Новости строительного комплекса #2

Новости строительного комплекса #2

Минстрой готовит СП для работы строек в период пандемии

Пандемия COVID-19 вынудила Минстрой начать подготовку нового СП в сфере строительства. Это свод правил по организации работы стройплощадок в условиях карантинных ограничений. В настоящее время разработка документа почти завершена. Об этом сообщил замглавы министерства Никита Стасишин. Он уточнил, что проект документа уже готов и проходит согласования в федеральных органах исполнительной власти, а также в администрациях регионов. Помимо этого СП обсуждается в экспертном сообществе и с девелоперами, добавил Стасишин.


За основу для нового свода правил взят столичный стандарт по работе строек в условиях пандемии COVID-19. Как считают некоторые источники, проект СП предусматривает различные комплексы мер в зависимости от эпидемиологической ситуации. Например, при интенсивном режиме реагирования предусмотрен семидневный карантин и тестирование на инфекции для прибывших из других регио­нов, соблюдение дистанции в 1 м при производстве работ, использование маски, если дистанция невозможна.

При экстремальном режиме требования ужесточают: карантин для прибывших из других регионов увеличивается до 14 дней, использование масок и перчаток становится обязательным для всех, минимальная дистанция между рабочими вырастает до 2 метров.

У Минстроя может появиться собственный девелопер

Его создание прорабатывают в Минстрое, – заявил первый замглавы министерства Ирек Файзуллин. Соответствующий законопроект планируют подготовить в обозримые сроки. «Видимо, (новая госструктура появится – ред.) в форме государственной корпорации или публично-правовой компании», – сказал Файзуллин.

Как можно предположить, «мегадевелопер» появится на базе передаваемых Минстрою шести строительных госзаказчиков от пяти федеральных органов власти: Минспорта, Минкультуры, Минобрнауки, Минздрава и ФНС. Соответствующее распоряжение правительства вступит в силу с 1 октября.


Ранее передачу строительных госзаказчиков Минстрою прокомментировали в пресс-службе вице-премьера Марата Хуснуллина.

«Объединение в Минстрое функций заказчика по объектам инфраструктуры позволит эффективнее управлять проектами, повысить их качество, снизить сроки их реализации, а также предотвратить появление незавершенного строительства в стране», – заявил представитель зампреда кабмина.

Робкий рост… тенденция?

Согласно данным, опубликованным Росстатом, средняя отпускная цена у производителей бетона в России в июле 2020 года составила 3 683,76 рублей за м3 без НДС, незначительно увеличившись по отношению к предыдущему месяцу. Таким образом, после небольшого снижения цены в июне, цена бетона вновь пошла вверх. Подобное поведение цены довольно типично для данного временного периода. Так, в среднем с начала десятилетия оно составляло в период июнь-июль +0,9%, так что ее повышение на 0,3% в этом году выглядит вполне предсказуемым. Напомним, что цемент за тот же период подорожал на 0,7%, а щебень на 1,1%.

Абсолютным лидером по приросту цены стал Северо-Западный федеральный округ. Здесь всего за месяц цена бетона выросла на 15,1%. Лидером по снижению цены стал Приволжский федеральный округ.


В сравнении с ценами июля прошлого года более всего бетон подорожал в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (на 8,0% и 6,7% соответственно). Наибольшее снижение цены за 12 последних месяцев зафиксировано в Северо-Западном федеральном округе (-7,1%).

Если смотреть на динамику изменения цены с начала года (июль к январю), то наибольший прирост отмечен в ЦФО (+1,3%), а наибольший спад в СФО (-12,0%).

Потребление щебня по ж/д в августе вновь на высоком уровне

По итогам восьмого месяца текущего года суммарное потребление щебня по железной дороге составило 13 410,1 тыс. тонн. А это значит, что август стал уже пятнадцатым подряд календарным месяцем, когда потребление щебня по железной дороге превосходит аналогичный прошлогодний результат, т.е., несмотря на коронавирус и, как следствие, спад потребления почти всех основных строительных материалов, прирост потребления щебня уверенно сохраняется. До рекорда месяца, установленного в 2012-м году, еще очень далеко и разрыв составляет около 11%, но результат августа этого года стал лучшим за последние 6 лет.

Потребление щебня по федеральным округам выглядит следующим образом: в одной половине округов потребление щебня по сравнению с прошлым месяцем увеличилось, а в другой – снизилось. Лидером по увеличению потребления стал Северо-Кавказский федеральный округ, где всего за один месяц спрос на щебень вырос в 2,5 раза. Лидером по снижению стал Дальневосточный регион.

Если сравнивать итоги августа 2020 года с итогами аналогичного месяца прошлого года, то увидим похожую картину: в половине округов произошло увеличение объемов потребления щебня по железной дороге, а в другой половине – снижение. По данному критерию наибольший прирост показал Центральный федеральный округ (+28,6%), а наибольший спад – Северо-Кавказский (-22,7%).


