Проблемы декларирования соответствия бетонных смесей

Проблемы декларирования соответствия бетонных смесей

УДК 666.97 + 006.013 + 658.562

Ю.В. ПУХАРЕНКО, доктор техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, В.Д. СТАРОВЕРОВ, канд. техн. наук, доцент, кафедра технологии строительных материалов и метрологии, СПбГАСУ, А.А. ГЕРАСИМЕНКО, студент СПбГАСУ

Ключевые слова: декларация о соответствии, бетон, бетонные смеси, контроль качества, обязательное подтверждение соответствия, строительный контроль
Keywords: declaration of conformity, concrete, concrete mixtures, quality control, mandatory confirmation of compliance, construction control

В статье раскрываются актуальные проблемы обязательного подтверждения соответствия, с которыми сталкиваются в настоящее время производители бетонных и растворных смесей. Оцениваются послед­ствия введения декларирования соответствия бетонных смесей. Предлагается прогноз развития сферы производства бетона в условиях прогнозируемого ужесточения контроля со стороны государства.

В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема обязательного подтверждения соответствия в форме принятия декларации о соответствии на бетонные смеси.

Прошел почти год с момента вступления в юридическую силу изменения в постановление правительства от 1 декаб­ря 2009 г. № 982, которым Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, был дополнен строительными смесями и растворами (2364 «Смеси и раст­воры строительные»). При этом стоит особо обратить внимание, что указанная продукция не отмечена знаками «*», «**» или «***». Таким образом, декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) собственных доказательств, что также указано в разделе 5 ГОСТ Р 56532-2015 «Оценка соответствия. Рекомендации по принятию декларации о соответствии продукции установленным требованиям».

Необходимо подчеркнуть, что эксперты Росстандарта самостоятельно расширили перечень объектов обязательного подтверждения, закрепленный постановлением правительства, и разместили на своем официальном сайте информацию о продукции с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, включив в список бетон (23.63.10 «Бетон, готовый для заливки (товарный бетон)»). На данном этапе возникает следующая коллизия, если при подготовке проекта постановления правительства РФ проводятся публичные обсуждения, а также выполняются правовая и антикоррупционная экспертизы и оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений, то в случае опубликования Росстандартом указанной информации такой порядок не реализуется. Заинтересованные лица не могут ознакомиться с проектом перечня стандартов, которые становятся обязательными для исполнения. Тем интереснее, что при утверждении информации, носящей обязательный характер, Росстандарт не издает официального приказа (или, по крайней мере, не публикует в открытых источниках информации).

Необходимо напомнить, что в современных социально-экономических условиях в рамках технического регулирования подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции; повышения конкурентоспособности продукции; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации. При этом техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического прогресса. В этой связи с 2003 года в Российской Федерации стали разделять понятия «качество» и «безопасность».

Согласно положениям 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность продукции – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск (вероятность причинения вреда с учетом его тяжести), связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

То есть в определении понятия термина «безопасность» обозначены жизненно важные интересы государства, общества и личности, для обеспечения защищенности которых принимаются технические регламенты.

Одним из основополагающих положений 184-ФЗ является установление новых форм подтверждения соответствия для устранения необоснованных препятствий для развития предпринимательской деятельности.

Также буква и дух закона «О техническом регулировании» требует установления минимально необходимых обязательных требований с учетом степени риска. По этой аналогии в переходный период (до момента принятия конкретного технического регламента) должны реализовываться процедуры определения перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и составления информации о нормативных документах, которые будут являться доказательной базой. Однако Росстандарт по какой-то причине не заинтересован в повышении прозрачности своей деятельности, затрагивающей экономические интересы огромного числа предприятий строительной индустрии.

Таким образом, в отсутствие применения методов (критериев) отнесения продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия, без применения методов оценки рисков потенциально опасной продукции специалисты Росстандарта, опираясь на только им понятную внутреннюю логику (или в условиях поддержки узкой группы заинтересованных лиц), необоснованно расширяют и так не малый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Еще раз подчеркнем, что при обосновании безопасности необходимо выполнять анализ риска, в котором предполагается, что виды опасности идентифицированы, а для каждого вида опасности должна быть проведена оценка риска расчетным, экспериментальным, экспертным путем.

Очевидно, что содержание обязательных требований к продукции может оказать существенное влияние как на отдельных хозяйствующих субъектов, так и на экономику в целом. Так, избыточные требования могут негативно влиять на конкурентоспособность отечественной продукции, заниженные же – создать недопустимые риски нанесения вреда жизни и здоровью людей. Фиксация требований в нормативных правовых актах высокого уровня означает в том числе сложности в исправлении возможных ошибок. Поэтому важной задачей является оценка социально-экономических последствий принятия таких решений со стороны правительства РФ и различных федеральных органов исполнительной власти.

Для определения социально-экономической эффективности введения обязательных требований к продукции необходимо выявить положительное воздействие на конкретную отрасль и/или экономику в целом. Оно может проявляться через снижение уровня риска и расходов (затрат), необходимых для поддержания существующего уровня риска.

