Международная научно-практическая конференция «Российские и зарубежные технологии проектирования и строительства мостовых сооружений». Итоги

И.А. КОПЫЛОВ, канд. техн. наук, издательство «Композит XXI век»

В мероприятии приняли участие более двухсот специалистов строительных компаний, генподрядчики и субподрядчики по возведению мостов, представители проектных и научных институтов. Одновременно с конференцией прошла выставка специализированного оборудования, техники и материалов для мостостроения, представленных российскими и зарубежными компаниями-производителями. Издательство «Композит XXI век» знакомит с некоторыми участниками форума.

1.tif

На открытии конференции с приветственным словом к участникам обратились генеральный директор Международной ассоциации фундаментостроителей Екатерина Дубровская и замгенерального директора по научной работе АО «ЦНИИС» Юрий Новак. На пленарном заседании участники обсудили проблемы мостостроения, получили подробную информацию о новых нормативных документах, над которыми работают отраслевые специалисты. Директор филиала АО «ЦНИИС» НИЦ «Мосты» Игорь Сухов представил доклад на тему «Современные проблемы мостостроения, пути решения». Он затронул такие вопросы, как нормативная база для мостостроения, кадры и их подготовка, качество проектирования и выполнения СМР, уровень эксплуатации мостовых сооружений.

Евгений Деркач, руководитель представительства компании Mageba (Швейцария) – АО «Магеба», г. Санкт-Петербург, продемонстрировал продукцию известной европейской компании – полиуретановые швы закрытого типа POLYFLEX Advanced PU. Их конкурентные преимущества: исключительно долгий срок службы (выше примыкающих материалов), быстрая установка захватками с минимальным ограничением движения, проезд возможен через несколько часов (установка за 1 ночь), установка в широком интервале температур (от +5° до +35°С), высокая износостойкость и др.

2.tif

О более чем 25-летнем опыте производства и применения сварного трубчатого шпунта для подпорных стен мостовых, водопропускных сооружений и транспортных развязок рассказал Николай Ефремов, замгенерального директора по научной работе ООО «Трубошпунт инжиниринг».

Генеральный директор ООО «КАРСТ» Алексей Берендеев ознакомил участников конференции с технологией погружения трубосвай и трубошпунта большой длины и диаметра в сложных глинистых, валунно-галечниковых и скальных грунтах. Об эффективности данной технологии свидетельствуют устройство свайного основания под опоры мостового перехода через Керченский пролив (Крымский мост), устройство свайного основания под опоры строящегося железнодорожного моста через реку Тулома (Мурманская область), а также устройство стены из трубошпунта на строительстве сухого дока для компании «Новатэк» в пос. Белокаменка (Мурманская область).

3.tif

Генеральный спонсор конференции – компания Zinker (www.zinker.ru) представила доклад «Цинкирование – технология защиты металлоконструкций от коррозии». Генеральный директор компании Василий Бочаров подчеркнул, что цинкирование, в отличие от цинконаполненных ЛКМ (холодного цинкования), не требует перекрытия финишными слоями благодаря уникальному запатентованному полимеру, который обеспечивает катодную защиту цинка на протяжении всего срока службы. Применяется как самостоятельное покрытие по аналогии с горячим цинкованием, однако при необходимости может использоваться как грунт под различные ЛКМ и огнезащитные материалы.

Компания ООО «Дока Рус», хорошо известный производитель опалубочных решений для мостов, представила обзорный доклад о своей продукции. Инженер-менеджер Сергей Грундуль рассказал о широком диапазоне подъемно-переставной опалубки Doka и системах опорных лесов для возведения мостов.

Большой интерес у участников конференции, особенно у представителей проектных организаций, вызвал доклад «Ошибки проектирования фундаментов опор мостов», с которым выступил генеральный директор ООО НИЦ «Мосты» Алексей Сергеев.

