Новости строительного комплекса №11-12, 2019

Строители против глобального потепления

Всемирный совет по зеленому строительству представил план борьбы с глобальным потеплением. Если начать действовать сейчас, то уже к 2050 году строительная отрасль может стать полностью углеродно-нейтральной, считают эксперты. Для этого, однако, необходимы слаженные действия всех ее ключевых участников.

1.tif

К 2050 году все здания, как новые, так и существующие, должны стать углеродно-нейтральными. Такая цель заявлена в докладе «Предупреждая выбросы углерода», представленном Всемирным советом по экологическому строительству (WorldGBC).

В настоящее время строительная отрасль является источником 39% глобальных выбросов CO2, и это далеко не предел, предупреждают эксперты. К тому моменту, когда численность населения Земли достигнет 10 млрд человек, суммарный объем объектов недвижимости вырастет вдвое, что при нынешнем уровне выбросов фактически делает невыполнимым базовые требования Парижского соглашения.

В этой ситуации все игроки глобального рынка должны объединить усилия для постепенного перехода к углеродно-нейтральному девелопменту. Первоочередное внимание при этом следует уделить минимизации выбросов CO2 на стадии проектирования, строительства и демонтажа объектов.

Выросла отгрузка цемента. Надолго ли?

В сентябре текущего года с предприятий российских производителей цемента было отгружено в железнодорожный транспорт 2 560,6 тысячи тонн цемента. Статистика свидетельствует, что уже восьмой месяц подряд отгрузка цемента превосходит показатели прошлого года. С марта по июль 2019 г. превышение составило от 5,5% до 9,6%. В сентябре оно снизилось до 4,4%. Если сравнивать с итогами сентября 2017 года, то отставание – 6,3%, к сентябрю 2016 года – 4,8%, а к сентябрю 2015 года – 11,9%. Разница итогов сентября периода 2012-2014 годов и вовсе огромна и составляет от 18% до 21%.

На долю предприятий «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» в сентябре 2019 года пришлось 37,1%, и это абсолютно такой же показатель, как и в прошлом месяце. Надо отметить, что, потеряв 4,3% рынка в период с июня по июль 2019 года, холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» вновь наращивает объем присутствия. Больше всего отличился по данному критерию, как и в прошлом месяце, «Кавказцемент», который сумел всего за один месяц прибавить в отгрузке еще 10,5%. А лидером по снижению отгрузки цемента в железнодорожный транспорт стал, как и в прошлом месяце, «Липецкцемент» (-45,1%).

Сентябрь стал третьим месяцем этого года, когда отгрузка цемента по железной дороге постепенно снижается после прохождения сезонного пика, который в этом году был отмечен в июне. Тенденции рынка говорят о том, что снижение продолжится и дальше, и, возможно, оно пройдет даже более быстрыми темпами, чем в прошлом году.

2.tif

Ознакомиться с более детализированной информацией по отгрузке цемента по железной дороге можно, перейдя в разделы «Статистика отгрузки» и «Статистика потребления» или отправив соответствующий запрос на info@beton.ru.

Во что обходится проектное финансирование?

В Минстрое подсчитали стоимость проектного финансирования. По данным ведомства, средняя эффективная ставка по банковским кредитам на данный момент составляет 6,9% годовых. Эти цифры озвучил замглавы Минстроя Никита Стасишин на совещании вице-премьера РФ Виталия Мутко с девелоперами. По его словам, такова сегодня средняя эффективная ставка по банковским кредитам Сбербанка и банка «Дом.РФ». Он также уточнил, что срок рассмотрения заявок на кредиты составляет 45 дней. Никита Стасишин отметил, что вскоре Минстрой предложит «проект поправок, который нужен кредитным организациям для более эффективного рассмотрения заявок от застройщиков».

Виталий Мутко о мерах поддержки малых застройщиков

Для небольших строительных компаний, столкнувшихся с трудностями при получении проектного финансирования у банков, должны быть предусмотрены меры поддержки, заявил вице-премьер России Виталий Мутко.