За истекший период подавляющее большинство изготовителей бетонных и растворных смесей приняло декларации о соответствии и самостоятельно или при помощи органов по сертификации зарегистрировало их в установленном порядке на сайте Федеральной службы по аккредитации.

Однако, как показывают некоторые промежуточные результаты, в бетонной отрасли сложился ряд негативных трендов, хотя, надо отдать должное, есть и положительный эффект от введения обязательного декларирования бетонных смесей.

В первую очередь на крупных предприятиях пересмотрены подходы к обеспечению качества выпускаемой продукции: закуплено новое оборудование, проведено повышение квалификации сотрудников, ужесточен входной, операционный и приемо-сдаточный контроль, проведены выборочные дополнительные испытания в аккредитованных лабораториях – это довольно затратные мероприятия, что уже повлияло на увеличение стоимости отгружаемого бетона.

Однако небольшие предприятия выстраивают совершенно иные механизмы. В отсутствие финансовой возможности приобрести оборудование для испытаний (или взять его в аренду), провести необходимые экспериментальные оценки, расширить штат инженерно-технических работников такие организации реализуют продукцию по подложным документам. При этом, как правило, при входном контроле на строительных площадках почти в 100% случаев декларации на бетон не проверяются по реестру Федеральной службы по аккредитации. Такая ситуация способствовала появлению на бетонном рынке множества посреднических организаций и органов по сертификации, которые помогают «зарегистрировать» декларации.

Похожая ситуация сложилась вокруг обязательной сертификации цемента. После введения этой процедуры большинство импортеров были отрезаны от российского рынка, все отечественные заводы регулярно проводят испытания в ограниченном числе аккредитованных лабораторий и получают сертификаты соответствия в органах по сертификации, но проблема с наличием контрафактной и фальсифицированной продукции до сих пор не решена.

Еще раз подчеркнем, что до введения регулирующего воздействия необходимо проводить анализ последствий. Но ситуация вокруг декларирования строительных смесей и растворов как раз и иллюстрирует тот факт, что чиновники не смогли точно оценить воздействие на рынок новых требований. Также не была проведена количественная оценка уровня риска. Хотя и у Минстроя, и у Ростехнадзора, и у НОСТРОЯ отлажена система сбора информации о случаях причинения вреда, есть данные для оценки риска в строительной сфере. Но ни Минпромторг, ни Росстандарт не были заинтересованы в качественном анализе рисков, поэтому профессиональное сообщество до сих пор находится в недоумении от необоснованного расширения обязательных требований к строительной продукции. Складывается впечатление, что в этом находят выгоду только отдельные организации, но не отрасль в целом.

Помимо этого, в настоящее время Ассоциация НИИ ПСМ предложила проект ГОСТ Р «Оценка соответствия. Правила декларирования соответствия смесей и растворов строительных», которым пытается обязать всех изготовителей сухих, растворных, бетонных смесей проводить испытания продукции только в аккредитованных лабораториях с одновременным ограничением срока действия декларации о соответствии до одного года. Отметим, что количество аккредитованных лабораторий в России явно не соответствует прогнозируемому спросу на эти услуги после принятия указанного проекта национального стандарта, но при этом действующие аккредитованные центры с географической точки зрения крайне неравномерно рассредоточены по стране. Можно привести примеры десятков регионов, где БСУ (БРУ) удалены от аккредитованного лица на расстояние более чем 200-300 км.

Совершенно очевидно, что в условиях введения более жестких обязательных требований к бетонным смесям и бетонам стоимость продукции резко возрастет – не менее чем на 35-40%. При этом также очевидно, что решить проблему обеспечения безопасности и качества строительной продукции этими мерами не удастся. Повторим: крупные предприятия будут вынуждены значительно поднять цены на бетон, а небольшие фирмы из серой зоны вообще перейдут на нелегальное положение: изготавливать продукцию без какого-либо внутреннего контроля, с поддельными документами, а при попытке проведения госнадзора будут ликвидировать юридическое лицо и тут же открывать новое.

В этой ситуации, особенно в условиях снижения деловой активности и изменения положительной динамики промышленного производства в строительной отрасли (как свидетельствуют регулярно публикуемые отчеты ­Минэкономразвития и Росстата), неясно, каким образом будет реализовываться национальный проект «Жилье и городская среда». Минстрой РФ уже сейчас начал корректировку показателей по объему ввода жилья. Поэтому не совсем очевиден способ претворения в жизнь еще не принятой Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.

К сожалению, только сейчас бизнес-ассоциации участ­ников бетонной отрасли начали понимать сложившуюся негативную ситуацию и искать пути ее решения.

Необходимо понимать, что отмены обязательного подтверждения соответствия строительных смесей и растворов (в том числе и бетонов) не произойдет, наоборот, с каждым разом этот перечень будет необоснованно (без проведения полномасштабного анализа социально-экономической и промышленной активности) расширяться. Но, несмотря на это, активно отстаивать интересы отрасли и общества крайне необходимо.

