Мозаичная отделка жилых и общественных зданий стеклянной плиткой. История создания и развития техники выполнения мозаичной отделки

Мозаичная отделка жилых и общественных зданий стеклянной плиткой. История создания и развития техники выполнения мозаичной отделки

Кузьмина Вера Павловна

В.П. КУЗЬМИНА, канд. техн. наук, академик АРИТПБ генеральный директор ООО «Колорит-Механохимия», технический эксперт Союза производителей сухих строительных смесей.

Данная статья посвящена стеклянной мозаике и смальте, т.е. стеклянной плитке, заглушенной оксидами титана или циркония, их свойствам, а также перспективам развития рынка их потребления.

This article is devoted to glass mosaic and smalt. In other words to tiles damped with titanium or zirconium oxides, their properties and the prospects for the development of their consumption market.

За последние пять лет в строительном бизнесе проявился повышенный интерес к мозаичной отделке интерьеров частных домов.

Техника мозаичной отделки стеклянной плиткой отличается многовековой традицией развития и имеет массовое применение в строительстве жилых, общественных и культовых зданий в некоторых странах.

Данные о сохранности подобных отделок, выдержавших эксплуатацию в течение веков, порождают естественный интерес к истории и этапам развития этой технологии в странах с различными культурными традициями и климатическими условиями жизни.

Что же такое мозаика? Это – особая отрасль живописи, применяемая для монументальной или декоративной отделки фасадов и интерьеров зданий, а также изделий. Декоративная мозаика в позднелатинский период означала изображение или узор, выполненные из цветных камней, ценных пород дерева, стеклянной плитки, смальты, цветной керамической плитки и других материалов. То есть целое, собранное из кусочков (фрагментов) какого-либо материала.

Данная статья посвящена стеклянной мозаике и смальте, т.е. стеклянной плитке, заглушенной оксидами титана или циркония, их свойствам и перспективам развития рынка их потребления.

Для широкого применения стеклянной плитки в строительстве необходимо освоить как технические, так и художественные приемы ее применения, связанные с цветовым восприятием рисунка и расчетом слияния цветов на расстоянии (рис. 1).

Рис. 1. Многоэтажный жилой дом в Турции с мозаичной отделкой фасада

Рисунок, кажущийся прозаичным при близком рассмотрении, может подарить нам ажурную радость восприятия вида здания в целом и наоборот.

Стеклянная мозаика обладает большой долговечностью, простотой в эксплуатации, технологичностью в применении. В современном строительстве мозаика крепится к поверхности стен на цементной пасте или клеевых составах заводского приготовления в виде сухих строительных клеевых смесей.

Существуют различные техники выполнения мозаик из стеклянной плитки.

Способ прямого набора на стене рисунка из стеклянных плиток путем закрепления на клеевой или штукатурный состав, нанесенный предварительно на стену. Это самая древняя техника, именно она была характерна для римской и византийской мозаики. Но такая работа требует особого мастерства и видения и огромных затрат времени.

Промышленное применение получил способ обратного набора, когда плитка лицевой стороной наклеивается в обратном порядке на плотную бумагу или материю. Готовые ковры приклеиваются с помощью цементной пасты на декорируемую поверх­ность. После затвердевания цементной пасты бумагу или материю удаляют, а швы затирают фугами. Затирочные составы, фуги могут быть любого цвета в соответствии с дизайном.

После набора прочности мозаику с лицевой стороны окончательно обрабатывают, а иногда шлифуют и покрывают воском. В результате возникает не просто эффект мозаики в привычном ее понимании, а иллюзия приглушенного блеска и фактуры даже не камня, а гобелена или ковра. Эта техника воплощена, например, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

В СССР мозаика активно применялась для украшения станций Московского метрополитена. Так, плафоны на станции «Маяковская» выполнены по эскизам художника Дейнеки в технике римской мозаики. Плафоны станции «Комсомольская» богато украшены золотой мозаикой.

С развитием компьютерной техники набора рисунка из стеклянной плитки этот механический способ нашел массовое промышленное применение за счет быстроты и дешевизны набора.