4.tif

«Если банк классическим методом не может (предоставить кредит. – Прим. ред.), мы должны включать другие механизмы», – сказал он после совещания с девелоперами в московском офисе продаж ЖК «Зиларт» компании ЛСР. В первую очередь такими механизмами должны служить институт развития «Дом.РФ» и банк «Дом.РФ», – отметил вице-премьер. – Банк мы докапитализируем, и, как мы рассчитываем, в ближайшее время он выйдет где-то на 1 трлн рублей кредитных ресурсов для застройщиков. Мы исходим из того, что этот институт имеет сегодня возможность решать ряд вопросов с малыми застройщиками», – подчеркнул Мутко.

Кроме того, уточнил он, для решения проблем небольших застройщиков рассмотрят возможность применения иных институтов поддержки малого и среднего бизнеса. «Есть механизм поручительства, который мы пока не задействовали. Это когда Фонд защиты прав дольщиков получил докапитализацию правительством РФ на 2 млрд рублей и может выступать поручителем по тем кредитам, которые могли бы получать малые компании», – добавил он.

Ввод жилья в РФ за девять месяцев вырос

Ввод жилья в России за девять месяцев 2019 года вырос на 7,9% – до 42,3 млн м2, – заявил в ходе выступления на Российской энергетической неделе министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев.

«Да, положительная динамика по сравнению с прошлым годом есть, но это ниже запланированных нами в рамках нацпроекта показателей. При этом, когда начиналась реформа, нас пугали, что объемы ввода уже в 2019 году упадут не менее чем на 30%, этого не происходит, и, напротив, отрасль демонстрирует рост впервые после 2015 года, когда был понижающий тренд», – сказал Якушев.

Ранее чиновник заявлял, что проектный комитет нацпроекта «Жилье и городская среда» рекомендует скорректировать показатели по вводу жилья на 2019, 2020 и 2021 годы в параметрах 75-78 млн м2.

На новом заводе «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» в Узбекистане начался монтаж оборудования

6eurocement.tif

Президент «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Михаил Скороход посетил с рабочим визитом Узбекистан, где провел встречи с председателем правления Ассоциации «Узпромстройматериалы» Ботиром Зариповым совместно с представителями кабинета министров, а также с руководством компании-подрядчика – Beijing Triumph International Engineering Company (BTIEC), осуществляющей строительство нового цементного завода на площадке действующего «Ахангаранцемента».

С руководителем «Узпромстройматериалы» Михаил Скороход обсудил этапы реализации и перспективы развития кластера стройматериалов, в том числе строительство нового цементного завода, внедрение инновационных технологий производства сейсмоустойчивых железобетонных изделий, производство огнеупоров, выпуск современных стройматериалов для обеспечения строительного комплекса Узбекистана востребованной продукцией.

На совещании с представителями компании BTIEC были детально рассмотрены вопросы хода строительства нового цементного завода. Также стороны обсудили задачи по подготовке персонала для эксплуатации высокотехнологичного предприятия.

Выполнена большая часть общестроительных работ, осуществляется сборка металлоконструкций и оборудования. В частности, завершается монтаж теплообменника, высокими темпами выполняются работы по установке основных технологических фильтров, дымососов, холодильника клинкера, штабелеукладчика и штабелеразборщика в складе известняка и глины и сырьевой мельницы. В высокой степени готовности находятся работы по сварке и подготовке к монтажу корпуса печи.

Новый цементный завод станет крупнейшим в Центральной Азии по производительности основного технологического оборудования. Продукция предприятия удовлетворит спрос на основной строительный материал для реализации проектов жилищного и инфраструктурного строительства.

«Сибирский цемент» против фальсифицированного цемента

Проблема распространения фальсифицированного цемента сохраняет свою актуальность на строительном рынке Сибири. Об этом на пресс-конференции в ООО «Топкинский цемент» рассказала директор по связям с общественностью АО «ХК Сибцем» Дарья Мартынкина. Если в 2018 году емкость цементного рынка в СФО составляла 5 млн тонн, то приблизительно 130 тысяч тонн от этого объема – фальсификат. Это огромная доля.

