А.А. ПОПОВ, директор Ассоциации производителей керамических материалов
В статье дается анализ состояния отечественных производителей строительных материалов в условиях пандемийных ограничений, динамичных экономических процессов, а также о мерах государственной поддержки отрасли.
The paper analyzes the state of domestic manufacturers of building materials in the conditions of pandemic restrictions, local scraps, as well as measures of construction state support.
Сегодня вся индустрия строительных материалов переживает непростые и интересные времена. Непростыми их сделал новый уклад жизни в крупных агломерациях и исчезающих небольших городках и деревнях, слабость отечественной валюты перед лицом жесткой межгосударственной конкуренции, сравнительно низкий уровень жизни россиян. Интересными эти времена являются в силу быстрых перемен и появления дополнительных возможностей, которых никто ранее не мог предвидеть.
Говорить о трудностях всегда непросто, но это необходимо для того, чтобы четко представлять перспективы производства, бизнеса и инвестиций хотя бы в среднесрочной перспективе. Так, очевидным слабым звеном стал патернализм общества в целом перед лицом значимых вызовов большую надежду возлагающим на государственные институты, которые, очевидно, не могут и неспособны в масштабах ожиданий сохранить и преумножить благосостояние большей части наших граждан и бизнеса. Те меры государственной поддержки, которые были реализованы в период пандемийных ограничений, показали реальные максимальные возможности как государственного аппарата, так и банковской сферы, а также вектор всей финансово-промышленной политики. Например, институт системообразующих организаций практически никак не повлиял на стабилизацию компаний, вошедших в данный перечень. Лишь очень небольшая часть из его участников смогла воспользоваться приемлемыми условиями финансирования для решения собственных социальных и фискальных задач.
Одной из самых значимых проблем оказалась неготовность к постоянной оптимизации производства, жесткие выводы в отношении собственной продуктовой политики, системы оценки кадрового потенциала, четкого понимания цепочки производство-потребитель. Стоит ли говорить о том, что в целом по стране нет широкого понимания интересов со стороны большинства производителей стройматериалов, если до сих пор нет ни национального, ни межгосударственного технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий, который должен гарантировать базовые требования безопасности (долговечность, прочность, охрану здоровья, пожаробезопасность, теплоэффективность) на основании как существенных характеристик в стандартах на продукцию, так и схем подтверждения соответствия. Конечно, в условиях обострения международной и внутристрановой конкуренции такое понимание приходит значительно быстрее, но напомню, что этот вопрос «висит в воздухе» уже на протяжении более чем 10 лет. Отсутствует стратегический подход в вопросах лоббизма применения строительных материалов, большая часть такой работы носит откровенно слабый характер, а многие отраслевые общественные институты фактически являются некими филиалами крупных игроков рынка строительных материалов.
Вместе с тем жесткие уроки российскому и международному бизнесу последнего года дают надежду на существенные, структурные изменения в сегменте производства строительных материалов. Это и экспортная активность, и значительное развитие электронных и удаленных технологий работы как в части внутренних коммуникаций, так и взаимодействия с потребителем. Компании стали стремительно развивать новые каналы продаж, тестируют и реализуют инновации в сфере цифровых моделей бизнеса, активно пошли в формирование спроса и сферу технического регулирования.
Наряду с процессами консолидации бизнеса, очищением от неэффективного управления мы видим появление новых форматов работы, современный и своевременный взгляд на бизнес-процессы внутренних и внешних коммуникаций, более профессиональный подход к большинству вопросов возможного развития, взвешенный риск в отношении точек роста.
Все вышеперечисленные факторы в итоге сделают нашу отрасль гораздо сильнее, дадут большой задел в будущее развитие. Керамика всегда считалась традиционно высококачественным, долговечным, экологичным и безопасным материалом, создающим комфортную среду обитания нашим согражданам. Мы видим невиданное ранее разнообразие цветов и фактур, керамика теперь актуальна и престижна как на фасадах наших домов, так и внутри, даже мебельщики считают необходимым использовать новые керамические материалы в отделке своих изделий, обеспечивая их долговечную и эстетичную эксплуатацию. «Наевшись» суррогатными заменителями, россияне понимают ценность настоящего, природного материала, ведь керамика – обожженная глина, получившая новые качества, обеспечившие ее прочность, негорючесть, экологичность, равновесную влажность и многие другие характеристики, которые создают ту самую желанную комфортную среду обитания, где нет места аллергиям и пожарам, рискам разрушения и значительным издержкам на эксплуатацию. Новые керамические материалы обладают высокими прочностными и теплотехническими характеристиками, отвечают самым взыскательным требованиям застройщика.
Сотрудничество с Научным центром керамики ВНИИСТРОМ дало возможность обновить нормативно-техническую базу для всех видов строительной (стеновой и отделочной) керамики. Новые стандарты на кирпич и камень керамические, керамическую черепицу, керамический кирпич для мощения, керамическую плитку и сырьевые компоненты для их производства – все это заслуга профессионалов и энтузиастов Научного центра керамики ВНИИСТРОМ, которые активно работают в сфере исследований, создании составов шихты, отработки режимов производства, испытаний и сертификации нашей продукции.
Ассоциация производителей керамических материалов (АПКМ) объединила в своем составе сразу несколько секций: производителей керамических кирпича и камня; производителей керамической плитки, в том числе керамогранита; производителей санитарной керамики; производителей и поставщиков сырья.
Уверен, что только активная совместная работа, в том числе на межгосударственном уровне, позволит нашим предприятиям стать сильнее, освоить новые рынки, развивать свои компетенции и выходить на новый качественный уровень. Ведь любые потрясения несут в себе не только риски, но и новые возможности – упустить их мы не имеем права.