Рисунок или фотографию сканируют, и программа разбивает изображение на клетки. Затем подбирается цветовая гамма с различными оттенками в зависимости от сложности рисунка. Так, современные компьютерные технологии возвращают в нашу жизнь древнее искусство.

Рассмотрим области применения стеклянной мозаики в различных эпохах: антич­ную, римско-византийскую, средневековую, возрождения, переходную (частично упадочную) и современную.

Мы увидим полы и плиты с мозаичными вставками, декоративные настенные мозаики, мозаики – копии станковой живописи, миниатюрные мозаики, такие как, орнаментальные, декоративные, в подражание живописи.

В IV веке нашей эры венецианские стеклодувы изобрели непрозрачное цветное стекло – смальту. Византийские мастера отделывали интерьеры и фасады храмов смальтовой мозаикой.

Мозаичная живопись, украшавшая римские храмы, представляла собой декоративно-орнаментальную беспредметную живопись, исполненную первыми христианскими художниками-мозаичистами, принадлежавшими к римской школе мозаичного искусства.

В эпоху феодализма особого развития достигает церковная мозаика, в которой античный реализм вытесняется условной трактовкой образа. В ней, обычно на золотом фоне, заменившем античные пейзажные фоны, создаются изображения аскетических фигур Христа, святых и других.

Высоким мастерством исполнения отличаются византийские мозаики 6-14 вв. (в храме св. Софии в Константинополе, в церквах св. Виталия в Равенне, Успенья в Никее и др.) (рис. 2).

Рис. 2. Byzantine-cefalumosaic3-s0

Мозаично-смальтовое искусство в Киевском государстве в XI-XII вв. достигло высочайшего уровня и было настолько совершенным, что превосходило во многих отношениях уровень мастерства в Западной Европе.

Поскольку влияние Византии на русскую архитектуру было сначала очень сильным, а затем угасло, та же судьба постигла и стеклянную мозаику.

Со дня открытия химической лаборатории в Санкт-Петербурге (12 октября 1748) М.В. Ломоносов занимался здесь изготовлением окрашенных стекол – смальты для выкладывания мозаики. Объясняя свой выбор мозаики он высказывался так: «…краски не сохраняют своей ясности и доброты столь долго, как мы желаем, но в краткое время изменяются, темнеют и, наконец, великия части красоты своея лишаются…» и о мозаике: «…материи, которые светлостию и чистотою прежних в деле превосходят, а твердостию и постоянством к воздушной влажности и солнечному зною так противятся, что через многие века нимало красоты своея не утратили…».

Михаил Ломоносов возродил русскую мозаику, а в XIX веке она пережила новый расцвет. Пример тому – огромные мозаичные картины в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

М.К. Тенишева посвятила свою диссертационную работу технологии получения стеклянной мозаики и смальты. О ее качест­ве свидетельствует уцелевшая смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный», выполненная Н.К. Рерихом на фасаде Храма Святого Духа в Талашкине (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Храм Святого Духа в Талашкине. Рис. 4. Рерих Спас

Жизнь, просветительская и меценатская деятельность, так же как творчество, собственное увлечение и занятие декоративно-прикладным искусством Марии Клавдиевны уже целое столетие привлекают внимание любителей, коллекционеров и исследователей истории искусства в России и за рубежом. «Если Историко-этнографический музей, созданный кн. Тенишевой, есть гордость Смоленска, то женщина, проявившая такую любовь к просвещению, – есть гордость всей России».

Флорентийская мозаика из натуральных камней очень сложна в исполнении и не является предметом исследований в данной статье, которая посвящена смальте (римская мозаика) и стеклянной плитке (современная мозаика).

Смальта – одна из родственниц муранского стекла.

Для ее производства стекло растирают в порошок и вторично «запекают» с многокомпонентными высокотемпературными пигментами. Каждый кусочек смальты имеет свой цвет и тон, а также глянец или матовую поверхность.