Потребление щебня по регионам. Список областей с суммарным потреблением в июле более 100 тыс. тонн щебня, в которых зафиксирован наибольший рост потребления по сравнению с предыдущим месяцем, возглавила Смоленская область +113,3%, замыкает топ-10 Курганская область +16,1%.

Алтайский край (-52,3%) показал наибольший спад среди 10 областей, где зафиксировано снижение потребления щебня по сравнению с предыдущим месяцем и объем потребления которых превышает 70 тыс. м3 щебня в отчетном месяце. Минимальный спад отмечен у Чувашской республики -12,8%.

Производство цемента в РФ (с января по июль 2020 года)

В июле спад на рынке цемента замедлился – производство сократилось на 6,8% по отношению к июлю 2019 г. Это минимальное сокращение за 4 последних месяца. Всего за январь-июль 2020 г. было произведено 31,2 млн т цемента, что на 5,2% (1,7 млн т) меньше, чем за тот же период прошлого года.

Наиболее значимым спад производства за январь-июль был в ЮФО – на 10%. Позитивной динамика была в СКФО – прирост на 1,8%. В остальных федеральных округах производство уменьшилось.

В июле производство цемента выросло опять же в Северо-Кавказском федеральном округе. Прирост составил 6% по отношению к июлю 2019 г. Наибольший спад был отмечен в Дальневосточном ФО – на 14% к сопоставимому месяцу прошлого года. В остальных федеральных округах спад производства был на уровне 6-9%.

Отгрузка цемента ж/д транспортом в июле снизилась на 8,2% к уровню июля 2019 г., на долю жд-отгрузки пришлось 45,0% потребления (годом ранее в том же месяце – 45,8%).

По итогам января-июля максимальный спад производст­ва был у заводов, аффилированных с «Новоросцементом», – почти на 14%. Высокие темпы снижения зафиксированы у независимых заводов, не входящих в холдинги – в среднем на 9%. «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» сократил выпуск на 6,3%. «Себряковцемент», Dyckerhoff и «ДВ-Цемент» уменьшили выпуск в среднем на 3-4%. «Сибирский цемент» отработал на уровне прошлогодних показателей. Две холдинговые структуры в январе-июле нарастили выпуск, несмотря на общий спад на рынке: Lafarge&Holcim увеличил производство на 1,9%, HeidelbergCement – на 3,4%.

Первый цементный завод России празднует свой 150-летний юбилей

Именно столько лет исполняется в 2020 году Щуровскому заводу – первому отечественному предприятию по производству цемента. Он был основан предпринимателем и промышленником Эмилем Липгартом в 1870 году и на протяжении своей полуторавековой истории был и остается одним из самых высокотехнологичных предприятий строительной промышленности страны. В 2007 году завод вошел в состав швейцарской компании Holcim, а с 2015 входит в Группу LafargeHolcim.


В 2011 году завершилась масштабная модернизация предприятия. Инвестиции в реконструкцию завода составили 550 млн евро и позволили полностью обновить технологическую линию, увеличить производительность предприятия в 3,5 раза, повысить энергоэффективность, а также улучшить экологические показатели. Две устаревшие печи для мокрого способа производства были заменены на одну печь для сухого способа длиной 86 метров – самую большую и современную печь в Европе, мощностью до 5500 тонн клинкера в сутки.

Сегодня Щуровский цементный завод входит в пятерку старейших предприятий LafargeHolcim по всему миру среди 178 предприятий Группы. Продуктовый портфель завода разрабатывается в тесном сотрудничестве и координации с научно-техническим центром LafargeHolcim во Франции. Современное оборудование обеспечивает высокое качество продукции, которая используется при сооружении знаковых строительных объектов современной России. Цемент Щуровского завода применялся при реконструкции стадиона Лужники, принимавшего финал Чемпионата мира по футболу-2018, а также при строительстве взлетно-посадочных полос аэропортов Шереметьево и Домодедово, модернизации Калужского шоссе и создании ЦКАД. Щуровский завод, единственный в России, производит белый цемент, который высоко ценится архитекторами и был применен при реконструкции Политехнического музея в Москве, возведении мечетей в Республике Татарстан, интерьерах и экстерьерах штаб-квартиры «Русской медной компании» в Екатеринбурге.

Компания Semey Cement (Казахстан) продолжает модернизацию

Несмотря на мировые кризисные явления, связанные с пандемией COVID-19, Semey Cement продолжает реализацию масштабного проекта модернизации производства. В конце августа был завершен международный тендер и подписан контракт с ведущим мировым поставщиком оборудования для помола цемента – немецкой компанией GEBR. PFEIFFER.


В соответствии с условиями контракта уже осенью 2021 года Semey Cement получит инновационную вертикальную 4-х валковую мельницу MVR-5000 производительностью до 200 тонн цемента в час. Новая вертикальная мельница полностью заменит все 9 существующих шаровых цементных мельниц, позволит расширить номенклатуру выпускаемого цемента и в 2 раза повысить энергоэффективность помола цемента.

