Строительство цементобетонных дорог в России: перспективы экономики и применение системы PENETRON

Строительство цементобетонных дорог в России: перспективы экономики и применение системы PENETRON

К.В. КИСЕЛЕВ, кандидат наук

Дорожное строительство – важнейший фактор развития экономики любой страны. Развитая дорожная сеть, во-первых, обеспечивает устойчивую логистическую связь в промышленном и социальном комплексах страны, во-вторых, снижает логистические затраты всех видов и, таким образом, влияет на конечную стоимость производимой продукции, повышая ее конкурентоспособность, в-третьих, обеспечивает мобильность населения. Настоящая статья посвящена продуктам линейки PENETRON, использующих защитную кристаллическую систему PENETRON при строительстве всех типов бетонных дорог.

Infrastructure, particularly road construction, is a key factor in the development of a country’s economy. A developed road network has positive industrial and social impact. By decreasing logistics costs, an organized road network reduces the final cost of manufactured goods, allowing for increased industry competition. It also allows for a country’s population to be more mobile. This article focuses on the Penetron System of products that be can used in the construction of concrete roads.

Само дорожное хозяйство, его содержание, а также строительство новых и реконструкция существующих дорог связана со многими иными отраслями, обеспечивая их загрузку. Дело в том, что в стоимости современного дорожного полотна порядка 60-80% составляют затраты на материалы (битум, цемент, металлопрокат и т.д.). Это значит, что строительство дорожного полотна обеспечивает работой смежников из других сфер экономики (горная промышленность, металлургия, нефтепереработка, производство строительных материалов и т.д.). Более того, дорожное строительство и ранее, и сейчас рассматривается в качестве весьма эффективного пути стимулирования экономики. Примеров такого рода достаточно много. Самый известный – дорожное строительство в США в период Великой депрессии. Если в начале XX века в Соединенных Штатах существовало не более двух тысяч километров дорог с каким-либо покрытием, то к началу 1940-х – более 1 миллиона. Плюс десятки тысяч мостов и иных объектов дорожной инфраструктуры. Стоит отметить, что ставка в американском и иных аналогичных случаях делалась на строительстве именно высококачественных дорог, поскольку их сооружение стимулировало смежные отрасли промышленности, обеспечивало работой не только низкоквалифицированных работников, но и влияло на рост образования. Например, в тех же США акцент был сделан на строительство бетонных дорог, многие из которых эксплуатируются по сей день. Аналогичным путем в конце XX в. – начале XXI в. пошел Китай. Этот опыт сегодня перенимают Индия и многие иные страны. Существуют расчеты, показывающие, что строительство одного километра дорог обеспечивает работой 70 человек, а обслуживание – еще более четырехсот1. Это ремонт, заправки, станции техобслуживания, уборка и т.д.

Стратегия

Понимание значимости дорожного строительства в России было и есть на всех уровнях власти. Уже в 2008 г. была утверждена «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года» (Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 года №1734-р), в которую в дальнейшем вносились осовременивающие содержание изменения. В качестве первой, а значит, главной цели было определено «Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры». Ключевые слова – опережающее развитие. И надо отметить, что Стратегия реализовывалась по большинству направлений весьма успешно.

Естественным образом с Транспортной стратегией увязывались и иные экономические планы, и глобальные проекты. В частности, «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» (Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2016 №2484-р). С точки зрения перспектив развития качественного дорожного строительства именно эта Стратегия имеет приоритетное значение. В ней, например, отмечается: «Мировой тенденцией является увеличение доли строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства автомобильных дорог с твердым покрытием. Изначально бетонные автомагистрали, нашедшие широкое применение в Соединенных Штатах Америки, активно строятся в Китайской Народной Республике (не менее 50% автомобильных дорог), Японии, Австралии и некоторых странах Европы. Отдельно стоит отметить накопление опыта строительства дорог с таким покрытием в Республике Казахстан и Республике Белоруссия».

Реальность

Казалось бы, что именно цементобетонные дороги станут трендом и в России, а цементная промышленность обречена на процветание. Но ситуация складывается пока иначе. В настоящее время доля дорог с цементобетонным покрытием (ЦБП) в дорожном строительстве составляет в Европе от 13 до 40%, в Китае – не менее 50%, в США – до 60%. В России доля дорог с ЦБП – всего 1-2%, хотя Стратегией предусматривалось, что уже в 2021-2025 гг. доля вводимых в эксплуатацию дорог с ЦБП должна составить 35%, а в 2026-2030 гг. – 50%.