7.tif

Несомненно, проблема решается, в том числе на государственном уровне. С марта 2016 года введена обязательная сертификация цемента. Эта мера дала положительные результаты. Так, по данным исследовательского центра «Международная торговля и интеграция», в 2015 году доля незаконного оборота цементной продукции в России составляла 11,7 млн тонн, или 18% от общего объема потребления цемента. В 2016-м этот показатель снизился до 8,9 млн тонн (16%), в 2017 году – до 6,1 млн тонн (11%). В целях борьбы с фальсификатом на рынке бетона введено обязательное декларирование подобной продукции.

Однако, по мнению Дарьи Мартынкиной, этих мер для полного освобождения рынка цемента и бетона от фальсификата явно недостаточно. Одно из принципиальных условий для эффективного решения данной проблемы – объединение усилий государства, добросовестных производителей, представителей СМИ, общественности, ученых.

Холдинг «Сибирский цемент» вносит свой вклад в противодействие распространению фальсификата. Специалисты компании регулярно проводят контрольные закупки. Если с цементом такая мера осуществляется уже давно, то контрольные закупки бетона проводились в этом году впервые. Если цемент или бетон не соответствует стандартам, то компания направляет заключение в контролирующие органы. Ключевая задача – реализуемая продукция должна строго соответствовать требованиям законодательства. Еще одна действенная мера, по мнению представителей «Сибирского цемента», – привлечение внимания широкой общественности и представителей органов власти к проблемам фальсификации цемента и бетона.

Отдельное направление борьбы за «чистый» цемент – информирование общественности об опасностях, связанных с приобретением некачественной продукции, через СМИ. В прошлом году «Сибирский цемент» провел пресс-тур, в ходе которого региональные журналисты приняли участие в контрольной закупке фальсифицированного цемента. В результате база по тарировке цемента, производственная мощность которой составляла порядка 15 тыс. тонн псевдоцемента в год, закрыта, возбуждено уголовное дело. В 2019 году аналогичный пресс-тур был посвящен борьбе с фальсифицированным бетоном.

Все проведенные мероприятия дают положительный эффект. Если в 2017 году рынок фальсифицированного цемента СФО оценивался экспертами в 150 тыс. тонн, то в 2018 году – это 130 тыс. тонн. Минус 20 тыс. тонн – видимое снижение рынка фальсификата цемента в федеральном округе.

Технология «теплых дорог» разрушает покрытие

Использование электропроводящего бетона для борьбы с обледенением на дорогах приведет к увеличению выбросов в атмосферу, а также к преждевременному разрушению дорожного покрытия, считает член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев.

8.tif

Ранее канал RT со ссылкой на работу специалистов из РосдорНИИ сообщил, что эксперты предложили использовать для борьбы с обледенением на дорогах и сугробами так называемые теплые дороги: то есть укладывать электропроводящий цементобетон (ЭПБ). Таким образом, снег и лед будут таять быстрее.

«Наши ученые настолько заняты интересными исследованиями, что забывают включить телевизор и узнать, что Россия присоединилась к Парижскому соглашению по климату. Это Соглашение в формате Рамочной конвенции ООН об изменении климата, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года. Дороги с обогревом приведут не только к увеличению выбросов в атмосферу, но и к преждевременному разрушению покрытия», – комментирует Васильев. По его словам, куда эффективнее для дорог и бюджетов регионов было бы принять необходимые нормативы по содержанию дорог под слоем уплотненного снега в так называемом накате.

Инновационное жилье из бетонного полотна

Прикладной дизайн приносит ощутимую практическую пользу и решает некоторые острые проблемы современности. Многие страны столкнулись с вопросом помощи беженцам. Европа оказалась в центре этого круговорота людей, вынужденно покинувших дома в поисках безопасного прибежища на чужбине.

9.tif

Дизайнерская студия Cutwork совместно с компанией Cortex Shelter разработала проект бюджетного, надежного и быстровозводимого жилья по новой технологии в качестве альтернативы палаточным городкам. Новый способ строительства способен решить проблемы беженцев и стран, которые их принимают.

Возведение такого шатра занимает один день при участии двух рабочих. Не требуется специальной техники или оборудования. Как правило, в больших лагерях дома беженцев – это армейские или туристические палатки, которые недостаточно комфортны и безопасны. К тому же трудно говорить о приватности и сохранности имущества.

