отображением ситуации с самими производствами в Европе (в т.ч. с учетом процессов поглощений и слияний). Там лидеры тоже не постоянны, но тем не менее свою долю рынка они стараются удерживать. Однако позиция на внутреннем рынке не всегда соответствует истинному рейтингу бренда, т.к. многие марки в большей степени могут специализироваться на экспорте и делают большие объемы на внешнем рынке.
Таблица. Бренды керамической черепицы, поставляемые в Россию с привязкой к странам (по состоянию на 2018 год)
Германия | Италия | Испания | Польша |
Creaton | Cottosenese | La Escandella | Roeben (4) |
Erlus | Sereni | Tejas Borja | Koramic (3) |
Koramic | San Marco | HDR | Creaton (1) |
Meyer-Holsen | Cobert (3)** | ||
Jacobi | Франция | Сербия | Португалия |
BRAAS | Terreal | MLADOST | Cobert (4) |
Laumans | Imerys | Toza Markovic | CS |
Roben (7)* | Венгрия | Австрия | |
Nelskamp | США | Tondach (3) | Tondach (16) |
ABC | Ludovici | Чехия | |
Япония | Tondach (1) | ||
Maruso |
* – Некоторые бренды имеют производства в разных странах.
** – В скобках указано количество производимых в стране моделей данного бренда
В России немаловажным фактором смены лидеров становится мода на тот или иной тип профиля и цвет черепицы и, конечно же, (и это определяющий фактор) цена за квадратный метр покрытия! Последняя причина начиная с 2014 года стала играть все более важную роль при выборе бренда. Как же формируется цена на керамическую черепицу и от каких характеристик она зависит, мы сейчас и разберем.
Ценообразование
Многие застройщики, приезжая из Европы, удивляются высокому уровню цен на керамическую черепицу. Ведь там она стоит от 10 евро/кв.м и вполне сопоставима по стоимости с цементно-песчаной черепицей. Действительно, в России черепица становится дороже в среднем на 50%. Это обусловлено достаточно дорогой доставкой керамики еврофурами, а также высокими таможенными платежами. Доставка контейнерами и вагонами могла бы сократить издержки, но зачастую цена такой экономии – увеличенный процент боя черепицы при поступлении. И здесь мы подходим к первой причине разницы в цене между разными черепичными брендами и моделями.
Стоимость доставки
Все последние годы стоимость доставки неуклонно растет вместе со стоимостью топлива, даже несмотря на все возрастающую конкуренцию на рынке транспортных услуг. Если, например, сравнивать транспортировку из Франции, Германии или Польши, то стоимость перевозки из этих стран в Россию в зависимости от расположения завода может отличаться в два раза и более! Связано это, к слову, не только с преодолеваемым транспортом расстоянием и стоимостью топлива в том или ином регионе, но и с условиями труда и отдыха водителей в данной стране, ограничениями на передвижение большегрузов и т.д. Кроме того, на стоимость доставки оказывает влияние сезонность, а также различные политические и экономические факторы риска. Здесь в качестве примера можно назвать с завидной периодичностью возникающие проблемы у перевозчиков с так называемыми дозволами (то есть разрешениями на проезд перевозчикам по территории других государств), или же, что наиболее актуально для России, санкции и политические кризисы в отношениях с другими государствами, часто приводящие к повышению стоимости либо даже полной невозможности доставки грузов прежними отлаженными маршрутами.
Большое влияние на стоимость конечного продукта оказывает его вес. Так как вместимость машин ограничена, мы понимаем, что, чем легче керамическая черепица и чем больше ее вместится в одну еврофуру, тем ниже окажется транспортная составляющая. В настоящий момент вес одного квадратного метра черепицы может варьироваться в пределах от 32 до 110 кг. Большая часть моделей имеет вес в районе 44-46 кг/м2. Этим объясняется, что крупноформатные модели (с расходом от 8 до 12 шт/м2) в большинстве случаев стоят дешевле мелкоформатных. Чем меньше формат черепицы, тем больший процент ее площади уходит на замковую часть и перехлесты, и соответственно увеличивается вес кровельного покрытия. К сожалению, в большинстве случаев облегченная или крупноформатная черепица проигрывает своим меньшим братьям с эстетической точки зрения. Кроме того, за счет увеличения ее размеров и/или в борьбе за уменьшение веса ее прочностные характеристики также уступают более мелкоформатным моделям. Подтверждением этому служит процент боя черепицы при поставке.
Таможенная составляющая
Стоимость таможенной очистки черепицы, импортируемой различными компаниями, зависит при прочих равных от стоимости самой черепицы и стоимости транспортировки и растет вместе с ними. Таким образом, таможенные платежи тем выше, чем дороже стоит черепица на границе Таможенного союза с учетом ее доставки. Для сравнения: доля логистики (включая транспортную и таможенную составляющие) в себестоимости одной еврофуры недорогой ангобированной черепицы одной и той же стоимости, доставляемой с заводов в центре Польши, Германии и Франции, составит примерно 40, 50 и 55% соответственно. Кстати, при начислении таможенных платежей также есть нюансы. Стремясь выполнить план по наполнению бюджета, таможня далеко не всегда дает добро на выпуск товаров по их реальной стоимости: если таможенная стоимость товара ниже некоторого представления таможни о средней стоимости этого товара из данного региона, таможенные платежи будут скорректированы в сторону увеличения. Чтобы выпустить груз и побыстрее доставить его клиенту, импортеру придется оплатить полную сумму платежей, начисленную таможней, а уж потом в рамках довольно трудоемкого бюрократического процесса, длящегося не один месяц, импортеру либо удается доказать реальную стоимость и вернуть переплату, либо же приходится принять повышение таможенных платежей. В любом случае вся процедура негативно сказывается на конечной цене черепицы.
Важными факторами снижения доли транспортной составляющей в цене черепицы в России, безусловно, являются выбор импортером оптимального маршрута и режима транспортировки, типа транспорта, а также общий грузооборот импортера и его репутация на рынке. Ведь постоянные объемы и хорошая репутация, как правило, дают возможность импортеру получать лучшие цены у производителя, более низкие ставки от перевозчиков и других партнеров. Быстрее и эффективнее решать вопросы на таможне, снижать различные трансакционные издержки, а также договариваться об оптимальных условиях оплаты товаров и услуг, что позволяет снизить финансовые (в том числе валютные курсовые) риски и тем самым общие расходы.
Стоимость рабочей силы
Уровень заработных плат для рабочих керамического завода в Польше, Сербии, Германии, Франции и т.д. сильно отличается. Но это не оказывает решающего влияния на цену керамической черепицы и тесно связано со следующим пунктом. Так, на современном черепичном предприятии в цеху будет работать 2-3 человека за смену, тогда как на устаревшем заводе число рабочих может быть в 3-4 раза больше. Поэтому рабочая сила на старом заводе всегда выйдет дороже, чем на новом!
Состояние завода и производственной линии
Этот фактор является очень важным, т.к. может серьезно повлиять на цену за единицу изделия. Если предприятие старое и линии давно не обновлялись, то это, с одной стороны, снижает стоимость производства (не надо окупать вложения в модернизацию), но с другой, влияет на качество продукции, скорость и трудоемкость ее получения. Сильнее всего это бросается в глаза на покрасочной линии, а также используемых штампах. В первом случае страдает поверхность черепицы и равномерность окраски, а во втором – геометрия черепицы. На новых современных линиях, как правило, трудится в разы меньше сотрудников, а производительность при этом вырастает. Понятно, что это удешевляет конечный продукт, однако сделанные вложения необходимо окупить. Поэтому не стоит ожидать от современных линий самого дешевого материала.
Следует также отметить, что в последние годы некоторые производители (прежде всего из Германии, Франции и Австрии) поглощают небольшие компании или же открывают новые заводы в странах, где стоимость рабочей силы и прочие издержки ниже, чем в стране производителя. Однако опыт показывает, что при этом, к сожалению, не всегда удается добиться прежнего высочайшего качества оригинального продукта. Является ли более низкая по сравнению с оригиналом цена признаком такого компромисса в отношении цены-качества, или же это лишь следствие снижения затрат благодаря более современному производству, определить сразу достаточно сложно. Даже в случае успешной сертификации новой продукции по всем европейским нормам небольшие технологические отклонения в производстве или в используемом сырье могут негативно повлиять на важные характеристики черепицы, обеспечивающие ее долголетие и безупречный внешний вид. Поэтому подлинное качество такой черепицы по сравнению с зарекомендовавшими себя за долгие годы эксплуатации в самых сложных климатических условиях «оригиналами» можно будет оценить лишь спустя годы реальных испытаний.
Качество сырья и его удаленность от завода
Как правило, все керамические заводы располагают на глиняных карьерах, чтобы таким образом сэкономить на транспортировке сырья. Однако карьеры имеют свойство вырабатываться. И это касается прежде всего более старых заводов, где не рассчитали ресурсные емкости глины. Кроме того, глина может отличаться по качеству, и зачастую, чтобы компенсировать недостатки собственного сырья или добиться необходимого эффекта в свойствах черепицы, завод частично закупает сырье на стороне. В качестве небольшой иллюстрации трех предыдущих абзацев можно привести завод Ludowici (США).
Это достаточно старое предприятие с не самым передовым техническим оснащением. Количество персонала, имеющего очень высокий оклад и работающего на линии, значительно превосходит любой европейский завод. Однако за счет высочайшего качества глины и индивидуального (в т.ч. за счет количества работников) подхода к каждому заказу завод успешен, а его продукция популярна, несмотря на то, что кровля данной марки считается самой дорогой. На черепицу дается самая большая гарантия в мире – 70 лет.