Соответственно, цементная промышленность, формирующая мощности под поставленные стратегические задачи, оказалась не в лучшем положении. В результате более 10 лет цементная промышленность функционирует в условиях тотального профицита мощностей. По данным Союза производителей цемента «Союзцемент», загрузка большинства цементных производств в России – 48-53%. В итоге, по мнению аналитиков «Коммерсанта», рентабельность многих предприятий по производству бетона оказывается нулевой. Более того, они же приводят слова одного из топ-менеджеров компании CM PRO, специализирующейся на аналитике рынка строительных материалов, В. Гузя: «Для стройки всегда можно найти бетон дешевле собственного»2. В этих условиях сокращение годового потребления цемента от пикового 2014 г. до 2020 г. в России составило 21%3.

По большому счету, цементная промышленность сегодня оказалась в ситуации выживания. Незначительный рост потребления цемента в 2021 г. (порядка 3%) ситуацию кардинально не поправит.

Выход

Строительство дорог с ЦБП ситуацию наверняка может выправить. Выполнение показателей Стратегии развития промышленности строительных материалов привело бы к ежегодному увеличению потребления цемента более чем на 9 миллионов тонн. Но главное даже не в этом. Во-первых, дорожное строительство с использованием бетонов будет стимулировать развитие порядка двадцати смежных отраслей промышленности. Во-вторых, в условиях проблем с бюджетом строительство бетонных дорог во временной прогрессии приведет к значительной экономии средств. По заказу группы строительных и иных заинтересованных организаций было проведено исследование сравнительной эффективности эксплуатации различных типов дорог. По данным авторов исследования, дороги с ЦБП в сравнении с асфальтобетонными сокращают эксплуатационные затраты на 30% в год. Более того, анализ строительства дороги М-12 (Москва – Казань) показал, что при применении современных технологий стоимость строительства с использованием цементобетона сегодня на 25-35% дешевле4. Есть и иные аналогичные расчеты, подтверждающие тенденцию: дороги с ЦБП экономичнее и надежнее. Росавтодор утверждает, что с учетом расходов на обслуживание на последующие 25 лет «бетонка» оказывается дешевле на 40%5.

Таким образом, даже в условиях дефицита ресурсов дороги с ЦБП:

– сопоставимы по стоимости или экономичнее при строительстве;
– значительно экономичнее при эксплуатации;
– намного долговечнее.

Их строительство, помимо реализации стратегических целей (логистическая связность, обороноспособность, мобильность и т.д.):

– позволяет сохранить и развивать цементную промышленность;
– стимулирует прогресс порядка двадцати отраслей экономики;
– обеспечивает занятость в любых регионах (от высококвалифицированной инженерной до сферы услуг).

Стратегия PENETRON

Очевидно, что и бетонные дороги не являются вечными. Капиллярная структура бетона делает даже качественный бетон уязвимым. На него влияют:

– циклы замерзания-оттаивания;
– возможные усадки, конструктивные напряжения в бетоне;
– проникновение солей и иных химических веществ, атакующих арматуру;
– хлоридная коррозия и т.д.

Группа компаний PENETRON уже достаточно давно использует защитную кристаллическую систему PENETRON при строительстве всех типов бетонных дорог и их элементов: бетонных ограждений, зон разгона, туннелей, зон остановок, основного полотна дороги, мостов и т.д. И повсеместно PENETRON проявил свою эффективность. Добавление PENETRON ADMIX и PENETRON ROAD ADMIXTURE в бетонную смесь ведет к тому, что сформировавшаяся бетонная матрица дороги становится способной к самовосстановлению, а уплотнение новых трещин происходит автономно. Опытным путем доказано, что бетоны, содержащие PENETRON ADMIX, даже в критических условиях продлевают срок службы бетонной конструкции на 60 лет и более6.

Суть процесса – возникновение благодаря PENETRON ADMIX или PENETRON ROAD ADMIXTURE в системе пор и капилляров нерастворимых кристаллов, которые образуются в результате химической реакции между элементами системы PENETRON, водой, гидроксидом кальция и алюминием, а также другими металлами и солями. Причем чем интенсивнее водная или иная химическая атака на бетон, тем интенсивнее процесс возникновения кристаллов, тем сильнее проявляются защитные свойства PENETRON.

Пример из Грузии, где сложно с климатом, где в наличии постоянные перепады температуры и перепады по высоте. В данном случае речь идет об извилистой горной дороге протяженностью 23 км, которая соединяет город Хуло с горнолыжным курортом Годердзи (высота 1700 м). Дорога была отремонтирована и модернизирована, чтобы облегчить движение туристов, направляющихся к горнолыжному курорту. При этом следует иметь в виду, что в снежную погоду последний участок дороги мало чем отличается от бобслейной трассы. Понятно, что само полотно дороги из-за постоянных капризов погоды мгновенно превращалось просто в «скалодром», на котором автомобили цеплялись за остатки покрытия. Выход – система PENETRON. Сегодня по дороге можно ездить. Она приведена к стандартам мирового уровня.

PENETRON предложил использовать PENETRON ADMIX именно в качестве решения для высокогорной дороги. Кристаллическая технология обеспечила не только постоянную непроницаемость бетонных элементов новой конструкции, но и оптимальную долговечность. Кроме того, использование PENETRON, как обычно, сэкономило время на реконструкцию и строительство, а потому и финансовые средства.

Наконец, заметим, что дорожное строительство всегда проходит в разных условиях. Условно говоря, высокогорная дорога, которая подвержена частым циклам замерзания-оттаивания, требует одних решений, дорога в пустыне – других. Именно для этого PENETRON предлагает достаточное количество модификаций PENETRON ROAD ADMIXTURE. Более того, для каждого конкретного случая может разрабатываться своя спецификация, учитывающая географические и климатические условия строительства и эксплуатации дороги.

Строительство дорог с цементобетонным покрытием при использовании системы PENETRON и прежде всего PENETRON ADMIX и PENETRON ROAD ADMIXTURE на этапе формирования бетонной смеси – реальный стратегический выход при реализации и Транспортной стратегии России, и российской Стратегии развития промышленности строительных материалов. Во-первых, применение системы PENETRON уже на этапе пилотных проектов, без всяких сомнений, способно доказать эффективность любых стратегий и в любых проектах. Тому гарантии – и опыт, и научные исследования, и постоянное движение компании вперед. Во-вторых, сотрудничество российских производителей цемента и PENETRON, которому уже много лет, обеспечивает комфортные контрактные условия в любых бизнес-проектах. В-третьих, PENETRON всей своей деятельностью демонстрирует максимальную заинтересованность в развитии в России цементной промышленности, которая сегодня, как никогда ранее, нуждается в поддержке и государства, и контрагентов. И последнее, всегда именно высокотехнологичные решения были способны вывести экономику на новые рубежи. Чем технологичнее решение применяется, тем его результат долговечнее, а потому более выгоден с точки зрения стратегии.

Penetron International Ltd.
45 Research Way, Suite 203
East Setauket, NY 11733, USA
Ph.: 631-941-9700
Fax: 631-941-9777
E-mail: info@penetron.com


1 Солоха М.А. Влияние финансирования в период экономического кризиса на предпринимательскую деятельность в сфере дорожного строительства // Омский научный вестник. 2010, №3, с. 69-73.

2 Мерцалова А., Костырев А. MR Group вгрызается в «Евробетон». Девелопер может получить часть активов «Евроцемента»// «Коммерсантъ» №76 от 29.04.2021, стр. 7.

3 Цементное обозрение. Июнь 2021 года // URL: https://www.eurocement.ru/engine/documents/document17467.pdf (дата обращения: 01.09.2021).

4 Ассоциация бетонных дорог привела пример экономической выгодности строительства автодорог из цементобетона // URL: https://jcement.ru/content/news/assotsiatsiya-betonnykh-dorog-privela-primer-ekonomicheskoy-vygodnosti-stroitelstva-avtodorog-iz-tse/(дата обращения: 01.09.2021).

5 Росавтодор взялся за развитие цементобетонных дорог. К 2030 году их должно быть 50% // [Электронный ресурс] // URL: https://4r.ru/stati/24881-rosavtodor-vzyalsya-za-razvitie-cementobetonnyh-dorog-k-2030-godu-ih-dolzhno-byt-50-/ (дата обращения: 11.09.2020).

6 Киселев К.В., Клуда Ф. Новое поколение бетона для строительства дорог // Технологии бетонов. 2020. №9-10 (170-171) / Сухие строительные смеси. 2020. №5 (объединенный номер) с. 14-18.