О спецтехнике…

О спецтехнике…

Фото Ковалёв А.А.

Уважаемые коллеги!

В 2018 году рынок спецтехники резко пошел вверх – продажи за год выросли на 31%, хотя до докризисных цифр еще далеко. Ряд экспертов считает, что потребители выходят из «режима экономии» и стали покупать новую технику вместо бывшей в эксплуатации. Так ли это на самом деле? По данным Ассоциации европейского бизнеса, объем продаж импортной спецтехники в России увеличился на 31% в 2018 году. Что касается отечественных производителей дорожно-строительной техники, то, по данным Ассоциации «Росспецмаш», продажи за год выросли на 31,5%, а объем производства за два года увеличился на 52%. Больше всего за прошлый год было продано экскаваторов-погрузчиков (+70%), экскаваторов (+49%), дорожных катков (+40%).

На ситуацию повлияли меры господдержки производителей и стимулирования внутреннего спроса: льготное кредитование, частичная компенсация затрат на проведение НИОКР, субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на комплексные инвестпроекты. Сильное позитивное влияние оказали субсидии на уплату утилизационного сбора российским предприятиям и льготный лизинг, благодаря которому в 2018 году было заключено в 4 раза больше лизинговых договоров, чем год назад.

На наш взгляд, говорить о том, что потребители переключились на новую спецтехнику, некорректно. На вторичном рынке всегда был и будет свой покупатель, для которого покупка б/у техники – единственный способ решить проблему изношенности парка при ограниченном финансировании или сформировать его с нуля. Прежде всего это малые и средние предприятия. Крупным компаниям чаще всего также выгоднее продать технику, чем сдавать ее в аренду, поскольку арендодатели несут дополнительную нагрузку по техническому обслуживанию, кадровому обеспечению и т.д.

Эксперты в оценке прогноза на 2019 год осторожны. В качестве стимулов роста они называют отложенный спрос, запланированные инфраструктурные госпроекты, которые потребуют качественной ДСТ, возможность увеличения размера субсидий на компенсацию затрат на лизинг в удаленных регионах с 15 до 20%. Однако многие участники рынка опасаются рисков изменения сценария государственной поддержки, а также введения новых санкций и ослабления рубля.

Мы наблюдаем политику протекционизма со стороны государства. Оно поддерживает локальных производителей. Запрет на взятие в лизинг импортной спецтехники и повышение ставок утилизационного сбора приняты с целью увеличения спроса на продукцию российского производства. Но важно отметить, что пока что не вся отечественная техника способна конкурировать по функционалу и эффективности с импортной. Поэтому у некоторых категорий клиентов нет возможности перехода на покупку машин исключительно российского производства. Реакцию рынка можно будет проанализировать по результатам двух кварталов, после чего можно будет делать прогнозы на оставшееся полугодие.

Что касается инвестиционных настроений, то, по данным последнего исследования Федеральной службы государственной статистики, свыше 70% руководителей компаний ожидают в 2019 году увеличения инвестиционной активности или сохранения ее на прежнем уровне. А 66% респондентов заявили, что главной целью инвестирования в основной капитал по-прежнему останется замена изношенной техники и оборудования. Это означает, что с большой долей вероятности рост продаж специализированной техники продолжится.

Андрей КОВАЛЕВ, руководитель компании Heavy Fair