Упаковка
Качество и состояние паллет под черепицу, стягивание пачек черепицы лентой, а также затягивание или нет паллеты в пленку напрямую влияет на количество боя при поставке на большие расстояния. Этот фактор усиливает либо уменьшает эффект боя, который можно было бы объяснить качеством и плотностью глины. Кроме того, важно качество упаковки всех специальных элементов, которые стоят в разы больше рядовой черепицы, и их бой выходит заказчику или поставщику в копеечку. При этом тара в Европе стоит немалых денег: так, один возвратный деревянный поддон в зависимости от поставщика может обходиться клиенту от 5 до 20(!) евро, а стоимость стабильного деревянного ящика или обрешетки, используемых для транспортировки наиболее дорогостоящих элементов, достигает нескольких десятков, а то и сотен евро. Кстати, у практичных европейцев цена поддонов называется залогом, так как тару принято по возможности возвращать отправителю или сдавать в пункты приема для дальнейшего использования. Стоимость поддонов в случае их возврата возмещается заказчику (иногда за вычетом некоторой комиссии или транспортной составляющей). В России же тара ценится куда меньше и зачастую оказывается на свалке, так что к стоимости собственно черепицы добавляется еще и стоимость тары. Средняя стоимость тары для европейской черепицы составляет 15-18 евро на тонну продукта. Так, из-за высокой стоимости экспортной упаковки оказывается экономически целесообразно заказывать ее лишь для дорогих моделей или поверхностей черепицы. В остальных же случаях выгоднее сделать запас на возможный бой при транспортировке, объем которого сильно зависит от выбранного способа перевозки.
Экологическая и социальная составляющая
Помимо соблюдения и без того довольно жестких требований к предоставляемым социальным гарантиям со стороны работодателя, а также к экологичности производства, все больше зарубежных производителей берут на себя дополнительные обязательства в рамках концепции «устойчивого развития» (sustainable development), закладывая в инвестиционные проекты существенно опережающие актуальные тенденции развития в этих сферах требования. Прежде всего это касается экологических стандартов и параметров производства, касающихся, например, снижения количества отходов и выбросов и повышения доли энергии из возобновляемых источников. Подобные мероприятия и связанные с ними инвестиции, безусловно, отражаются на стоимости конечного продукта.
Качество конечной продукции и сертификация
Не все черепичные производства нацелены на выпуск продукции высокого качества. Потому что это не везде требуется. Так, для южных регионов Европы никогда не будут производить черепицу, ставя во главу угла ее морозостойкость! Она там просто не нужна. А вот если производитель хочет поставлять эту модель на экспорт в северные страны, то он обязан провести необходимые испытания и получить соответствующий сертификат. Отдельные заводы получают сертификаты, проводя более глубокие (и как следствие, более дорогие) исследования, чем это требуется, чтобы убедить своих потенциальных клиентов в высоком качестве продукции. Важным показателем качества продукта и высокого сервиса со стороны производителя также является готовность предоставить гарантию как на саму продукцию, так и на допоставку черепицы конкретного профиля в том же цвете. У каждого опытного продавца керамической черепицы в России наберется немало примеров проектов, для которых, когда возникала необходимость привезти небольшой дополнительный объем черепицы спустя несколько лет после сдачи объекта, не удавалось допоставить ту же черепицу в нужном цвете. Многие, в том числе очень крупные европейские производители, имеют привычку неожиданно снимать модели или цвета с производства, обосновывая это «экономическими соображениями». При этом выпуск небольших партий для допоставок обычно бывает возможен лишь в течение короткого времени, после чего меняется либо технологическая линия, либо поставщик пигментов для окраски черепицы, так что производство старой модели становится невозможно в принципе.
Понятно, что этот сервис со стороны производителя – поддержание возможности выпуска старой модели черепицы даже спустя многие годы после снятия ее с производства – также стоит денег. И предлагают эту возможность лишь единичные компании. К слову сказать, даже небольшая допоставка актуальной модели черепицы часто оборачивается для застройщика серьезной головной болью, если эта черепица была куплена не у официального дилера производителя на территории России. Например, за вывоз небольшого объема с некоторых заводов на юге Германии или Франции придется переплатить 350-500 евро по сравнению с доставкой полной машиной, а цена небольшой партии на заводе зачастую существенно выше оптовой.
Итак, важными характеристиками того или иного керамического производства являются:
История предприятия. Имеет ли оно уникальность или занимается подделкой чужих моделей, часто ли меняет ассортимент, бывают ли перебои в поставках и насколько большой объем складских запасов постоянно поддерживается производителем.
Репутация производства. Она обусловлена вышеназванными факторами и качеством поставляемой продукции, а также реакцией на те или иные рекламационные случаи. Так, если спросить простого немецкого кровельщика, какую именно черепицу он положил бы на свою кровлю, он однозначно выскажется в пользу 1-3 марок, не более!
Инвестиционная активность. Насколько регулярно и в каких объемах производитель делает продуманные инвестиции в производственные линии и автоматизацию производства.
Наличие собственной лаборатории, где не только анализируется качество выпускаемого продукта (это есть на всех производствах), но и есть возможность разработки собственных вариантов покрытия черепицы, цветов, форм.
Однако все приведенные факторы указывают лишь на объективные причины в разнице ценообразования, но не полностью характеризуют расхождения в качестве черепицы. Конечно, уровень рабочей силы, качество глины и состояние производственных линий серьезно влияют на конечный результат. Но эти факторы для конкретных моделей можно подтвердить, лишь побывав на каждом производстве.
Данная статья была представлена на конкурсе статей Национального кровельного союза в 2019 году