4.tif

Опытом применения систем усиления мостовых сооружений на автомобильных дорогах государственной компании «Автодор» поделился начальник отдела оценки технического состояния мостов ООО «Автодор-Инжиниринг» Александр Анисимов. В частности, докладчик отметил преимущества и недостатки различных способов усиления. Так, монолитная плита повышает несущую способность за счет увеличения рабочей высоты сечения, дает заметный прирост жесткости, перераспределяет усилия между балками. А вот усиление наклейкой швеллеров напрямую увеличивает несущую способность сечения, при этом величину можно подбирать индивидуально для каждой балки, изменяя длину и площадь сечения швеллера. Наклонные тяжи в опорном сечении позволяют усилить балку на восприятие поперечной силы.

Менеджер проекта развития рынка металлоконструкций ООО «ТК «ЕвразХолдинг» Евгений Самарин представил доклад «Решения для мостов из проката ЕВРАЗ». В нем он обратил внимание участников конференции на эффективность применения прокатных двутавров по ГОСТ Р 57837-2017 в проектировании и строительстве мостов. Его доклад также коснулся темы изменения нормативов. Так, Е. Самарин сообщил, что экспертным заключением ТК 375 рекомендует в стандартах, в которых дана ссылка на прекратившие действие на территории РФ ГОСТ 8239-89 и ГОСТ 26020-83, применять ГОСТ Р 57837-2017.

Работу конференция сопровождалась работой четырех секций, и в каждой из них были доклады, вызвавшие живой интерес участников.

Секция 1 «Современные материалы для мостостроения»

5.tif

Мария Ледина, руководитель направления «Дорожное хозяйство» компании ООО «БАСФ Строительные системы» (www.master-builders-solutions.basf.ru), рассказала о контроле качества материалов, применяемых при строительстве, ремонте и содержании искусственных сооружений. С точки зрения производителя такой контроль должен проводиться в несколько этапов. Первый из них – входной. На данном этапе определяется пригодность материала для использования. Вторым этапом проверки является операционный контроль, цель которого – подтверждение правильности выбора именно данного типа материала для решения конкретной технической задачи. От точности и полноты проводимого контроля на каждом из этих этапов зависит качество выполняемых работ.

Евгений Снигарьков, технический директор ООО «ТД «Пенетрон» (www.penetron.ru), представил гидроизоляционные и ремонтные материалы для бетонных конструкций. Предприятие, созданное в 1991 году, производит и поставляет материалы для ремонта и защиты строительных конструкций. Реализация материалов производится через дистрибьюторскую сеть, которая насчитывает более 280 компаний в России, СНГ, странах Европы и Азии. Материалы, выпускаемые холдингом «Пенетрон-Россия», реализуются в 22 странах мира.

6.tif

Е. Снигарьков дал краткую характеристику производимых «Пенетрон-Россия» материалов. Система «Пенетрон» включает в себя следующие виды гидроизоляционных материалов:

– материал проникающего действия «Пенетрон» применяется для гидроизоляции железобетонных конструкций за счет существенного увеличения водонепроницаемости бетона. Также обеспечивает повышение морозостойкости бетона и его химической стойкости. Придает бетону свойство самозалечивания трещин с раскрытием до 0,4 мм;

– гидроизоляционная добавка «Пенетрон Адмикс» используется при новом строительстве. Обладает теми же свойствами, что и материал «Пенетрон». Применение добавки «Пенетрон Адмикс» позволяет существенно снизить материальные и временные затраты на выполнения гидроизоляционных работ. Данная добавка вводится в бетонную смесь в процессе ее приготовления на РБУ или в готовую бетонную смесь перед бетонированием;

– шовный материал «Пенекрит» необходим для обеспечения гидроизоляции рабочих швов бетонирования, сопряжений и примыканий в бетонных и железобетонных конструкциях;

– бентонитовый жгут «Пенебар», как и «Пенекрит», предназначен для гидроизоляции рабочих швов бетонирования. Применяется в процессе производства монолитных работ;

– материалы «Пенеплаг» и «Ватерплаг» предназначены для мгновенной остановки течей.

Система материалов «Пенебанд», включающая в себя эластичную ленту и специальный полимерный клей, предназначена для гидроизоляции деформационных швов в зданиях и сооружениях.