Исследование мозаик церкви Санта Мария Маджоре в Риме, выполненных римскими художниками-мозаичистами в 432-440 гг., показало, что при наборе их применялись смальты 190 различных оттенков, а именно:

 двадцать оттенков белого цвета,

 тридцать три оттенка голубого, светло-синего, серовато-синего лазуритового, синего и темно-синего,

 тридцать девять оттенков светло-зеленого, зеленого, травянисто-зеленого, оливково-зеленого и темно-зеленого,

 двадцать восемь оттенков светло-желтого, золотисто-желтого, желтого и темно-желтого,

 четыре оттенка коричневого,

 тридцать два оттенка светло-красного, красного, темно-красного и винно-красного, десять оттенков розового, три оттенка пурпурового,

 два оттенка черного и одиннадцать оттенков серого цвета.

Помимо этого, применялись и золотые стеклянные кубики восьми различных оттенков зеленого, желтого, красного, фиолетового и белого прозрачного стекла. Большинство цветных кубиков было изготовлено из стеклянных сплавов прозрачного, полупрозрачного и глухого смальтового стекла и отличалось не только великолепным цветом, но и изумительным богатством и разнообразием оттенков и глубиной тона.

В числе кубиков белого, серого, розового и светло-желтого цвета было установлено применение некоторого количества кубиков, нарезанных из природных камней различных горных пород, преимущественно цветных известняков, кальцитов, кварцитов (рис. 5).

Рис. 5. (а, б) Мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме

Золотые кубики делали из прозрачного стекла различной окраски: светло-желтого, светло-красного, синеватого, зеленого и светло-фиолетового цвета; на лицевой стороне кубика находился листок червонного золота, покрытый сверху тонким слоем расплавленного стекла.

Художник или дизайнер складывает эти мелкие пластинки в живописные аккорды, которые создают рисунок или орнамент.

Современную смальту получают в результате прессования мелких частиц плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и последующим спеканием при температуре 700-800 градусов в течение суток. Высокое содержание пигментов и длительный цикл производства делают смальту дорогим удовольствием, зато среди ее несомненных достоинств — насыщенный цвет и гладкая, приятная на ощупь поверхность, ухаживать за которой значительно легче, чем, скажем, за стеклянной плиткой.

Смальта – материал водонепроницаемый, жаропрочный, морозостойкий и мало подверженный износу. Его можно использовать даже для облицовки полов, причем не только внутри помещения, но и снаружи.

Стеклянная мозаика может быть прозрачной и непрозрачной. Последнюю производят двумя способами: добавляют в цветной расплав порцию мельчайшего белого песка или заглушают оксидами циркония, или титана. Второй способ более дорогой, но изделие при этом выглядит гораздо лучше.

Это ремесло процветает во многих странах, особенно успешно – во Франции и Турции, но несомненным лидером в этой области является Италия.

Стеклянная мозаика не уступает смальте. Температурный диапазон ее применения находится в пределах от -30 до +150°С. Современные дизайнеры смело облицовывают стеклянной мозаикой камины и печи, фонтаны и открытые бассейны.

Элитные сорта стеклянной мозаики получают путем совместного плавления стекла с полудрагоценным камнем авантюрином. Мозаичные пластинки имитируют авантюрин за счет глубинного мерцания «искорками».

«Золотую» мозаику получают за счет прокладки фольги из драгоценного металла между двумя слоями прозрачного стекла.

Для изготовления мозаики из стеклянной плитки или смальты своими руками следует приготовить необходимые инструменты и материалы.

Самый распространенный размер отдельных элементов мозаики – 20×20 мм. Возможны и нестандартные варианты: 10×10 мм, 5×5 мм, 50×50 мм и так далее – в зависимости от дизайнерского решения и размера декорируемого помещения. Наряду с одноцветной мозаикой производители предлагают большое количество стандартных смесей, составленных из мозаик различных цветов.

Также пользуются успехом «растяжки» – полосы, изготовленные из мозаики одного цвета, но разных тонов. Этот прием весьма популярен, так как изменение насыщенности цвета от темного к светлому, оптически увеличивает объем помещения.