В качестве шатров нового типа используется ажурный каркас из металлических труб и перемычек, который собирают вручную. В рамках устанавливают плитки гидроизоляционного материала. Следующий этап – укладка бетонной ткани в рулонах Cortex Composite. Третий и последний этап – смачивание верхнего слоя водой. После этого остается подождать 24 часа до полного затвердевания материала. Площадь такого сооружения – 7х3,5 метра. Срок службы при должном уходе – 30 лет.

При производстве рулонного бетона используется только 10% материала от стандартной технологии изготовления плит. Толщина затвердевшего слоя – чуть больше одного сантиметра, но он обладает повышенной прочностью, износостойкостью и антивандальными качествами. Внутри «капитальные шатры» обшивают интерьерными панелями, снабжают прочной дверью с замком и оснащают окном для доступа света и воздуха.

Новая технология выравнивания дорог

Проблема пластиковых отходов остается в повестке дня. С момента изобретения этого материала прошло чуть больше века, а он уже заполонил океан. Со временем стало понятно, что опасность представляют не только целые предметы, но и те, что разрушились до микроскопических частиц.

10.tif

Микропластик присутствует везде – в воде, земле и воздухе. Живые существа поглощают его, просто дыша, принимая пищу… Влияние этого вещества на организм до конца не изучено, но масштабы, которые принимает явление, выглядят пугающе.

Ученые сегодня стараются найти различные применения материалу, дабы безопасно использовать его в качестве вторсырья. Одно из интересных и вполне продуктивных решений – применение неразлагаемого материала при строительстве асфальтовых дорог. Вторичное использование пластика в составе битума позволяет создавать прочное, износостойкое дорожное покрытие.

Этот метод используют по всему миру, но первопроходцами стали американцы и шотландцы. Фирма, которая перерабатывает пластиковое вторсырье для дорожного покрытия, открыла заводы в Дамфрисе и Галлоуэе. Они принимают бытовой и промышленный мусор, который обычно отправляется на свалку, превращая его в гранулы.

Untitled-1.tif

На один километр такой дороги уходит 684 тыс. бутылок из пластика или почти 2 млн полиэтиленовых пакетов. Применение новой технологии – эффективный способ выравнивания дорог и заполнения выбоин. Гранулы соединяют с запатентованным активным веществом и фасуют для дальнейшей реализации.

В интервью корреспонденту Би-би-си представитель компании заявил, что данная смесь улучшает качество битума и значительно экономит использование природных ресурсов. Традиционно для покрытия применяют сырую нефть, камни, известняк и песок. В новом варианте часть наполнителей заменяется пластиковыми гранулами. Они растворяются в битуме и становятся безопасными с точки зрения того самого микропластика, распространением которого озабочены современные экологи. К тому же новый асфальт выделяет в разы меньше углекислого газа в атмосферу и может перерабатываться не один раз. Пока остается открытым вопрос о воздействии суровых шотландских климатических условий на новый вид дорог.

Американцы не отстают от европейских коллег. В Сан-Диего введена в эксплуатацию первая дорога из пластиковых отходов. В качестве испытательного полигона был выбран участок перед общежитиями кампуса. Если покрытие докажет свою состоятельность, планируется вымостить всю территорию университета.

Кроме того, подобные технологии уменьшают долю нефти в составе асфальта, что выгодно с точки зрения финансовых затрат. Планируется постепенное расширение альтернативного способа асфальтирования по всей территории США.

Прочность покрытия зависит от материала для гранул. Например, у пакетов и бутылок различные свойства, соответственно, эти предметы будут использоваться и для разных целей. Из одних получаются прочные дороги для тяжелой техники, из других – рассчитанные на меньшую нагрузку. Пластмассы полностью гомогенезируются в смеси и превращаются в модифицированный битум со свойствами пластика, не выделяясь в атмосферу в виде микрочастиц; уменьшаются и выбросы парниковых газов.

Подборка новостей подготовлена на основе информации порталов radidomapro.ru, beton.ru, stroi.mos.ru, РИА Недвижимость, аnсb.ru, kuzzbas.ru, строй-россия.рф, а также материалов пресс-служб компаний «Евроцемент груп», АО «ХК Сибцем».