Система материалов «Скрепа» включает материалы для ремонта, восстановления и гидроизоляции строительных конструкций, такие как:

– «Скрепа М500 ремонтная» – используется для ремонта и гидроизоляции железобетонных, кирпичных и каменных конструкций различного назначения, в том числе методом мокрого торкретирования;

– «Скрепа М600 инъекционная» – используется для заполнения швов, трещин с раскрытием более 0,4 мм, пустот и полостей в строительных конструкциях с целью их гидроизоляции и усиления. Применяется как вяжущее для изготовления высокопрочных, водонепроницаемых, безусадочных бетонов и растворов.

– «Скрепа М700 конструкционная» – используется для конструкционного ремонта и гидроизоляции железобетонных, кирпичных и каменных конструкций различного назначения, в том числе методом мокрого торкретирования.

Кроме того, ГК «Пенетрон-Россия» выпускает инъекционные полиуретановые гидроизоляционные материалы, которые применяются для гидроизоляции подвижных трещин, заполнения полостей деформационных швов, устранения капиллярного поднятия влаги и ликвидации активного водопритока через строительные конструкции.

Материалы, выпускаемые холдингом, с успехом применяются на строительных площадках на территории нашей страны и за ее пределами.

Специалисты ГК «Пенетрон-Россия» готовы решить любые задачи, связанные с гидроизоляцией строительных конструкций, – от разработки оптимальных технических решений до выполнения гидроизоляционных работ любой сложности.

У участников конференции вызвал интерес доклад начальника отдела корпоративных продаж ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб» Михаила Дементьева «Опыт применения блоков из экструдированного полистирола Пеноплэкс при строительстве облегченных насыпей на слабых основаниях». Он наглядно, на основе короткого видеофильма, рассказал об эффективности применения продукции своей компании (www.penoplex.ru).

Тема доклада Максима Богданова, главного инженера ООО «Габионы Маккаферри СНГ», – армогрунтовые технологии в строительстве мостов и путепроводов, а также примеры их реализации на конкретных объектах.

Об опыте использования портландцементов со шлаком в транспортном строительстве и перспективах их применения рассказала технический эксперт ООО «ХайдельбергЦемент Рус» Светлана Мошковская. Проведенные испытания показали, что на базе цемента на основе клинкера нормированного состава с добавкой гранулированного шлака до 15% обеспечивается производство бетона, удовлетворяющего всем показателям долговечности: прочности, морозостойкости и водонепроницаемости. На примере тестирования бетонных образцов для монолитных разделительных парапетных ограждений подтверждена возможность получения и применения бетона на основе портландцемента со шлаком ЦЕМ II/А-Ш 42,5Н для бетонов с агрессивными условиями эксплуатации.

В рамках секции 2 «Мониторинг и оценка технического состояния мостовых сооружений» наибольший интерес вызвал доклад замгенерального директора по научной работе АО «ЦНИИС» Юрия Новака «Динамические испытания мостов. Опыт применения Вейвлет-анализа». Выводы, которые представил докладчик, вызвали живую дискуссию среди участников конференции, поскольку ученый резюмировал, что в ряде случаев обработки сложных сигналов от ударной (импульсной) или случайной нагрузки при динамических испытаниях мостов в соответствии со СП79.13330.2012 классический Фурье-анализ (БФП) не дает четкой и правильной спектральной картины. Кроме того, для подобных случаев, как показывает практика, весьма перспективным является применение интегрального решения Вейвлет-преобразование, например, на основе базовой функции «мексиканская шляпа». Далее, эффективность применения Вейвлет-преобразования показана на реальных примерах испытаний пролетных строений и буровых столбов. И наконец, можно рекомендовать методики, основанные на Вейвлет-преобразованиях, для широкого применения при испытаниях конструкций.

После завершения работы этой секции многие участники с большим интересом знакомились со стендом одного из спонсоров конференции – компании ООО «НТП «Горизонт», которая представила собственные измерительные решения для систем мониторинга напряженно-деформированного состояния строительных конструкций мостовых переходов.