Особый шик – поместить в интерьере мозаичное панно. Стоимость панно зависит от размеров и сложности рисунка (рис. 6). Геометрическая технология набора орнамента считается относительно мало затратной: при создании рисунка мозаику не нужно разрезать на более мелкие части. Узоры получают путем простого подбора цветов. Затем мастер вручную выкладывает нужный орнамент на сетке-матрице.

Современные компьютерные технологии позволяют воплотить в мозаике любой сюжет, в том числе и придуманный заказчиком. Но в этом случае стоимость панно рассчитывается индивидуально.

Рис. 6. Мусульманское панно

Мозаичные бордюры – еще один вариант декорирования интерьеров и чаш бассейнов. Как правило, они представляют собой традиционные орнаменты разных цветов. Стандартная ширина бордюров – 10, 15 и 17 см.

Для выпуклых поверхностей более пригодны заводские ковры стеклянной мозаики или смальты на бумаге, а для вогнутых – на сетке. Сухая клеевая строительная смесь требуется такой, чтобы обеспечивала адгезию не менее 3 МПа и обладала жизнеспособностью не менее 30 мин. для укладки простых панно и более 60 мин. – для сложных.

Для самостоятельного выполнения мозаики понадобится «болгарка» с абразивным лепестковым кругом. Она необходима для подготовки поверхности. Шпателем с V-образными зубьями наносят цементную или клеевую пасту на подготовленную поверхность. С помощью кусачек стеклянной плитке придают необходимую форму. Поверхность мозаики выравнивают по уровню. При создании мозаики стеклянную плитку сажают на клеящий состав. Ручной пресс необходим для создания усилия при формировании мозаики. Затирка – это сухая строительная смесь заданного цвета, необходима для заполнения межплиточных швов.

Начальным этапом изготовления мозаики в стене является подготовка поверхности. С помощью «болгарки» с абразивным лепестковым кругом, шлифовальной машины или ручных инструментов со стены удаляют старые обои, неплотно прилегающую шпатлевку, клей, жир, грязь. Трещины и сколы шпатлюют и выравнивают.

Особое внимание в процессе работы следует обращать на влажные участки. Нужно обязательно установить причину увлажнения и устранить ее, после чего отсыревшую поверхность дополнительно покрыть жидким водозащитным составом, обеспечивающим герметичность покрытия и адгезию защищенной поверхности со смальтами.

Поверхность разделяют на участки, пронумерованные по схеме. Каждому из них соответствует определенный монтажный модуль с частью мозаичного рисунка. Разметка производится карандашом с помощью рулетки, угольника и длинной рейки.

Клеевую сухую строительную смесь надо затворить рекомендованным количеством воды согласно прилагаемой инструкции. Делают это в ведре, электродрелью с насадкой – мутовкой и наносят на чистую и слегка увлажненную поверхность пластмассовым шпателем с V- или П-образными зубьями 4×4 мм.

Клеевым составом следует покрывать только ту часть поверхности, которую можно отделать в течение 10-15 мин. до начала твердения состава. Перед приклеиванием мозаичные модули монтажного листа с помощью шпателя намазывают приготовленным клеевым составом и прикладывают к поверхности в соответствии с их нумерацией.

Для равномерного прижатия и ровного прилегания смальтовых ковров к поверхности применяют ручной пенопластовый пресс.

Зазоры между модулями должны иметь размер равнозначный размеру швов между кусочками смальты. Выравнивание модулей осуществляется по линиям разметки. В ряде случаев (на углах, на стыке с полом и потолком) возникает необходимость обрезать смальты. Эта операция производится с помощью специальных кусачек.

Процесс окончания времени схватывания цементного клеевого состава обычно длится от 20 до 40 мин (в зависимости от свойств цемента и добавок, от материала смальты и фактуры поверхности), после чего листы бумаги смачивают губкой и отделяют от затвердевшей мозаики, как бумагу с переводных картинок.

Излишки цементного клеевого состава удаляются мокрой тряпкой. После окончания времени схватывания цементного клеевого состава (через 2-3 ч.) наступает очередь затирки зазоров между смальтами. Она производится широким резиновым шпателем предварительно разведенной водостойкой затиркой (фугой) нужного цвета. Зазоры должны заполняться составом полностью и не иметь пустот. Излишки затирки удаляются по ходу работы, а через день смываются с поверхности. Применение кислот для этих целей недопустимо. Окончательная чистка мозаики с применением горячей воды и едких составов возможна через семь дней со времени завершения монтажа. Бассейны, фонтаны, емкости, отделанные мозаикой, могут наполняться водой через двадцать один день после проведения затирочных работ, то есть после набора марочной прочности. Необходимо обеспечить влажный режим твердения готовой мозаики.

Наконец о цене. Понятно, что в зависимости от производителя, используемых материалов и сложности работы она может отличаться на порядок. Наиболее дешевая мозаика – стеклянная, в виде разноцветных смесей. В России она обойдется примерно в $15-30 за 1 м2. Стекло с декоративным эффектом дороже в пять-шесть раз.

Вне конкуренции высокохудожественные работы, которые нередко стоят тысячи (иногда – сотни тысяч) рублей, как произведения искусства.

Менее дорогие декоры и панно, собранные из неколотой мозаики. В любом случае возможность выбора есть всегда. В разных городах стоимость одного квадратного метра мозаики отличается до десятков раз. Например, квадратный метр стеклянной мозаики в Челябинске стоит минимум $400-700.

В Турции аналогичные материалы и работы стоят в 2-10 раз дешевле, чем в России, а опыт их применения значительно больше и носит массовый промышленный характер.

Сегодня чаще всего используют не чистую смальту, а ее сочетание со стеклом или только стекло. Фирма BISAZZA (Италия), «тяжеловес» в области производства мозаичной продукции, предпочитает венецианское стекло, слегка шероховатое или гладкое, прозрачное или непрозрачное. Фирма PICASSO (КНР) предлагает стеклянную продукцию подобную той, что выпускает BISAZZA, но гораздо дешевле.

В России аналогичное производство прекратило свое существование с распадом СССР. Отечественный строительный бизнес проявляет повышенный интерес к применению стеклянной мозаики и смальты в основном для частного домостроения. В связи с отсутствием предложений от отечественных производителей стеклянной мозаики и смальты стоимость продукции, импортируемой из других стран, а также мозаичных работ превышает аналогичные цены в странах-производителях в десятки раз.

Библиографический список

1. Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э.С. Смирновой. ред. и сост. А.С. Преображенский.

2. М.В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла». 1752 г.

3. Студии мозаики компании «Конвент-Центр», Москва.

4. Студия мозаики «Ширякин и Ко».

5. Турецкая фабрика «BETEBE». www.betebe.com.tr.

6. Турецкая фабрика «FLASH GLASS MOSAIC», www. Flashglassmosaic.com.

7. Турецкая фабрика «EMTAS», www.emtasglassmosaics.com.

8. Турецкая фабрика «YILDIZ CAM MOZAIK», www.yildizcammozaik.com.

9. Турецкая фабрика «MOTIF PROJE», www.motifproje.com.

10. Турецкая фабрика «KUZEY KIMYA mozaik»

11. Турецкая фабрика «BETSAN cam mozaikleri», www.betsan.com. http://www.youtube.com/watch?v=z67WudfDZGk&list=FLoRCN7zoIbt4-yA6ni-eUDw BETSAN Cam Mozaik Seramik / MOSAIX, Glass Mosaic Tiles Manufacturer in Istanbul / TURKEY – Factory. T.+90212 548 0 548. mosaix@betsan.com www.betsan.com.

12. Княгиня М.К. Тенишева и основанный ею «­Историко-этнографический музей» въ Смоленске. Журнал «Нива» № 28 от 1911 года, стр.519-520.

13. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни (Близкое прошлое, Страниц: 464): Молодая Гвардия, Москва, 1991, 1-ое издание, 2006, 2-ое издание, ISBN: 5-235-02816-3.