В планах Semey Cement – строительство нового завода по производству клинкера сухим способом мощностью 1,2 млн тонн в год. В качестве площадки для возведения нового предприятия, которое планируется начать в 2025 году, рассматривается поселок Суыкбулак в Жарминском районе ВКО, где Semey Cement ведет добычу известняка используемого при производстве клинкера.

В Узбекистане запустили завод по производству цемента

В Ферганской области Узбекистана стартовало производство цемента на «Qurilish Ashyo Sifat Servis» – новом предприятии с проектной мощностью 100 тыс. тонн в год. Стоимость проекта составила $25 млн, а до конца года завод должен выпустить порядка двух тысяч тонн продукции.

Ожидается, что проектная мощность цементных предприятий республики увеличится на 60% до конца текущего года. В ближайшие полтора года ожидается строительство и пуск еще 10 цементных заводов в Джизакской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Ташкентской, Андижанской, Ферганской и Наманганской областях, а также в Республике Каракалпакстан.

«Мордовцемент» начал отгрузку цемента в полипропиленовой упаковке

«Мордовцемент», входящий в холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», начал отгружать продукцию в новой высокопрочной полипропиленовой упаковке. В нее фасуют цемент марки ЦЕМ I 42,5Б по 50 кг.

Полипропиленовая упаковка надежна и устойчива к механическим повреждениям. Даже при длительной транспортировке, многократных погрузочно-разгрузочных работах или долгом хранении она гарантированно сохранит свою целостность и, следовательно, высокие качественные характеристики цемента. Такую упаковку повышенной прочности невозможно изготовить кустарным способом или подделать, так как при ее создании реализован ряд современных технологических решений. Это является дополнительной защитой покупателей от контрафакта.


Полипропилен – безопасный и экологически чистый материал, который может быть вторично переработан. Благодаря своей прочности, пропиленовые мешки также повторно используются в быту для сбора и утилизации мусора, в том числе строительного.

Долги «ЕВРОЦЕМЕНТ груп»

«ЕВРОЦЕМЕНТ груп», крупнейший российский производитель цемента, просрочил выплаты по долгу на десятки млрд рублей. Ранее холдинг был включен правительством в список системообразующих компаний. Этот производитель цемента входит в пятерку крупнейших в мире. Компания объединяет 19 цементных заводов в России, Украине и Узбекистане. Ее крупнейшим кредитором является «Сбербанк». В ноябре прошлого года он забрал 50 млрд рублей долга у «ВТБ», обменяв его на обязательства компании «Мечел», и теперь долги «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» обеспечили рекордный рост просроченной задолженности в корпоративном портфеле Сбербанка.


Как отмечает finanz.ru, в июле этого года объем проблемных кредитов на балансе банка вырос на 98,4 млрд рублей и $2,1 млрд. В результате на один крупнейший госбанк пришлось около 90% просрочки по займам бизнеса за месяц. Сбербанк уже подал иски к холдингу, принадлежащему Филарету Гальчеву, на сумму в 33,44 млрд рублей. По оценке Forbes его состояние исчисляется в 1 млрд долларов США.

В феврале этого года компанию возглавил Ашот Хачатурянц, который незадолго до этого покинул пост руководителя «Сбербанк Капитала», занимающегося проблемными заемщиками. Тогда в компании сообщили, что первоочередными задачами нового топ-менеджера станет подготовка новой стратегии развития «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Однако за июль корпорация просрочила выплаты по кредитам на общую сумму 271 млрд рублей, а к августу общий размер долга, который не обслуживается более 90 дней, стал рекордным как в абсолютном, так и относительном выражении.

В России начнут строить взлетно-посадочные полосы изо льда

Специалисты МГТУ им. Баумана разработали инновационную технологию строительства взлетно-посадочных полос в условиях Арктики. Об этом сообщил проректор университета по экономике и инновациям Евгений Сторожук. «Проект подразумевает создание быстровозводимых ледовых аэродромов. Это достигается за счет модифицирования ледового покрытия с помощью специальных химических реагентов, которые позволяют осуществлять посадку авиатранспортных средств на подготовленную ледовую полосу», – сказал Сторожук. Он добавил, что технологией уже заинтересовались в Минобороны, и университет работает с военными в данном направлении.

По словам проректора МГТУ, прочность ледовой полосы и наличие на ней трещин будут проверять проложенные в ее толще волоконно-оптические сенсоры. В оттепель нормативное состояние такой ВПП будут поддерживать с помощью подмораживания или добавления реагентов. Предполагается, что диспетчеры «ледовых аэродромов» смогут работать удаленно.

В целом, технология разработана для материковых территорий за Полярным кругом. В перспективе садиться на подобные ВПП смогут, в том числе тяжелые транспортные самолеты, резюмировал Евгений Сторожук.

Проректор МГТУ уточнил, что пока технология еще отрабатывается. По его словам, этот этап продлится год.

Подборка новостей подготовлена на основе информации порталов stroi.mos.ru, radidomapro.ru,beton.ru, amikron-c.ru, rucem.ru, kora-trading.ru, а также материалов от пресс-служб компаний LafargeHolcim, Semey Cement