Секция 3 «BIM-технологии в проектировании и строительстве транспортной инфраструктуры»

В этой секции интерес участников вызвал доклад технического специалиста ООО «МИДАС» (MIDAS) Степана Карачкова «Инновационные технологии MIDAS для объектов транспортной инфраструктуры. Единое комплексное решение для всей жизненной цепочки проекта. Практическое применение midas CIM при BIM-проектировании мостовых сооружений». Докладчик достаточно подробно и наглядно представил программный комплекс midas CIM, который объединяет технологию параметрического моделирования линейного дорожного объекта, процесс его проектирования и структурного анализа. Эта особенность дает преимущества при проектировании линейных искусственных сооружений, таких как мосты и тоннели.

Директор компании Allbau Software GmbH Владимир Шкатов рассказал о том, как оптимизировать процессы проектирования инфраструктурных объектов. Он представил программный комплекс для параметрического проектирования протяженных сооружений Allplan Bridge. Этот продукт позволяет осуществлять полный цикл – от вариантной концепции с расчетами до оформления рабочих чертежей по ГОСТ.

С опытом применения BIM-технологий в АО «Институт «Стройпроект», г. Санкт-Петербург, ознакомил заведующий сектором главных специалистов Юрий Суровцев. Он выступил на тему «Программное обеспечение для комплекса проектных работ по проектированию фундаментов (BIM-технология)».

Секция 4 «Композиты в мостостроении»

В этой секции наибольший интерес вызвали два сообщения. UMATEX Group (госкорпорация «Росатом») вынесла на обсуждение доклад «Современные полимерные композитные материалы для объектов транспортной инфраструктуры». Руководитель проектов Сергей Петрунин рассказал о новых направлениях работы, а также о продукции группы. В частности о системах внешнего армирования, композитных шпунтах и наплавных мостах.

Технический директор инжиниринговой компании INTRATOOL Дмитрий Бирюков представил современные композитные материалы для ремонта и усиления металлических и бетонных конструкций мостовых сооружений. Например, инновационная технология Concrete Cloth™, лицензированная компанией Concrete Canvas, позволяет использовать бетон на склонах, в воде и в других труднодоступных местах без смешивания и с помощью минимального оборудования. Разработанный бетон в виде рулонов содержит трехмерную структуру, которая укрепляет его, обеспечивая большую прочность и долговечность, чем стандартные цементные материалы. Бетонные рулоны Concrete Cloth™ можно быстро разрезать и закрепить на месте. Специально для применения в водной среде без использования кессонов был создан композитный материал ИНТРА КРМ-С СГ® из стекловолокна с предварительной пропиткой, который активируется под воздействием воды (как пресной, так и морской).

Завершала работу трех дней конференции техническая экскурсия на строящийся балочный мост через Карамышевское спрямление Москвы-реки (генеральный подрядчик – ПАО «Мостотрест»). Строительство балочного моста через шлюз № 9 канала имени Москвы ведет МТФ «Мостоотряд-4» – филиал ПАО «Мостотрест». Экскурсию провел замдиректора МТФ «Мостоотряд-4» С. Тарасов. Он рассказал об основных характеристиках строящегося моста. Пятипролетный мост с шестью полосами движения в обоих направлениях соединит улицы Народного Ополчения и Нижние Мневники. Благодаря этому на Северо-Западной хорде (СЗХ) будет устранено одно из «узких горлышек» и обеспечено комфортное движение без светофоров.

Организатором конференции выступила Международная ассоциация фундаментостроителей. Генеральным спонсором – компания Zinker, спонсорами: АО «Магеба» (mageba), ООО «Трубошпунт инжиниринг» и ООО «НТП «Горизонт». Официальную поддержку конференции оказали АО «ЦНИИС» и АО «НИЦ «Строительство». Информационными партнерами стали журналы «Технологии бетонов», «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века», «Фундаменты», «Дороги. Инновации в строительстве», «Инженерные изыскания».

×

Привет!

× Ваши вопросы - наши ответы