В этой связи, во-первых, основной задачей является противостояние принятию проекта ГОСТ Р «Оценка соответствия. Правила декларирования соответствия смесей и растворов строительных» в его нынешней редакции. Так как при разработке проекта этого стандарта к соглашению со стороны заинтересованного сообщества прийти не удалось, то в условиях отсутствия консенсуса такой документ не может быть принят и введен в действие. Эту мысль необходимо также донести до руководства Росстандарта до того, как ТК 079 попытается подготовить проект приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Не упуская из виду того, что ГОСТ Р 56532-2015 и статья 24 184-ФЗ дают однозначный ответ, что при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы, а в качестве таковых используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции.

Во-вторых, надо понимать, что существующая идея внесения изменений в ГОСТ 7473-2010 для урегулирования вопроса обязательного декларирования бетонных смесей не увенчается успехом. В данном случае такие изменения будут обречены на провал (их не примут) в силу того обстоятельства, что ГОСТ 7473 носит межгосударственный характер, а предлагаемые изменения будут затрагивать сугубо национальный интерес. В этой связи целесообразно рассмотреть создание национального стандарта, разработчиками которого выступят заинтересованные бизнес-ассоциации.

В-третьих, необходимо добиваться от Росстандарта повышения прозрачности в отношении деятельности, связанной с разработкой и размещением информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.

Также одним из эффективных путей решения проблем производителей строительных материалов может быть механизм привлечения саморегулируемых строительных организаций. В этом случае необходимо информировать профессиональное сообщество о том, что необдуманные решения со стороны соответствующих федеральных органов исполнительной власти по ужесточению обязательных требований к строительной продукции могут повлиять отрицательным образом на строительную сферу в целом. Также целесообразно ассоциациям и заинтересованным организациям принять активное участие в разработке механизма «регуляторной гильотины» в сфере оценки соответствия, добиваясь изменения в подходе формирования обязательных требований к строительной продукции.

В заключение хочется привести выдержку из постановления Совета министров Союза ССР от 23 сентября 1952 г. №4286
«Об усилении борьбы с выпуском недоброкачественной и некомплектной продукции и о мерах дальнейшего улучшения качества промышленной продукции»:
«борьба за улучшение качества выпускаемой продукции, прекращение выпуска недоброкачественной и некомплектной продукции является одной из важнейших задач социалистической промышленности.

Выполняя эти указания, промышленные предприятия на основе роста технической вооруженности и освоения новой техники достигли серьезного улучшения качества выпускаемой продукции…

Сбытовые и снабженческие организации министерств и ведомств не ведут должной борьбы за обеспечение поставки потребителям доброкачественной продукции, соответствующей требованиям ГОСТов и технических условий.

Отделы технического контроля, призванные не допускать выпуска цехами и предприятиями недоброкачественной продукции и осуществлять строгий контроль за этим, неудовлетворительно выполняют свою задачу. Отделы технического контроля укомплектованы недостаточно квалифицированными работниками и малоавторитетны. Многими отделами технического контроля нарушаются правила приемки, в результате чего выпускаются дефектные детали, узлы и готовая продукция с нарушением стандартов и технических условий. Имеются случаи, когда начальники отделов технического контроля пропускают недоброкачественную, некомплектную, не соответствующую стандартам и техническим условиям продукцию под нажимом руководителей предприятий.

Методы и средства контроля значительно отстают от современного развития техники и производства, вследствие чего не обеспечиваются точность и производительность контрольных операций. Вместо широкого внедрения на предприятиях механизации и автоматизации контроля многие министерства и ведомства пошли по пути организации повторных массовых проверок качества продукции и в связи с этим значительно увеличили численность контрольного аппарата».

Прошло не так уж и мало времени, но современная ситуация мало чем отличается от прошлого. Но хочется верить, что профессиональное сообщество сможет добиться достижения баланса интересов, позволяющего развивать строительную индустрию, являющуюся локомотивом национальной экономики.

При этом необходимо отметить, что действующий в настоящее время механизм обеспечения безопасности и качества в строительной сфере сам по себе является достаточным, но пока работающим неэффективно. Именно поэтому дополнительные меры ужесточения не приведут к заявляемому результату – необходимо отладить имеющиеся средства, опираясь на законодательство. Так, в частности, статья 34 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений гласит, что «лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства». В статье 39 Технического регламент о безопасности зданий и сооружений говорится, что «обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется» в разных формах, в том числе и в форме строительного контроля. И наконец, необходимо выполнять требования постановления правительства РФ от 21 июня 2010 г. №468, в котором утверждено «Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Библиографический список

1. Давидюк А.Н., Батдалов Ю.Р. Бетонные смеси, готовые к употреблению, не являются сухими, как полагают эксперты Росстандарта // Сухие строительные смеси, №5, 2019, с. 40-42.
2. Крючкова П.В. Оценка социально-экономических последствий принятия технических регламентов // VIII Международная научная конференция. Модернизация экономики и общественное развитие: В 3 кн. Кн. 1. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007, с. 347-356.
3. Пухаренко Ю.В., Староверов В.Д., Герасименко А.А. Повышение безопасности и качества строительных материалов на основе оценки опыта и деловой репутации предприятия // Строительные материалы, № 5, 2019, с. 3-8.

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы